Тема 2: «Метод и методич обесп-ие фин-хоз кон-ля»
Тема 1: «Фин-хоз контроль в системе упр-ия» Функции контроля: - информац-ая – контроль позв-т получить инф-ию о сост-ии фин-хоз деят-ти экономич агентов - профилакт-ая – позволяет предупр-ть возможные злоупотребления со стороны субъектов хоз-ия. - мобидизир-ая – вынуждает субъектов объединить все имеющ-ся у них рес-сыдля обесп-ия закон-ти хоз-ия. - воспитат-ая – восп-т у раб-в потребн-ть неукосит исп-ия их должн-ых обяз-ей. Явл-ся эффект методом борьбы с расточительством и халатностью. Принципы осуществления контроля: - законность – контроль должен осущ-ся строго в соотв-ии с законодат, начиная от его планиров-ия и заканчивая рассмотр-ем рез-в проверки. - дейст-ть и результ-ть – контроль долж приводить к синхрониз-ии экон процессов с миним обществ затр-ми - компл-ть, регулярн-ть, сист-ть – контроль должен охв-ть все сферы деят-ти экономич агентов, осущ-ся в опред сроки в соотв с поставл целями и задачами - гласность – результаты проверки д б изв-ны общ-ти - всеобщность – контроль должен охв-ть все уровни упр-ия и власти. Источники инф-ии – док-ты, котор сод-т инф-ию о предмете контроля (первичн док-ты, док-ты опер учёта) Субъект контроля – тот, кто проверяет. Объект контроля – тот, кого проверяют. Предмет контроля – то, что проверяют (функции менеджмента, фин-хох операц, им-во орг-ии) Гос контроль – контр, котор осущ-ся контр упр-ми госуд стр-р упр-ия и власти в отнош-ии суб-в независ от их ведомств подчин-ти. Комитет гос контроля – высший орган контроля в РБ Осущ-т контроль: * за исп-ем республ бюджета * исп-ие государств собст-ти * исп-ем зак-ва, регулир хозяйств, фин и налог отнош. Как высший орган контроля КГК осущ-т планир-ие контрольн деят-ти, включ след мероприятия:
* гос органами формир-ся сводн планы пров-к на кажд полугодие, утв-ся их руковд-ми и перед-ся в органы КГК в электронном виде * на их основ-ии КГК формир координац планы, котор размещ-ся на офиц сайте КГК – не поздн 15.12 и 15.06. Национальный Банк: - контроль за деят-ью банков и небанк кред-фин орг-ий - валютный котроль - контроль за соблюд зак-ва об аудит деят-ти в банках - выдаёт лицензии на банковский аудит. Генеральная прокуратура: - осущ-т надзор за точным и единообр исполн-ем норм-правовых актов Национальный статистический комитет: - контроль за осблюд порядка представл-ия данных гос статистической отчётности Министерство внутренних дел (МВД): - контроль за собл-ем субъек-ми правил реализ тов-в, не допуск-их обман покупателей - контрль наличия у субъекта док-в на реализ товары. Министерство по налогам и сборам: - контроль налогов зак-ва, зак-ва о предпр-ве, лицензир - контроль порядка приёма наличн денежн ср-в при реализации товаров - контроль порядка предост-ия и исп-ия безвозм спонсорской помощи. Министерство труда и социальной защиты: - соблюд зак-ва о пенсионном обесп-ии и соц страх-ии - соблюд зак-ва о труде. Министерство финансов: - контроль за сост-ем федомств контроля в РБ - контроль за целев и эффект исп-ем бюджетн ср-в - контроль в сфере деят-ти с драгоц металл и камнями - контроль аудит, лотер деят-ти. Министерство экономики: - контрлль зак-ва о ценообр-ии, антимонапольн зак-ва. Госуд таможенный комитет: - контроль за соблюд тамож зак-ва, уплаты НДС, акциз - контроль за целев исп-ем товаров, ввезённых в РБ - контроль за осущ-ем внещнеторг операций - валютный контроль Иные органы государственного контроля: - управление делами Президента РБ - Департамент по ценным бумагам - гос комитет по имуществу - гос комитет по стандартизации. Ведомственный контроль – проверка вышестоящим органом по принципу ведомств подчин-ти по перечню вопросов данного ведомства.
