Развитие высшего образования в Японии с точки зрения социологов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Проведенный обзор становления и развития высшего образования в Японии показывает, что в его системе господствует принцип примата общеобразовательной подготовки студентов. Общее образование обладает в Японии самой высокой ценностью из всех видов образования. Получая образование, считают японцы, человек готовит себя не к какой-то конкретной узкой сфере деятельности, а к жизни. Общее образование, утверждают японские исследователи, способствует развертыванию творческих способностей, так необходимых мозговым трестам фирм. «Чтобы Япония сохранила высокие темпы роста, – указывала в 1966 году группа японских экспертов, – в стране должна быть создана система технического образования, предусматривающая воспитание творческих способностей взамен воспитания способностей воспринимать или копировать технические достижения других стран». Если взглянуть на программы специализированных колледжей и университетов, то можно увидеть, что половину учебного времени студенты тратят на усвоение общеобразовательных курсов. От выпускников требуется не «моментальная пригодность», а «пригодность, на которую не повлияют будущие изменения в характере работы». На такие требования со стороны компании указали 80–90% выпускников Токийского университета и университета Васэда против примерно 50% выпускников Гарвардского и Мюнхенского университетов в США и ФРГ. Среди японских специалистов по подготовке технических кадров уже давно укоренилось мнение о том, что выпускник технического вуза не должен быть лишь «узким технарем», он обязан обладать глубокими познаниями в области естественных и гуманитарных наук. Японский профессор Минору Танака предложил специальную программу, куда входят история науки и техники, отдельные направления естествознания, философия, логика, теория культуры и антропология, политическая экономия, социология науки и техники, наука о труде (психология, медицина, эргономика). Студент, по мнению Минору Танака, должен обладать информацией по всем этим отраслям. Для углубленного изучения, считает он, студент технического вуза должен избрать 1-2 направления.
Таким образом, предпринимаемые в сфере высшего образования меры по углублению специализации не ущемляют общеобразовательной подготовки обучающихся. Современная система образования в Японии Ступени образования Как выглядит сегодня система образования в Японии: · Дошкольное образование. Сюда относятся ясли, детский сад и специальные школы с коррекционной программой для инвалидов; · Школьное образование. Включает в себя школы с тремя ступенями – сё:гакко (начальная), тю:гакко (средняя) ико:то:гакко (старшая); · Высшее и специальное образование. Как и в отечественных и западных странах, сюда входят вузы, техникумы и колледжи. [5] Экзамены в Японии Экзамены в Японии являются самой большой проблемой для учеников. Каждый экзамен длится в течение нескольких часов, а их сложность обуславливает необходимость подготовки к ним в течение длительного периода. Очень сложные экзамены являются частой причиной самоубийств учащихся. В начальной школе экзамены отсутствуют, а в средней и старшей школе экзамены сдаются пять раз в год – в конце триместров и в середине первых двух триместров. Срединные экзамены посвящены математике, японскому и английскому языку, обществоведению и естественным наукам. В конце каждого триместра сдаются большие комплексные экзамены, предусматривающие проверку абсолютно всех предметов. По результатам экзаменов определяется, перейдет ли учащийся из средней в старшую школу. В зависимости от полученных баллов, определяются школы – для тех, кто показал высокие результаты, предлагаются престижные учебные заведения, для учеников с плохими результатами предлагаются плохие школы, после которых нельзя поступать в вузы. Как правило, у выпускников таких школ нет никаких перспектив в карьере. [5]
Система высшего образования Японии Система высшего образования подразделяется на четыре основные вида образовательных учреждений: Университеты полного цикла В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах – 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах – 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» – кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей: 1. студент, который намерен добиться конкретного научного результата в процессе пребывания в стенах университета в дополнение к основному 4-летнему образованию; 2. студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс; 3. студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии. В этом случае студент может через некоторое время вновь получить въездную визу для поступления в университет [2].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|