Тема 3. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политической экономии.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и метод курса «История экономических учений». 2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.
Контрольные вопросы: 1. Что является предметом изучения истории экономических учений? 2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина? 3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений». 4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи? Практические задания Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшественники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершенствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов. Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.
Рисунок 1 – Развитие экономической теории
Тестовые задания:
1. Хронологический порядок возникновения экономических школ: а) меркантилизм; б) институционализм; в) историческая школа; г) австрийская школа; д) школа физиократов.
2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают: а) неоклассики;
б) неокейсианцы; в) представители исторической школы; г) институцианалисты; д) монетаристы.
3. Историческая последовательность экономических школ: а) меркантилизм; б) маржинализм; в) классическая школа; г) физиократы; д) институционализм.
4. Хронологическая последовательность экономических школ: а) классическая школа; б) кейнсианство; в) «молодая» историческая школа; г) институционализм; д) «старая» историческая школа; е) неолиберализм.
5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке а) в возрастании производимых материальных благ; б) в накоплении драгоценных металлов; в) в наращивании материальных и духовных благ; г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса; д) в уровне развития с/х производства; е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.
ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и метод изучения меркантилистов. 2. Этапы развития меркантилизма. 3. Историческое значение меркантилизма. 4. Особенности развития меркантилизма в России. Контрольные вопросы: 1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях? 2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему? 3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики. 4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.
5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма? 6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому. 7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях? 8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности? 9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему? 10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов. 11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики? 12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции. 13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой. 14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России? Практические задания:
Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа: – ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса: – развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса. Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.
Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым меркантилизмом
Продолжение таблицы 1.
Тестовые задания:
1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является: а) заграничные инвестиции; б) внешняя торговля; в) положительное сальдо торгового баланса;
г) превышение экспорта импортом. 2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере: а) торговли; б) производства; в) промышленности; г) транспорта; д) обращения. 3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали: а) Т. Мен; б) Ф. Кенэ; в) Д. Рикардо. 4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд: а) при добыче драгоценных металлов; б) в сельском хозяйстве; в) в промышленности; г) в торговле; д) в материальном производстве.
5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был: а) функциональный; б) причинно-следственный; в) эмпирический; г) эвристический.
6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали: а) Т. Мен; б) Ф. Кенэ; в) А.Л. Ордын-Нащокин; г) А. Монтекретьен; д) У. Петти; е) Д. Рикардо.
7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд: а) при добыче драгоценных металлов; б) в сельском хозяйстве; в) в промышленности; г) в торговле; д) в материальном производстве.
8. Ранние меркантилисты: а) Фома Аквинский; б) У. Стаффорд; в) А. Монкретьен; г) Ф. Кенэ; д) Г. Скаруффи.
9. Представителями позднего меркантилизма являются: а) Аквинский Фома и Блаженный Августин; б) Мен Т. и Монкретьен А.; в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.; г) Петти У. и Буагильбер П.; д) Локк Дж. и Ло Дж.
10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах: а) У. Петти; б) Т. Мена; в) П. Буагильбера; г) А. Монкретьена; д) Ф. Кенэ.
11. Основоположниками количественной теории денег являются: а) Т. Мен; б) Р. Кантильон; в) Ж. Тюрго; г) Д. Юм; д) А. Монкретьен. 12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был: а) эмпирический; б) причинно-следственный; в) функциональный; г) эвристический. ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|