Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция налогообложения в зарубежных странах




 

Изменения налоговой практики в зарубежных странах на протяжении двух последних столетий свидетельствуют о последовательном расширении функций налогообложения соответственно эволюции рыночного хозяйства.

Классический подход, господствовавший в экономической теории до первой трети ХХ в., отрицал необходимость вмешательства государства в экономику, отводя последнему роль «ночного сторожа», и полагал механизмы рыночного саморегулирования достаточными для обеспечения экономического равновесия. В соответствии с классическими представлениями за налогообложением признавалась лишь фискальная функция, и поэтому в структуре доходов государственного бюджета преобладали косвенные налоги.

«Великая депрессия» 1929-1933 гг. заставила правительства развитых стран рассматривать государственные финансы, в том числе и налоги, в новом качестве - как инструмент макроэкономической стабилизации.

Для преодоления кризиса перепроизводства был использован кейн-сианский подход. Д. М. Кейнс разработал теорию «эффективного спроса», согласно которой перед государством ставилась задача - изъять посредством налогообложения частные сбережения и трансформировать их в государственные расходы (госзаказы и закупки).

Д. М. Кейнс был сторонником теории прогрессивного налогообложения, рассматривая расширение платежеспособного спроса в качестве важнейшего стимула экономической деятельности. Следовательно, излишек сбережений должен изыматься в виде налогов. Логика кейн-сианской позиции состоит в том, что низкие доходы быстро и целиком идут на потребление, тем самым расширяют платежеспособный спрос и стимулируют производство. Высокие же доходы, значительная часть которых превращается в сбережения, ослабляют потребительский спрос и, значит, стимулируют производство гораздо меньше.

Важным условием в теории Кейнса является обеспечение полной занятости. Если этого нет, то увеличение сбережений препятствует экономическому росту, представляя собой пассивный источник доходов, не вкладываемый в производство. Поэтому высокое обложение доходов стимулирует рост производства. Государство, таким образом, начинает активно вмешиваться в экономику, финансируя за счет налоговых доходов государственные заказы и закупки.

В соответствии с кейнсианской теорией налоги встраивались в систему макроэкономических регуляторов рынка в виде «автоматических» стабилизаторов и использовались для сглаживания циклических колебаний экономики. Налогообложение оказалось эффективным механизмом реализации промышленной, аграрной, социальной и внешнеэкономической политики государства.

Экономическая политика, основанная на кейнсианском подходе, начавшая реализовываться в США, а затем и в других развитых зарубежных странах, позволила за счет повышения уровня налогообложения и соответственно резко возросших государственных расходов (госзаказов и закупок) создавать эффективный потребительский спрос и тем самым предохранять рыночную систему от кризисов перепроизводства. Кейнсианская экономическая политика оказала действенное влияние на развитие производства, объемы инвестиций, доходы населения и корпораций.

Таким образом, с 1930-х гг. налоги стали неотъемлемым инструментом государственного регулирования экономики, причем значение регулирующей функции налогообложения постоянно возрастало.

В послевоенный период налоги играли роль стабилизатора экономического цикла.

Вторую половину XX в. можно четко разделить на два периода, в течение которых в развитых зарубежных странах принципиально менялась экономическая политика и соответственно масштабы и методы государственного вмешательства в экономику. Это:

¾ период 1950 - середина 1970-х гг.;

¾ 1980-1990 гг.

Период 1950 - середина 1970-х гг. характеризуется господством кейнсианского подхода в экономической политике промышленно развитых стран, что означало крупномасштабное государственное регулирование экономики посредством значительного сектора государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной политике. В этот период регулирующая функция налогообложения выражалась в перераспределении ВВП в пользу определенных государством приоритетов в экономике и социальной сфере.

Социально-экономическим ориентиром в этот период стало создание общества благосостояния с мощным государственным сектором и значительными социальными расходами, оплачиваемыми за счет налогов. Доходы и расходы государства эффективно использовались для проведения антикризисной политики.

С 1950 по 1970 г. во всех странах наблюдался систематический и весьма значительный рост налоговых доходов, также росла и доля налогов в ВВП (в США - в 1,5 раза, в ФРГ - в 1,3, во Франции - в 1,6 раза).

