Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
Пояснительная записка
Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ЕГЭ.
Курс рекомендован учащимся 11-х классов старшей школы, сдающих ЕГЭ по информатике.
Для успешного изучения данного курса желательно знание обучающимися следующего фундаментального теоретического материала:
· единицы измерения информации;
· принципы кодирования;
· системы счисления;
· понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
· основные алгоритмические конструкции;
· основные элементы программирования;
· основные элементы математической логики;
· основные типы информационных моделей;
· программное обеспечение;
· основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу информатики, а также отработка навыков решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
· изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
· повторить методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
· тренировать навык решения тестовых заданий в формате ЕГЭ;
· тренировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
· тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела: «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике», «Тематические блоки» и «Тренинг по вариантам».
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии», «Технологии программирования».
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны
Знать
· цели проведения ЕГЭ;
· особенности проведения ЕГЭ по информатике;
· структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике.
уметь
· эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
· оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
· оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
· применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.
Курс рассчитан на 68 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 2 часа в неделю. Каждое занятие тематических блоков может быть построено по следующему плану: повторение основных методов решения заданий по теме, совместное решение заданий ЕГЭ, самостоятельная работа учащихся по решению тестовых заданий с хронометражем.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Формы контроля
|
|
Всего
| Теория
| Практические занятия
|
|
|
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
|
|
|
|
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
| 1
| 1
| -
|
Раздел 2. «Тематические блоки»
|
|
|
|
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»
| 10
| 2
| 8
|
2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
| 10
| 4
| 6
|
2.3. Тематический блок «Основы логики»
| 10
| 2
| 8
|
2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»
| 4
| 1
| 3
|
2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
| 2
| 1
| 1
|
2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»
| 4
| 1
| 3
|
2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»
| 4
| 1
| 3
|
2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
| 4
| 1
| 3
|
2.9. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
| 1
| -
| 1
|
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»
| 12
| 4
| 8
|
Раздел 3. «Тренинг по вариантам».
|
|
|
|
3.1. Единый государственный экзамен по информатике.
| 6
| 1
| 5
|
ВСЕГО:
| 68
| 19
| 49
|
| | | | | | |
Содержание курса
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
2.3. Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».
2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Единый государственный экзамен по информатике.
Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.
Календарно-тематическое планирование курса
№ занятия
| Тема
| Количество часов
| Задание для самостоятельной работы
| Дата
|
|
Теория
| Практика
|
|
|
1
| Раздел 1 «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике» 1.1 Основные подходы к разработке Кимов ЕГЭ
| 1
| -
| -
|
2
| Раздел 2. «Тематические блоки 2.1 Тематический блок «Информация и её кодирование» 2.1.1Различные подходы к определению понятия "информация". Виды информационных процессов. Информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах.
| 1
| -
| Заполнить таблицу «Виды информационных процессов»
|
| 2.1.2 Язык как способ представления и передачи информации
| 1
| -
| Заполнить таблицу «Естественные и формальные языки»
|
| 2.1.3 Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Единицы измерения количества информации.
| -
| 2
| Решение заданий 13
|
| 2.1.4 Скорость передачи информации и пропускная
| -
| 2
| Решение заданий 9-2
|
| 2.1.5 Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.
| -
| 2
| Решение заданий 4, 16
|
| 2.1.6 Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы.
| -
| 1
| Решение заданий 1
|
| 2.1.7 Проверочная работа по теме «Информация и её кодирование»
| -
| 1
| Проверочная работа
|
| 2.2 Тематический блок «Алгоритмизация и программирование» 2.2.1 Алгоритмы и виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.
| 1
| 1
| Решение заданий 6-1, 6-2
|
| 2.2.2. Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл.
| 1
| 1
| Решение заданий 8, 14, 19, 20, 21
|
| 2.2.3 Использование переменных. Объявление переменной (тип, значение, имя). Локальные и глобальные переменные.
| 1
| 1
| Решение заданий части С
|
| 2.2.4 Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)
| 1
| 1
| Решение заданий части С
|
| 2.2.5 Проверочная работа по теме: «Алгоритмизация и программирование»
| -
| 1
| Проверочная работа
|
| 2.3 Тематический блок «Основы логики» 2.3.1 Алгебра логики.
| 1
| 2
| Выучить законы алгебры логики Решение заданий 2, 17, 18, 23
|
| 2.3.2 Логические выражения и их преобразование.
| 1
| 2
|
|
| 2.3.3. Построение таблиц истинности логических выражений.
| -
| 3
|
|
| 2.3.4 Проверочная работа по теме: «Основы логики»
| -
| 1
| Проверочная работа
|
| 2.4 Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент 2.4.1. Общая структура деятельности по созданию компьютерных моделей.
| 1
| 3
|
|
| 2.5 Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий.» 2.5.1 Файлы и файловые системы (файловые менеджеры архиваторы).
| 1
| 1
| 3-1
|
| 6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»
2.6.1 Растровая графика. Графические объекты и операции над ними. Векторная графика. Графические объекты и операции над ними
| 1
| -
| Решение заданий 9-1
|
| 2.6.2 Кодирование графической информации
| -
| 2
|
|
| 2.6.3 Кодирование звуковой информации
| -
| 1
| Решение заданий части 9-1
|
| 6. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»
2.7.1. Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных
| 1
| -
| Решение заданий 7-1
|
| 2.7.2Типы и форматы данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных.
| -
| 2
| Решение заданий 7-1
|
| 2.7.3 Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков.
| -
| 1
| Решение заданий 7-2
|
| 2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» 2.8.1 Структура базы данных (записи и поля).. Сортировка и отбор записей.
| 1
| -
| Решение заданий 3-2
|
| 2.8.2 Использование различных способов формирования запросов к базам данных.
| -
| 3
| Решение заданий 3-2
|
| 9. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
2.9.1 Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Адресация в сети. Поиск информации в Интернет.
| 1
| -
| Решение заданий 12
|
| 9. Тематический блок «Технологии программирования»
2.10.1 Чтение короткой (30-50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке программирования)
| 1
| 2
| Решение заданий части С
|
| 2.10.2 Поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте (10-20 строк) программы.
| 1
| 3
| Решение заданий части С
|
| 2.10.3 Создание собственной программы (30-50 строк) для решения простых задач.
| 1
| 3
| Решение заданий С
|
| 2.10.4 Проверочная работа по теме «Технологии программирования»
| -
| 1
| Решение заданий части С
|
3
| Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
|
|
|
|
| 3.1 Единый государственный экзамен
| 1
| -
| Подготовка к тестированию
|
| 3.1.2 Тестирование по демоверсии 2012
| -
| 1
| -
|
| 3.1.3 Тестирование по демоверсии 2013
| -
| 1
| -
|
| 3.1.4 Тестирование по демоверсии 2014
| -
| 1
| -
|
| 3.1.5 Тестирование по демоверсии 2015
| -
| 1
| -
|
| 3.1.6 Итоговое онлайн тестирование
| -
| 1
| -
|
| | | | | | | | | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: