Реабилитационные процедуры ПТСР
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Психологическая, психотерапевтическая, психиатрическая помощь лицам переживающих и переживших психическую травму осуществляется в двух основных направлениях: § экстренная психологическая, психотерапевтическая, психиатрическая помощь при острой травме; § длительное сопровождение в процессе индивидуального и группового консультирования, лечения. Экстренная помощь жертве травмы организационно осуществляется в форме: индивидуальной консультации, психотерапевтического сеанса, стационирования, предоставление убежища. Основными задачами экстренной помощи является принятие мер по обеспечению нормализации психического состояния жертвы, принятие мер по обеспечению психофизической безопасности, предотвращение опасных действий жертвы, если она находится в психотическом состоянии. При существующей необходимости направление пострадавшего в медицинские и правоохранительные органы. Оказание экстренной помощи при психической травме строится на основе недирективной психотерапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональному состоянию, чувствам пострадавшего, чем когнитивным и поведенческим. Психологическое, психотерапевтическое сопровождение пострадавшего с глубокими личностными переживаниями требует от оказывающего помощь и поддержку серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и психиатрии. Компетентность рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания помощи жертвам психической травматизации. Специализированное вмешательство предполагает изменение дезадаптивного и разрешение патологического состояния через создание условий для выражения пострадавшим сильных аффектов и эмоций и приобретение им контроля над собой.
Относительно длительного сопровождения (2), посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной проработкой проблем, а не обязательно решить их (не всякая проблема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями и потребностями индивида). Оптимальным будет такое вмешательство, которое приведет к возможным максимальным результатам в короткие строки, предотвращая необратимые личностные изменения, запуск тяжелых психических нарушений. Большое значение для психотерапевтической работы с лицами, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. При этом используется весь арсенал семейной психотерапии для дисфункциональной семьи. Следует отметить следующее обстоятельство – эпидемиологических исследований психотравматизации психиатры не проводят. Оказание помощи происходит «по обращаемости», т.е. тем детям, которых привели на прием к психиатру или в ходе ретроспективного анализа анамнеза взрослого пациента. Отсюда следует, что первоочередная задача перед психотравматологией есть выявление «проблемного контингента», проведение профилактики и лечения. [5] Варианты терапии травмы: · Психоаналитическая терапия. [5] Терапия травм случившихся в детстве. Цель - переработка, переосмысление и закрытие эмоциональных травм, преодоление запрограммированности поведения и жизненных выборов. Подход к достижению целей предусматривает проведение когнитивных и поведенческих методик с учетом стадий терапии. На начальной стадии раскрытие подавленных травматических воспоминаний, проработка травматических переживаний, абреакций сопровождается ухудшением состояния, углублением регрессии и дисфункций. Об этом надо знать и принять необходимые меры по смягчению состояний. В зависимости от силы Эго пациента на проведение первой стадии лечения может потребоваться от нескольких месяцев до 2-3 лет. Многие пациенты удовлетворяются проводимым лечением, если наступает улучшение в аффективном и когнитивном функционировании. На средней стадии лечении, цели включают: - обсуждение травм, если пациент способен облечь в слова травматический опыт; способность понимать смысл того, что с ним произошло и коррекция когнитивных нарушений. Пациенту оказывается помощь в создании интегрированного воспоминания о том, что с ним произошло, и что пережитые им чувства означали в действительности. Необходимо стремиться к тому, чтобы пациент смог осознать: - травма случилась много лет назад; - он выжил благодаря силе своей нервной системе; - сегодня ничего подобного из прошлого с ним не происходит. Снять, если имеется, чувство его вины в происшедшем с ним. Затем пациенту показывается, что травма не разрушила его самооценку. Если пациент не может облечь в слова травматические переживания, используются невербальные методики. Они включают: десенсетизации, реструктуризации, дезактуализации чувств, применение методики движения глазных яблок, телесноориентированные методики, танцевальная терапия. Взаимодействуя с врачом, пациент учиться тому, что он может и должен переносить связанную с переживаниями боль. Посредством контролируемого и координируемого переживания интенсивных аффектов связанных с травмой, пациент сможет уменьшить интенсивность своих страхов, боли. В дальнейшем врач может помочь пациенту найти необходимые слова для описания своих переживаний и придать им смысл. Только посредством взаимоотношений с врачом пациент может сталкиваться с воспоминаниями контролируемым образом, путем построения прочных, доверительных, гарантирующих безопасность взаимоотношений с ним.
