Внешняя среда Внутренняя среда
Среда функционирования предприятия Микро среда: потребители - маркетинг конкуренты - кадры посредники - производство Макро среда: - технологии социальные факторы - финансы технологические факторы - управление экономические факторы политические факторы Внешняя среда - это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Анализ внешней среды проводится в условно разделенных двух сферах: анализ факторов косвенного воздействия (макросреды) и анализ факторов прямого воздействия (микросреды). Для использования возможностей внешней среды и защиты от ее угроз организация опирается на свой потенциал, т.е. на внутреннюю среду. Внутренний потенциал предприятия исследуется по следующим составляющим: маркетинг, кадры, производство, технологии, финансы и управление. Анализ факторов микросреды, направлен на изучение тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. То есть в этом анализе рассматривается влияние на предприятие потребителей, конкурентов, посредников. Основными покупателями ОАО "Каравай" являются работающие граждане от 23 до 60 лет, а также неработающие, пенсионеры (табл. 9).
Таблица 9 - Сегментация потребителей
Главными конкурентами по г. Красноярску для ОАО "Каравай" являются ОАО "Красноярский хлеб", ООО "Березовский хлебокомбинат", ООО "Сибирский хлеб".
Таблица 10 - Характеристика рекламных агентств
Лидирующее положение на рынке среди основных конкурентов ОАО "Каравай" занимает ОАО "Красноярский хлеб" около 35% доли рынка. ОАО "Каравай" занимает 30% рынка. Цены на услуги, предоставляемые ОАО "Каравай" по сравнению с другими хлебными компаниями г. Красноярска на несколько процентов ниже, чем у конкурентов. Что является главным достоинством при анализе конкурентоспособности предприятия. Очень важно выявить, проанализировать и выбрать наиболее подходящих поставщиков среди их многообразия на рынке. Управляющий персонал ОАО "Каравай" хорошо знает экономику своего района деятельности, его производственные возможности, всегда посещают производственные предприятия, для знакомства с объемом, ассортиментом и качеством выпускаемой продукции, а также для изучения производственных возможностей потенциальных поставщиков. ОАО "Каравай" выявил 4 возможных поставщиков: ЗАО "Назаровское", Ачинский молкомбинат, ЗАО "Пава Красноярск"
Таблица 11 - Анализ поставщиков по группам товаров, по местонахождению, по отношению к производству, 2008г.
Анализ поставщиков показывает положительную тенденцию. По форме собственности преобладают фирмы-поставщики ЗАО, большие предприятия - производители. Двое из них, это очень крупные производственные фирмы. Они являются производителями конкретных товаров. С ними удобно работать. Что касается посредников, то цена покупки у данных посредников такая же, как и у компаний - производителей, так как они работают с производителями по взаимозачетам. То есть предприятию можно посоветовать продолжать проводить данную политику по поставщикам. Однако следует расширять количество поставщиков, заключать новые договора на поставку, возможно, на более льготных условиях. 2. Анализ факторов макросреды. Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. Данный анализ представлен в следующей таблице 12.
Таблица 12 - Анализ влияния СТЭП - факторов на деятельность ЗАО "Каравай"
Из таблицы 12 следует, что к факторам макро среды относят ряд факторов: социальные, технологические, экономические и политические. Социальные факторы и политические факторы оказывают только положительное влияние на предприятие: во - первых способствуют росту спроса, во - вторых предоставляют защиту от недобросовестной конкуренции. Экономические и технологические факторы оказывают как положительное, так и негативное влияние на деятельность ЗАО "Каравай".
В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на ООО "Априори" приведены в таблице 13.
Таблица 13 - Воздействие факторов непосредственного окружения на организацию ОАО "Каравай"
К факторам непосредственного окружения относятся: потребители, поставщики, конкуренты. К потребителям относятся население и предприятия, они способствуют улучшению качества услуг. Появление новых конкурентов способствуют поиску новых поставщиков.
Мероприятия по совершенствованию структуры ассортимента на основании опроса покупателей
В результате БКГ анализа, проведенного в п.2.1 было выявлено, что производство батонов приносит наименьшую прибыль. В данном пункте разработаем мероприятия по совершенствованию структуры ассортимента продукции для увеличения прибыли от реализации. Для выявления предпочтений потребителей и оценки текущего покупательского спроса на хлебобулочные изделия в магазинах, где представлена продукция хлебозавода "Каравай" было проведено анкетирование 60 покупателей. На поставленные вопросы были получены ответы: 1. Оценка покупателями широты ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий показала, что 78% опрошенных считают представленный ассортимент широким, 18% потребителей считают этот же ассортимент ограниченным и только 4% - узким. 2. Предлагаемый сегодня производителями развес хлебобулочных изделий удовлетворяет только 50% опрошенных покупателей, для 30% вес не имеет значения, а 20% - он не удовлетворяет. Следовательно, производителям хлеба необходимо обратить внимание на выбор оптимального развеса хлеба в соответствии с запросами потребителей. 3. Изучение мнения покупателей по поводу приобретения хлеба в герметичной упаковке показало, что большая часть опрошенных (68%) желала бы приобретать хлеб именно в такой упаковке, 20% - без упаковки, 12% - не имеет значения. Подобное положение подтверждает необходимость и перспективность развития производства хлеба в герметичной упаковке, что обеспечивает более высокую гигиеничность и дольше сохраняет свежесть, а, следовательно, и высокое качество продукта. 4. На вопрос о необходимости дальнейшего расширения ассортимента хлебобулочных изделий 43% опрошенных считают необходимым и в дальнейшем расширять ассортимент изделий, 30% - ассортимент считают достаточным, для остальных 27% ассортимент не имеет значения. . Анализируя ответ на вопрос: "Какие хлебобулочные изделия необходимо ввести в ассортимент" необходимо отметить, что большая часть опрошенных (61%) ответила - разнообразить ассортимент батонов, например: багет, хлеб с чесноков, луковый хлеб и т.д, 20% - устраивает ассортимент, для остальных 19% состав не имеет значения. Из полученных ответов мы можем сделать вывод, что пока еще существуют проблемы, решение которых будет способствовать дальнейшему насыщению потребительского рынка хлебобулочных изделий, улучшению состояния розничной торговли и быстрой реализации данных товаров.
Для привлечения покупателей в магазин " Каравай" необходимо: увеличить количество продаваемой продукции в герметичной упаковке; увеличить поступление новых видов изделий в форме батона. После определения целей, которые необходимо достичь ОАО "Каравай" для получения большей прибыли, необходимо рассчитать расходы на достижение данных целей. Смета расходов представлена в таблице 3.8.
Таблица 14 - Смета расходов расширение ассортимента
Для проведения разработанных мероприятий предприятию необходимо 111 668 рублей. Для оценки эффективности данных мероприятий, рассмотрим данные о выручки от продажи продукции после проведения рекомендуемых мероприятий. После достижения выше поставленных целей выручка от реализации продукции увеличилась на 14% (таблица 15).
Таблица 15 - Реализация товарной продукции до и после мероприятий
Из этой таблицы видно, что дополнительная выручка после проведения мероприятий составила 125 млн. рублей, коммерческие расходы увеличились на 1%, следовательно, дополнительная прибыль от продаж, полученная в результате реализации с более расширенным ассортиментом равна 499 млн. рублей. Таким образом, экономический эффект от мероприятий составил:
Рэф = 499 - 0,112 = 498,88 (млн. руб.)
Следовательно, данные мероприятия были эффективны.
Заключение
Можно без преувеличения сказать, что хлебобулочные изделия являются вечными продуктами, мерилом достатка людей, символом национального богатства, одним из самых надежных средств борьбы человека с голодом, болезнями, преждевременной старостью. Изучение хлебобулочных изделий является актуальным и для настоящего времени, так как хлеб является самым потребляемым и неприедаемым продуктом. В данной курсовой работе на примере магазина " Каравай" был изучен анализ ассортимента, спроса и предложения хлебобулочных изделий. Также проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия. Главными конкурентами по г. Красноярску для ОАО "Каравай" являются ОАО "Красноярский хлеб", ООО "Березовский хлебокомбинат", ООО "Сибирский хлеб". Цены на услуги, предоставляемые ОАО "Каравай" по сравнению с другими хлебными компаниями г. Красноярска на несколько процентов ниже, чем у конкурентов. Что является главным достоинством при анализе конкурентоспособности предприятия. Для разработки мероприятий по совершенствованию структуры ассортимента продукции, был проведен опрос покупателей, который показал, что необходимо: увеличить количество продаваемой продукции в герметичной упаковке; увеличить поступление новых видов изделий в форме батона. Проведя расчеты выручки после предложенных мероприятий, мы видим, что дополнительная выручка после проведения мероприятий составила 125 млн. рублей, коммерческие расходы увеличились на 1%, следовательно, дополнительная прибыль от продаж, полученная в результате реализации с более расширенным ассортиментом равна 499 млн. рублей. Список используемой литературы
. Азоев Г. Л. Маркетинговые исследования: учеб, пособие / Г. Л. Азоев, Е. А. Михайлова. - М.: Финстатинформ, 2006. - 124 с. . Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательство торг. корпорации 3. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб, пособие / И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2004 4. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2003. - 688 с. . Годин А.М. Маркетинг: Учебник - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство торг. корпорации "Дашков и К" - 2006. . Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 334 с. . Кеворков В.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Учебно - методическое пособие. М.: ИСАРП, "Бизнес-Тезарус", 2005. 8. Маркетинг / под ред. А.Н. Романова, Ю.Ю.Корлюгова и др. М.: ЮНИТИ 9. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА 10. Маркетинг: учебно-практическое пособие / В.П.Тихомиров, Ю.Б.Рубин, А.В.Хорошилов и др. - М.: МЭСИ, 2006. - 178с. . Менеджмент - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 832 с. . Мефферт. Х. Маркетинг: ситуации и примеры. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 192 13. Основы маркетинга. Краткий курс - М. Издательский дом Вильямс 14. Панкрухин А.П. Маркетинг: основы теории. Особенности в различных сферах деятельности. Становление в России. - М.: 2003. - 122с. . Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005г. -560с. . Уткин Э.А. Маркетинг. - М.: "ЭкМОС", 2004г. - 320с. . Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Серия "Учебники Феникса". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 480 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|