Базовые принципы пяти мировых премий по качеству
Премии Правительства РФ в области качества учреждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423. Согласно Положению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206, премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. в своем обращении к участникам на церемонии награждения лауреатов 29 января 2015 года так прокомментировал происходящее: «…Хотел бы отметить профессионализм всех компаний, которые сегодня получат премии, и сказать, что вы многое делаете для укрепления конкурентоспособности, для развития своих отраслей…. Сегодня нам очень важны результаты и в области реальной экономики, и при создании продуктов в порядке импортозамещения, и при модернизации производств, которыми в значительной мере вы все занимаетесь. Поэтому общая позиция – что нужно ориентироваться на лидеров – остаётся абсолютно актуальной…». Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 9 установлено, что премии присуждаются по 3 категориям конкурсантов в зависимости от численности работающих в организации (не более 250, от 250 до1000 человек, свыше 1000 человек). Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовка предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 января 2005 г. № 18.
Организационно-техническое обеспечение деятельности этого органа возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ему же постановлением Правительства РФ от июня 2004 г. № 294 поручено проведение конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества. Ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил 'российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности. В основу модели премий, а следовательно, и самооценки на соответствие ее требованиям, как и в другие конкурсные модели, заложены принципы всеобщего менеджмента качества. Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает объективную оценку группы экспертов, которая представляется в виде экспертного заключения, содержащего данные о сильных сторонах деятельности организации и областях, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей. Основные условия участия в конкурсе: 1) добровольность; 2) возможность участия организаций независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг. 3) обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом; 4) обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника. Ограничения участия в конкурсе заключаются в следующем. 1. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют материалы только в области качества продукции гражданского назначения. 2. К конкурсу не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).
3. Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии. 4. К рассмотрению принимаются материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса. Основные этапы проведения конкурса. 1. Опубликование в СМИ объявления о проведении конкурса 2. Представление организациями заявок на участие в конкурсе 3. Подготовка и утверждение экспертов премии 4. Представление организациями-конкурсантами материалов для участия в конкурсе 5. Организация оценки материалов организаций-конкурсантов и проведение заседаний экспертных комиссий по выработке согласованных оценок 6. Организация обследования организаций-конкурсантов на местах и проведение обследования экспертными комиссиями 7. Подведение итогов конкурса года и подготовка предложений по присуждению премий и утверждению организаций для награждения дипломом Совета 8. Подготовка постановления Правительства Российской Федерации о присуждении премий по итогам конкурса 9. Церемонии награждения лауреатов премии и дипломантов конкурса По результатам экспертизы материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования их на местах совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации, которые награждаются дипломами совета. Постановление Правительства РФ о присуждении премий принимается, как правило, к Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в СМИ. Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых: не более 3 премий – организациям с численностью работающих не более 250 человек; не более 3 премий – организациям с численностью работающих от 250 до 1000 человек; не более 6 премий – организациям с численностью работающих свыше 1000 человек. Лауреаты премии получают диплом Правительства РФ и приз установленного образца. Награды руководителям организаций-лауреатов вручает Председатель Правительства РФ или его заместитель в торжественной обстановке в Доме Правительства РФ.
Организации — участницы конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев. Первая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); вторая характеризует то, что достигнуто («результаты»). Рис. 1. Модель премии Правительства РФ в области качества В первую группу входят следующие критерии: • лидирующая роль руководства (критерий 1); • политика и стратегия организации в области качества (критерий 2); • персонал (критерий 3); • партнерство и ресурсы (критерий 4); •процессы, осуществляемые организацией (критерий 5). Вторая группа включает такие критерии, как: • удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (критерий 6); • удовлетворенность персонала (критерий 7); • влияние организации на общество (критерий 8); • результаты работы организации (критерий 9). При этом каждый из девяти критериев модели содержит определенные составляющие и рекомендуемые области оценки. 1. Лидирующая роль руководства. Оценивается как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности: 1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития, ценностей и этических норм, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества; 1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации; 1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и другими внешними заинтересованными сторонами; 1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации; 1д. Определение и поддержка руководителями инноваций и перемен в организации. Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов. 2. Политика и стратегия организации в области качества Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности: 2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии;
2б. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии; 2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии; 2г. Развертывание и доведение политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов. 3. Персонал Как менеджмент управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации процессов. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности: 3а.Планирование, управление и улучшение работы с персоналом; 3б.Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала; 3в.Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями; 3г.Общение персонала в организации; 3д. Поощрение персонала и забота о нем. 4. Партнерство и ресурсы Как менеджмент планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с партнерами в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также эффективной реализации своих процессов. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности: 4а.Партнеры и поставщики; 4б.Финансовые ресурсы; 4в.Инфраструктура и материальные ресурсы; 4г.Технологии; 4д.Информация и знания. 5. Процессы, осуществляемые организацией Как организация разрабатывает, управляет и улучшает процессы, продукцию и услуги для создания возрастающей ценности для потребителей и других заинтересованных сторон. Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности 5а.Систематическое проектирование и менеджмент процессов; 5б.Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей; 5в.Продвижение продукции и услуг на рынок; 5г.Производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг; 5д.Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями. 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) Критерий включает в себя следующие две составляющие: 6а.Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг; 6б.Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей. 7. Удовлетворенность персонала Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала. Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация: 7a. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации 7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала 8. Влияние организации на общество Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях. Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация: 8a. Показатели восприятия обществом деятельности организации 8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества 9. Результаты работы организации Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе. Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация: 9a. Финансовые показатели работы организации 9б. Качество продукции и услуг и другие результаты работы организации Оценка по группе критериев «возможности» проводится по трем элементам: 1) совершенству подхода (обоснованность, интегрированность); 2) полноте подхода (внедрение, системность); 3) оценке и пересмотру подхода (измерение, изучение, улучшение). Оценка по группе критериев «результаты» проводится по значениям достигнутых показателей. Что же дают российским предприятиям и организациям участие и победа в конкурсе? Во-первых, премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера Во-вторых, реализуется коммерческий интерес. В-третьих, участие в национальном конкурсе приносит европейскую известность. В-четвертых, работа по критериям премии на практике знакомит организации с современным инструментом для целенаправленного развития — методом самооценки. В-пятых, подготовка отчета по самооценке дает предприятию возможность получить оценку независимых квалифицированных экспертов о реальном состоянии дел с обеспечением качества в организации. Однако любая организация, даже не участвуя в конкурсе, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для самооценки. Востребованность самооценки по моделям этих конкурсов качества со стороны компаний, не претендующих на премию, но желающих провести самооценку и сопоставить свой уровень с лауреатами премий, обнаружилась уже в первые годы существования премий по качеству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|