Органы ведомственного контроля: - минист-во транспорта и коммуникаций - минист-во торговли, минист-во образ-ия - минист-во промышл-ти, Белкопсоюз РБ Указ Презид-та от 25 мая 2000 №293 «О мерах по усилению ведомственного контроля»: - службы ведомств контроля ежегодно предст-т в КГК утвержд-ые сводные планы проведения ревизии. - раб-ки ведомств служб контроля обязаны прох-ть курсы повышения квалиф-ии – не реже 1 раза в 3 года. Финанс-ие деят-ти ведомств-ого контроля осущ-ся: - отчисл-ий подведомст орг-ий – не более 0,1% выручки от реализации товаров, вкл в с/с. - ср-в, получ от проведен аудита иных суб-в хоз-ия. Указ Презид-та РБ от 16.10.2009 №510 «О соверш-ии конрольн (надзорн) деят-ти в РБ»: - плановые ведомств проверки провод-ся не чаще 1 р в 2 года независимо от отнес проверяемого суб-та к группам риска (высокий, средний, низкий) - внеплановые ведомств проверки по поруч-м органов уголовного преследования и судов.
Тема 2: «Метод и методич обесп-ие фин-хоз кон-ля» Методика контроля – сов-ть мет-в, использ-ых контр-ом в кажд кокретной ситуации. Метод контроля – сов-ть спос-в и приёмов, исп-ых контролёром в ходе проверки. Методы контроля: ревизия, аудит, хоз спор, тематич пров-ка, обслед-ие, расслед-ие, анализ. Отличит черты РЕВИЗИИ от АУДИТА: 1) Ревизия – метод фин-хоз контроля с целью устан-ия закон-ти, достов-ти и экон целес-ти соверш операций. 2) Порядок провед-ия ревизий регламент-ся УПРБ «О совершенствовании контрольн (надзорн) деят-ти» 3) При ревизии объект контр-я не выб-т контрол орган. Состав ревиз группы утв-т руков органа контроля. 4) Основание для провед-ия ревизии –приказ руков-ля 5) Прогр-ма ревизии утв-ся руков контрол-его органа с учёто поставл-ых задач проверки 6) Расходы на провед-ие ревизии осущ-ся за счёт ср-в органа контроля 7) При провед-ии ревизии связи м/у стор-ми вертик-ые 8) В случае обнаруж-ия наруш-ий по рез-ам ревизии виновн привл-ся к ответств-ти. Консульт-ии о способах исправл-ия нарушений ревизор не дёт 9) По результ-м ревизии сост-ся акт (справка) 10) Наруш-ия отмеч в акте ревизии, объект контроля обязан устр-ть, что контр-ся в послед ревизорами.