Значительная часть налоговых доходов использовалась для субсидирования приоритетных сфер производства, научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, решения социальных проблем, развития инфраструктуры и т. д. Государство финансировало примерно 30-40 % валовых капиталовложений. За 30 лет (с конца 1940-х г. по вторую половину 1970-х гг.) государственные расходы на финансирование экономики возросли в США в 2,7 раза, в Англии - в 2, во Франции - в 3, в ФРГ - в 8,5, в Японии - в 11, в Италии - в 4,3 раза.

Однако в 1950-е гг. стали проявляться негативные последствия кейнсианской стабилизационной политики в виде сокращения частных инвестиций и уменьшения самофинансирования предприятий. Стимулирование частных капиталовложений становится главной задачей государства с начала 1960-х гг. В рамках общего кейнсианского подхода к регулированию экономики проводятся налоговые реформы, направленные, в частности, на снижение налоговых ставок на прибыль и доходы корпораций. Кроме того, чтобы стимулировать приток частных инвестиций и побудить предпринимателей повышать эффективность производства, в 1950-1970-х гг. была создана и широко практиковалась разветвленная система льгот.

Реформирование проводилось в русле кейнсианского подхода. Так, в США президентом Дж. Кеннеди была проведена бюджетно-налоговая реформа, заложившая основу так называемой «новой экономики». Бюджетно-налоговое регулирование стало использоваться не только для стабилизации, но и для стимулирования экономического роста со стороны спроса и для воздействия на предложение (через изменения структуры государственных расходов). При этом государство стремилось форсировать позитивные структурные сдвиги в экономике, резко увеличив финансирование науки, образования, здравоохранения, социальной инфраструктуры в целом.

В начале 1970-х гг. проявились негативные последствия долгосрочной экономической политики, основанной на масштабном государственном вмешательстве в экономику. Рост государственных расходов, стимулирующая налоговая политика - все это привело к снижению эффективности производства, падению конкурентоспособности продукции, скрытой безработице и инфляционным тенденциям в экономике. Нефтяной кризис 1973 г. стал внешним катализатором накопившихся внутренних противоречий. В развитых зарубежных странах начался период стагфляции, который сопровождался четырехкратным повышением цен, падением темпов экономического роста производства и устойчиво высокой безработицей.

К середине 1970-х гг. бюджетно-налоговая система из инструмента стабилизации и экономического роста превратилась в источник торможения и стала генератором инфляции. Немаловажную роль сыграл также рост бюджетных дефицитов и превращение их в хронические.

Кроме того, в конце 1970 - начале 1980-х гг. из-за инфляционного роста доходов значительно увеличилось налоговое бремя. Это объяснялось тем, что номинальные доходы среднего класса росли под влиянием инфляции, что автоматически заставляло выплачивать налогоплательщиков более высокий процент своих доходов в виде налогов.

В целях преодоления кризиса правительства большинства стран были вынуждены радикально изменить экономическую политику и прежде всего сократить масштабы государственного вмешательства в экономику.

Период, включающий два последних десятилетия XX в., получил название неоконсервативного поворота. Налоговые реформы, осуществленные во всех развитых зарубежных странах, явились важной составной частью неоконсервативной политики экономического роста, направленной на либерализацию методов государственного регулирования экономики.

Задачи налоговых реформ 1980-1990-х гг.:

¾ снижение бремени прямых налогов;

¾ сокращение государственных расходов и в целом государственного сектора экономики (проведение денационализации и приватизации);

¾ расширение стимулов к труду, поощрение его производительности;

¾ создание благоприятного инвестиционного климата;

¾ обеспечение социальной стабильности.

Следует отметить, что реформы проводились постепенно, в несколько этапов. Первые налоговые реформы были начаты в Великобритании в 1979 г. и проводились в течение 10 лет. В США реформа осуществлялась в два этапа - в 1981 и в 1986 гг. В ФРГ налоговая реформа началась в 1986 г. и первоначально осуществлялась в три этапа - 1986, 1988 и 1990 гг., а затем продолжилась после объединения Германии. В Японии реформа проведена в 1989 г., в Швеции новая система налогообложения вступила в силу с 1991 г.

Результатом налоговых реформ стала либерализация системы прямого налогообложения, расширение сферы действия косвенных налогов, унификация подходов к обложению личных доходов граждан, возрастание значимости обложения процентных доходов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...