У Владимира от разных жен было 12 сыновей. После смерти Владимира Крестителя власть в Древнерусском государстве получил его старший сын Святополк. Он правил в Киеве с 1015 г. Сразу после начала правления Святополка против его власти выступил младший брат Ярослав, который получил в правление от Владимира Новгород. Около 1017 г. Святополк в борьбе с Ярославом убил своих братьев Борис и Глеба, которые поддерживали Ярослава в его борьбе за киевский престол. Братья Борис и Глеб были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми. Святополка стали называть Окаянным.
Ярослав, который испугался смерти братьев, бежал «за море» к варягам из Новгорода. Через год он вернулся с варяжской дружиной и начал борьбу со своим братом Святополком Окаянным. Святослав был женат на дочери польского короля Болеслава I. Болеслав предоставил своему зятю войска. Фактически усобица между князьями переросла в русско-польскую войну.
В 1019 г. Ярославу удалось изгнать Святополка и польские войска в Польшу. С 1019 г. Ярослав стал киевским князем.
В 1030 г. Ярослав совершил удачный поход в Прибалтику и основал несколько русских городов там.
В 1037 г. войска Ярослава отбил набег печенегов на Киев. В честь этого он приказал построить Собор Святой Софии в Киеве, который был красивее и величественнее собора Святой Софии в Царьграде (см. иллюстрацию).
В 1043 г. Ярослав со своими войсками на ладьях совершил поход на Византию. Поводом к походу стало убийство киевского купца в Царьграде. Флот Ярослава был поражен «греческим огнем» в Черном море. Не смотря на проигрыш морского боя, Ярославу удалось заключить новый договор с Византией, по которой обе страны остались в равных условиях. Поход 1043 г. был последней русско-византийской войной.
Ярослав вошел в историю России и как князь, который много сделал для развития культуры. При нем в 1037 г. было написано первое литературное произведение Древней Руси. Митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати», в котором он объяснил основные догматы православия. В это же время монахи начинают активно переводить византийские тексты религиозного и исторического характера на русский язык.
Ярослав инициировал создание школ, где обучали чтению, письму и основам математики. Грамотность начала широко распространяться в древнерусском обществе. Именно в это время (по данным археологии) массово появляться берестяные грамоты – способ повседневной переписки русского средневековья (см. иллюстрацию). Берестяная грамота – это кора березы, на котором люди процарапывают текст писалом ( специальной палочкой с острым концом).
Ярослав был назван Мудрым за создание первых русских законов. Они назывались «Русская Правда» и представляли собой запись правовых обычаев. «Русская Правда» - довольно сложный памятник, который дорабатывался затем потомками, детьми и внуками Ярослава, и действовал в России до конца XV в. Ярослав является автором первых 17 статей «Русской Правды».
Первые 17 статей «Русской Правды», которые составил Ярослав, фиксируют существование пережитков родового строя. Так, например, в этих статьях упоминается кровная месть, правда, Ярослав ограничивает ее кругом близких родственников.
Кроме того, «Русская Правда» фиксирует и еще один важный процесс, который идет в древнерусском обществе. Обратите внимание: постепенно русских все меньше совершают военных походов. Возможно, это связано с принятием христианства, довольно миролюбивой религией. Дружинники начинают от князя получать участки земли, на которых живут древнерусские крестьяне. Земля с крестьянами, которую дружинник получает от князя, называлась вотчиной. Крестьяне должны были обрабатывать землю дружинника и отдавать ему часть урожая. Такая система социальных отношений называется феодализмом, а дружинник становится феодалом. В России феодалов (владельцев земли с крестьянами, которые отдают часть урожая) называли боярами.
Развитие феодализма приводит к феодальной раздробленности: большое Древнерусское государство начинает распадаться на маленькие княжества. Между князьями усиливаются усобицы, они начинают бороться за киевский престол. Эти события происходят после смерти Ярослава Мудрого. Его сыновья и внуки на протяжении всей второй половины XI в. воюют друг с другом. В конечном итоге князья собираются на совет в 1097 г. в г. Любече. На этом совете они приняли решение, что каждый князь правит в своем княжестве и не претендует на владения других князей.
Князю Владимиру Мономаху, внуку Ярослава Мудрого, удалось объединить русские княжества под своей властью в начале XII в. Причиной для объединения стало нападение новых кочевников на русские земли – половцев. Князю Владимиру Мономаху и всем русским князьям удалось разбить половцев в походе 1111 г.
Кроме того, князь Владимир Мономах доработал «Русскую Правду». Он добавил в закон новые статьи, которые защищали людей, взявших деньги, зерно в долг или землю в аренду у бояр, от попадания в зависимость.
После смерти Владимира Мономаха распад Древнерусского государства на множество мелких княжеств усилился.
|
Престол
Канонизация
Окаянный (???)
Собор
Храм
Церковь
Монастырь
Флот
Догматы
Инициировать
Грамотность
Письменность
Повседневный/повседневность
Право
Правовая норма/норма права
Закон
Статья закона
Кровная месть
Миролюбивый
Крестьяне
Социальные отношения
Феодализм
Феодал
Боярин/ мн.число бояре
Феодальная раздробленность
Княжества
Половцы
|