1) Аудит – пров-ка компет-ми специал-ми деят-ти ауд-ых лиц в целях оценки закон-ти фин-хоз операций и достов отчётности. 2) Порядок провед-ия аудита регламент-ся Законом РБ «Об аудиторской деятельности» -1-я ред-ия 1994 3) При аудите свободн выбор заказч-м аудит фирмы. 4) Осн-ние для провед-ия аудита –договор на провед аудиторской проверки 5) Прогр-ма аудита соглас-ся с заказч-м (исключение – обязательный аудит) 6) Расходы на провед-ие аудита оплачивает заказчик. 7) При провед-ии аудита связи м/у стор-ми горизонт. 8) Ауд-р в случае обнаруж-ия наруш-ий даёт консул-ии по их исправл-ию, к ответств-ти не привлекает 9) По результ-м аудита сост-ся аудиторское заключ 10) Наруш-ия отмеч в аудит заключ, заказчик обязан устр-ть. Аудитор не контр исполн-ие данной проц-ры Общие черты: - предмет котроля, - источники инф-ии, - норм обеспеч контрольн пров-ки, - способы и приёмы контроля, - знание одной и той же области - объём и содерж-ие процедур опред-ся планом Способы документального контроля: - сплошной – проверка всех док-в и зап-ей без искл-ия - выборочн – проверка док-в за к-л отдельн промеж-к контрол периода: * проверка части документов * проверка однор операций за квартал, месяц * проверка всех док-в за 1 декаду, за посл м-ц и т п. - комбиниров-ый – сочет сплошн и выборочн способы Приёмы документального контроля: 1) формальн пров-ка – контроль док-в на соотв-ие их установл формам, полн-ту заполн-ия всех реквизитов. 2) арифмет пров-ка – контроль прав-ти арифмет дейс-ий способом независимых подсчётов. 3) логическая пров-ка – сопост-ие отражен в докум-ах инф-ии с реальными показателями 4) экспертная пров-ка - направл на выяв-ие подделок 5) нормат-правов пров-ка – уст-т соотв-ие соверш операций закон-ву, учредит документам. 6) эконом пров-ка – уст-т эконмич целесообр соверш операций, их влияние на фин рез-т 7) встречн пров-ка – уст-т соотв-еие операций: * сопост-ие экземл-в одного и того же документа * сопост-ие значен одного и того же показ-ля, отраж в различн документах
8) контрольн сличения – данный приём исп-ся при проверке обор-сальд ведом-ей, мат отч-ов. Позв-т уст-ть дост-ть учёта движ-ия матер ценностей. Остаток на нач + приход = расход + остаток на кон 9) обратная калькул-ия – устан-т достов-ть списания сырья, т е по факт выпуску гот изд-ий исчисл расход сырья в соотв с принятыми нормами и сопост-ся с факт произв-м спис-ем сырья первичн документам. Факт кол-во выпущ изд-ий * норма расх – факт кол-во списан сырья и матр-в = отклонение 10) пров-ка коресп-ии счетов – контроль бухг записей на соотв их Плану счетов, обосн-ти исправл проводок 11) аналитич пров-ка – контроль соглас-ти показ-ей аналит и сиснтетич учёта, в формах отч-ти. Приёмы фактического контроля: 1) инвентаризация – проверка в натуре ден ср-в, матер цен-ей, др статей баланса на опред дату 2) контрольн обмеры – орган-ся для опред-ия фактич выполн-ия объёма строит работ с привлеч спец-ов по стр-ву. Обесп-ют пров-ку дост-ти учёта спис-ия строит материалов, начисл з/п. 3) обслед-ие объектов – изуч-ие орган-произв деят-ти: - анкетирование - наблюдение - фотограф-ие - хронометраж - осмотр 4) контрольн запуск сырья и материалов в произ-во – в присутств котроллера и спец-та технолога пров-ся весь технолог процесс, начиная от взвешив-ия сырья, его обр-ки и заканч-ая взвешиванием готовой прод-ии. Позвол-т уст-ть дост-ть норм спис-ия сырья и мат-в в производство. 5) выпуск контрольн партии – выпуск орг-ия провер-им со спец-ой, но заранее не объявл целью. 6) контр закупка товаров (контр оформл-ия зак-в) – искусств создан ситуация приобр тов-в без целиих потребл-ия или послед-ей реал-ии – с посл-им объявл-ем субъекту о пров-ии такой зак-ки и оформл-ем акта контрольной закупки. 7) лаборат анализ (технич контроль) – пров-ка кач-ва мат-в, сырья, тов-в, готов изд-ий по соотв станд-ам. Методы контроля прав-ти работы системы: 1 – автоматизир контроль: * моделир-ие проблемных ситуаций – вводят пробные данные и пров-т их через программу моделир-ия; получ данные рез-ты из-т с целью подтв-ия их достов-ти * тестирование входн данных – тестир-ся реакция программ данных на нестандартные ситуации 2 – неавтоматизир контроль: * опрос – сост-ся опред схемы для служ-их * подтверждение данных з-ей стороны * анализ выходных данных для выявления взаимосвязей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|