Заметьте, что Рюрик так же рассаживал своих мужей по разным городам.
Занятие 7. Владимир Святославович и Крещение Руси. Домашнее задание. Выясните значение терминов: Религия Язычество Политеистическая религия Монотеистическая религия (монотеизм) Во время своих походов Святослав разделил все русские земли между 3 своими сыновьями. Старшего сына – Ярополка – он посадил в Киеве, средний сын – Олег – получил Древлянскую землю. Младший сын – Владимир – получил в правление Новгород. Заметьте, что Рюрик так же рассаживал своих мужей по разным городам. К 977 г. относится первая русская княжеская междоусобица. Ярополк разбил древлянскую дружину Олега, а сам Олег погиб в бою. Младший из трех братьев – Владимир – бежал из Новгорода «за море» к варягам, и спустя 2 года вернулся оттуда с наемной варяжской дружиной. В 980 г. он убил Ярополка и занял киевский престол. Князь Владимир правил до 1015 г. Владимир, вероятно, понимал, что для укрепления власти княжеской власти требуются идеологические основания. Как мы уже говорили, основная масса древнерусского населения в X в. исповедовало язычество. Верховным богом славян был Перун – бог войны, грома и молнии. Однако в каждом славянском племени могло почитаться и какое-то свое божество. Владимир решил провести реформу язычества и определил самым главным богом Перуна, повелел по всем городам установить ему статуи и регулярно приносить жертву. Видимо, таким образом он стремился закрепить в сознании своих подданных параллель: «главный бог, которому все подчиняются, - единый правитель государства». Однако реформа язычества провалилась – отдельные племена так и продолжали поклоняться своим богам и не признавали главенства Перуна.
В 981 г. Владимир совершил поход против Польши и отвоевал у польского короля приграничные территории. В 982 г. он захватил земли вятичей, в 983 г – земли литовских племен, в 984 г. – подчинил себе племена радимичей. В этот же период Владимир приказал строить по реке Десне крепости. Таким образом была решена одна из самых важных на тот момент задач – защита юго-восточных рубежей от набегов печенегов. Видимо здесь, в приграничных крепостях и размещались «заставы богатырские», где служили богатыри – герои русских былин (см. Васнецов «Богатыри»). Под 986 г. Нестор в «Повести временных лет» приводит так называемую легенду о выборе веры. Он пишет, что Владимир решил выбрать для своей страны новую религию и отправил послов в: Западную Европу – познакомится с католичеством; Византию – познакомится с православием; Волжскую Булгарию – познакомится с исламом; Хазарский каганат – познакомится с иудаизмом. Итак, Владимир выбирает между 4 новыми религиями. Под 987 г. в летописи указано, что послы вернулись и рассказали о том, что увидели в своих путешествиях. Рассмотрим летописные аргументы и реальные причины за/против в выборе той или иной религии.
Был и субъективным момент в пользу выбора православного христианства. В 988 г. византийский император Василий II обратился за военной помощью к князю Владимиру для борьбы с мятежом полководца Варды Фоки. Дружина и сам князь Владимира согласилась помочь, однако Владимир попросил отдать за него замуж византийскую принцессу Анну. Владимир и император Василий совместно подавили мятеж, однако Василий не торопился отдавать за Владимира свою сестру Анну, объясняя это язычеством Владимира. Тогда Владимир осадил Корсунь (Херсонес, совр. Севастополь) и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение себя и своей дружины. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве. Монотеистическая религия, когда люди верят в одного бога, является важным способом укрепления государства и власти его правителя. «Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Крещение Руси большое международное значение: Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Во главе Русской православной церкви с 1037 г. был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриарх ом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священник и в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). По приказу князя Владимира была построена первая русская церковь – Десятинная (то есть на деньги от уплаты десятины). В первой половине XI в. в Киеве был основан Киево-Печерский монастырь, где в начале XII в. Нестор напишет «Повесть временных лет». В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|