До терапии у пациентов восприятие заполнено неверными идеями и искажениями в отношения себя самого и окружающего его мира. Они могут касаться идентичности, компетентности, веры, силы и контроля, автономии и системы ценностей. Врач подводит пациента к переоценке предшествующего понимания того, каким образом существует реальный мир. Средняя фаза лечения может занять 1-3 года.
Цели заключительной стадии лечения: - пережить, простить, позволить уйти прошлому; - установить и поддерживать более здоровые взаимоотношения; - укрепление идентичности; - завершить терапию и пережить «утрату» врача. · Техники арт-терапии. Творчество оживляет сферу чувств, заблокированных в результате травмы, способствует их выражению, позволяет восстанавливать границы «Я». Существенные результаты дает групповая арт-терапия. Многообразные виды и уровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, которые представляют собой сложные интегративные образования, через которые только и действуют лечебные влияния. Воздействуя с помощью «личностно-ориентированной» (реконструктивная), психотерапии достигаются позитивные личностные изменения в виде реконструкции и гармонизации нарушенной системы отношений за счет коррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов. [11] Лечение предусматривает прохождение нескольких стадий: 1) стадия отработки способности к регрессии к травматичным воспоминаниям; 2)стадия проработки травмы и разрешения диссоциативных механизмов защиты; в этой фазе занимающей центральное место в лечении, больному необходимо решить несколько задач, в том числе обратиться к воспоминаниям и разобраться в них, восстановить связи состояниями идентичности; принять болезненные воспоминания, которые ранее избегались, отвергались; 3) стадия интеграции проработанных травматичных состояний с состояниями приобретенной адаптивности; 4)стадия постинтеграционной терапии: восстановление и компенсация дефектов, оставленных годами псевдоприспособления, достигнутого посредством диссоциативных стратегий. [5] · Онтогенетически-ориентированный подход [5] Одно из важнейших положений для лечения больных - это положение о самоорганизации и саморегуляции психической деятельности. При наличии достаточного числа сложно взаимодействующих элементов в результате данного взаимодействия на месте хаоса самопроизвольно рождается порядок. Преодоление патологического состояния через его дестабилизацию (путем депривации сна, шоковая терапия). Применение методов направленных на дестабилизацию, на "расшатывание" и редукции патологической системы приводят к ее подавлению и исчезновению. Лечение психических заболеваний это регрессия, открытие патологических структур и их реструктурализация. Идет обращение к прошлому больного, в котором были особенности того или иного этапа онтогенеза, с учетом "критических" точек: пребывание в детском саду, поступление в школу, рождение собственного ребенка, заключение или распад брака и т.д. В работе с настоящим и прошлым пациента врач в своих мероприятиях использует, таким образом, онтогенетически-ориентированный подход. При этом идет сочетание двух разнонаправленных процесса: оживление онтогенетически ранних форм коммуникации, мышления, аффектов и активное включение их в процесс адаптивной перестройки психики с использованием ранее не использованных ее резервов и одновременная стимуляция освоение больным более зрелых индивидуальных психосоциальных механизмов функционирования, которые находятся в "зоне ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому). Добиться отреагирования - разрешение психологического конфликта с помощью преобразования вызывающих тревогу импульсов (иногда отреагирование носит характер сопротивления).
Помочь пациенту прояснить, исследовать и понять механизм влияния на его поведение, состояние нереалистических чувств, установок и побуждений. Врач указывает на искажения реальности, что его поведение необычно и требует рациональной оценки. Обращает его внимание на то, что его "чувствующее Я" полностью доминирует и отсутствует работа "наблюдающего Я". Помочь понять пациенту, как и почему, он склонен, искаженно воспринимать отношения к нему других людей. Позитивный регресс к ранним уровням функционирования: вербальной и невербальной экспрессивности, ситуативно-личностной коммуникации, наглядно-действенного мышления, онтогенетически ранних механизмов регуляции поведения включает катарсическое отреагирование тех или иных конфликтов, травм, психогений и восполняет, гармонизирует ущербный опыт больного в плане социального функционирования. Процесс регресса, возвращение к онтогенетическим ранним формам психического функционирования является необходимым условием исправления дефектов адаптивно - развитийных систем, возникших от травм, психогений, депривации на предыдущих этапах онтогенеза. Известно - то, что пропущено, не сформировано в соответствующий период развития при столкновении с определенными факторами среды проявит свою недостаточность. Пропущенное не компенсируется автоматически в старшем возрасте, оно требует сложных, специальных воздействий.
Хорошим достижением в лечении будет - освоение больным навыков самоконтроля, самонаблюдения, нового взгляда на себя со способностью анализировать свое прошлое и настоящее с целью более эффективного поведения в будущем. Лечебно-восстановительные мероприятия расширяются за счет оптимизации созревания психических функций и структур личности в соответствии с возрастными закономерностями онтогенеза. Соответственно актуальные проблемы пациента решаются как за счет рассмотрения их причин в прошлом, в данный момент с вовлечением больного в процесс развития. Воздействие направляется на мотивационные системы, аффективные, конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, на механизм вероятностного прогнозирования и антиципации, самосознание с его установками и смыслами, организацию поведения. · Гештальт - подход. [5] При необходимости воздействия на эмоциональную сферу применим гештальт подход, когда больному представляется методика переживания своего состояния "здесь и сейчас", чтобы осознать свои эмоции и возможность ими управлять, возможность модифицировать способ своего переживания. При воздействии на поведенческий аспект, могут быть использованы сеансы поведенческой психотерапии (7-10 сеансов). На первом из них в состоянии глубокой релаксации пациент вызывает у себя представление о ситуациях, в которых он испытывает напряжение, чувство страха, затем посредством углубления релаксации - снимает возникшую тревогу. Представления ситуаций в воображении осуществляется от самых легких, до самых трудных; прорабатывается постепенно от сеанса к сеансу.
Заключение
Проблема психической травмы исследовалась многими авторами и разными психологическими направлениями. Существует различная литература и взгляды на эту тему. В нашей работе мы попытались проанализировать данную литературу, обобщить некоторые мнения и взгляды по теме психической травмы, её последствий и воздействия на личность человека. В ходе нашей работы мы выяснили что, психическая травма – это жизненно важное событие для индивида, затрагивающее значимые стороны его существования, которое приводит к глубоким психологическим переживаниям. Существуют различные классификации и взгляды на механизмы формирования психических травм. Мы также проследили связь между психической травмой и психическим здоровьем человека: в результате психической травматизации могут возникать ухудшения психического здоровья человека, а также психические расстройства и болезни. Мы рассмотрели посттравматическое стрессовое расстройство как один из вариантов реагирования на психическую травматизацию. В своей работе мы исследовали различные варианты диагностических, профилактических и реабилитационных процедур.
Список использованной литературы 1. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа: Пер. с англ.— М.: Академический Проект, 2001.— 368 с.— («Концепции») 2. Клиническая психология. / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб. 2003. – 1312 с. 3. Ковалев В.В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в нарушениях поведения, как форма психогенных (реактивных) расстройств у детей и подростков. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 1979. N 10. С. 1386-1391. 4. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1995. — 608 с.; ил. — [Учеб. лит. Для студентов мед. вузов] 5. Кровяков В.М. Психотравматология – М., 2005 6. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология .— 2-е и перераб. и доп.— М.: Медицина, 1984, 272 с, ил. 7. Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология: Учебник. – М.: Медицина, 1995. — 581 с. 8. Мясищев В.Н. Избранные труды. М., 1995. 9. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е. Рожнова. -2-е изд., - Т.: 1979. – 620 с. 10. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман Дж. М. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. М., 2005. 11. Шевченко Ю.С. Онтогенетически ориентированная (реконструктивно-кондуктивная) психотерапия. //Социальная и клиническая психиатрия. 3., 1999. С. 63-69.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|