Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о методах ПД-ки

Что такое психодиагностика?

 

Слово «психодиагностика» - означает буквально «постановка психологического диагноза» или принятие квалификационного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились 2 его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. ПД в этом её понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1) Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

2) Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

3) В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

4) Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

5) Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных и способам их интерпретации?

6) Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «ПД» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теор, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1) Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

2) Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

3) Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4) Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвязаны. Для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами ПД-ки.

Практически ПД используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого- педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией.

Нельзя обойтись без точной ПД-ки и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточное убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцниваемые психологиеские особенности.

Кроме названных областей научной и практической психологии, ПД применяется и в других её отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека. Во всех описанных случаях научная и практическая ПД решает ряд типичных для неё задач. К им относятся следующие:

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, её выражение в определённых количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все 4 перечисленные задачи в практической ПД-ке решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования.                     

Итак, ПД есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что ПД рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.

   

 

 

    

 

Общее представление о методах ПД-ки

 

Среди основных требований, которым должны отвечать научно обоснованные методы ПД-ки, следует назвать валидность, надёжность, однозначность и точность. Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору психодиагностических методик. Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоёмкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика предпочтительнее сложного теста. Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение ПД-ки. В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на добросовестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В- четвёртых, обстановка и др. условия проведения ПД-ки не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к ПД-ке и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное. Не допускается, как правило, чтобы во время проведения ПД-ки присутствовал ещё кто-либо кроме ПД-та и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т.п. 

 

 

 

К №15

 

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать профессионал- психодиагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, практическая ПД на высоком уровне неосуществима. Во-первых, потому, что большинство психодиагностических тестов представляют собой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращённых к сознанию человека. И если испытуемый не будет психологически открыт, не будет доверять психологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же, кроме того, он почувствует недоброжелательное отношение к себе, то вообще не станет отвечать на вопросы или предложит такие ответы, чтобы со своей стороны досадить экспериментатору.

 

Из истории ПД-ки

 

История современной ПД-ки начинается с первой четверти 19 века. Этот период характеризуется тем, что ключевю роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы ПД-ки, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом ПД в эти годы носит ещё нестрогий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними Ии теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы ПД-ки в то время носят ещё качественный характер.

Началом создания количественных методов ПД-ки следует считать вторую половину 19 века – то время, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях ПД-ки стали применять технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие основного психофизического закона, который, показал количественную связь между психическими и психологическими явлениями. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца 19 века, практическая ПД ограничивалась измерением ощущений.

Начальным периодом становления современных методов ПД-ки, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец 19-начало 20 века. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной ПД-ки. Несколько позднее началось создание специальных средств для количественной ПД-ки психологических явлений, например факторного анализа. Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся английским психологом Гальтоном. В 1884 году он основал Антропометрическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях. Посетители этой лаборатории имели возможность измерить свои способности. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких учёных-математиков, как Пирсон и Фишер, и они прославились в математической статистике не в последнюю очередь благодаря совместным работам с психологами.

Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 годах фр. ученый А. Бине. Позже с другим фр. ученым Т. Симоном он усовершенствовал этот тест, который вошёл в историю ПД-ки как тест Бине – Симона. Во второй половине 20-х годов прошлого столетия стали появляться новые психологические, в том числе интеллектульные и личностные, тесты, позволяющие производить ПД-ку различных процессов и свойств человека. Знаменательно создание социометрического теста, разработанного Я. Морено.

На 50-60-е годы 20 века приходится основное количество разнообразных ПД-ких методик. Это были годы наибольшей психометрической активности учёных-психологов. Заметим, что в немалой степени созданию и разработке ПД-ки способствовал общий кризис психологической науки, возникший как раз на рубеже 19 и 20 столетий. Он отчётливо выявил недостатки старой психологии. Разработка соответствующих методов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методы позволяли получать точные объективные знания о психологических процессах, свойствах и состояниях человека. Такие знания были гораздо более надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций, чем умозрительные заключения, почти полностью базирующиеся на интроспекции. В результате довольно быстро психология обогатилась новыми, более надёжными теориями и стала не только достойной академической, но и практически полезной наукой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...