Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Будущее: цели и перспективы.




– Признание различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания этого различия.

– Помощь в построении моделей будущей самореализации, включая возможность встречи с кровной семьей в дальнейшем, когда ребенок вырастет.

– Работа по укреплению привязанности между ребенком и приемной семьей и помощь ребенку в понимании роли приемной семьи в его будущем.

С течением времени и в ходе работы со специалистами ребенок обретает понимание причин произошедшего с ним, получает возможность выразить связанную с этим боль и обиду, разрешить мучительные вопросы, касающиеся прошлого и настоящего. Но подлинное понимание и принятие своего жизненного пути приходит значительно позже, нередко уже после того, когда дети вырастают и у них появляются их собственные семьи.

Глава 8

Работа с жизненной историей ребенка в интересах приемных родителей

Ф.М. Достоевский, «Неточка Незванова»:

«…Она с любопытством начинала расспрашивать о моем прошедшем, желая услышать его от меня, и каждый раз после моих рассказов становилась со мной нежнее и серьезнее, – серьезнее, потому что я, с моим несчастным детством, внушала ей, вместе с состраданием, как будто какое-то уважение. После моих признаний мы пускались обыкновенно в долгие разговоры, которыми она мне же объясняла мое прошлое, так что я действительно как будто вновь переживала его и многому вновь научалась. Мадам Леотар часто находила эти разговоры слишком серьезными и, видя мои невольные слезы, считала их совсем не у места. Я же думала совершенно напротив, потому что после этих уроков мне становилось так легко и сладко, как будто и не было в моей судьбе ничего несчастного. Сверх того, я была слишком благодарна Александре Михайловне за то, что с каждым днем она все более и более заставляла так любить себя. Мадам Леотар и невдомек было, что таким образом, мало-помалу, уравнивалось и приходило в стройную гармонию все, что прежде поднималось из души неправильно, преждевременно-бурно и до чего доходило мое детское сердце, все изъязвленное, с мучительною болью, так что несправедливо ожесточалось оно и плакалось на эту боль, не понимая, откуда удары…»

Тема прошлого детей, изъятых из своих семей, болезненна не только для них самих, но и для их приемных родителей. Во-первых, родителей пугает, что ребенок может унаследовать что-то плохое из своей семьи, и подспудно им кажется, что если они не будут актуализировать эту связь ребенка с его кровной семьей (а еще лучше – сделать вид, что этой связи как бы и не существует), «то тогда все обойдется». Во-вторых, родители не знают, как обращаться с трудной информацией и что делать с чувствами детей, которые начинают проявляться, когда речь заходит о прошлом. И здесь тоже кажется, что «кто старое помянет…», – как будто чувства возникают в тот момент, когда речь заходит о прошлых событиях, а не живут в душе ребенка все время. Также некоторые взрослые думают, что если ребенок не говорит о своем прошлом, то он о нем не помнит или не хочет говорить, и зачем ему «навязывать» это знание… Безусловно, каждый родитель в конечном итоге сам решает, как поступать со всей этой «грудой опасений». Нужно только помнить, что решает он не только для себя, но и для ребенка.

Обширная практика отечественной и зарубежной работы с приемными детьми показывает, что подлинная потребность детей – это помощь со стороны взрослых в том, чтобы понять и принять свой жизненный путь со всеми его тяжелыми и хорошими моментами. Без помощи взрослых ребенок не сможет пройти сквозь свою боль, восстановить последовательность событий, сохранить хорошие воспоминания. А все это необходимо для формирования личностной целостности ребенка, пережившего жизненную травму. Невозможно отменить плохие события прошлого, но возможно пережить их и продолжить свой жизненный путь с верой в себя и в других людей, а также с пониманием того, что в жизни кроме трудностей и катастроф есть справедливость, любовь и смысл. Когда дети не имеют помощи взрослых – они просто вытесняют плохие события, хороня их в глубинах памяти, стараются не думать о том, что было. Но такие вытесненные воспоминания все равно источают горечь, отравляя жизнь ребенка в настоящем. Дети чувствуют себя хуже других, отличающимися от всех каким-то «изъяном», испытывают одиночество и трудности в установлении доверительных контактов. Живущая у детей в глубине души боль проявляется вспышками немотивированной агрессии и деструктивными действиями, разрушающими новые отношения. Причины агрессивного поведения у разных детей могут иметь самую разную природу. Когда речь идет о приемных детях, «разбираться» с их подверженностью дурным влияниям и с плохими привычками приходится двумя путями: формируя новые, положительные модели поведения – и прорабатывая и переосмысливая прошлое, «из которого ноги растут». Без помощи взрослых дети не в состоянии справиться с этой работой. Они не знают, как об этом попросить. Они боятся, что о том плохом, что с ними было, нельзя ни с кем говорить, потому что тогда их отвергнут и не будут любить. Когда они чувствуют нежелание взрослых обсуждать их прошлое, то воспринимают это как осуждение. То, что действительно могут сделать взрослые для детей в такой ситуации, – это мужественно совершить «путешествие» с ними вместе в тот период прошлого, когда ребенок нуждался в защите, а этой защиты, в лице любящих и понимающих взрослых, не было. Сказать своему ребенку: «Да, с тобой происходили очень тяжелые события, но ты все выдержал и выжил, потому что ты сильный. Я рад тому, что мы сейчас вместе, и горжусь тобой». Эти слова – правда. Дети, изъятые из своих семей, переживают катастрофу, сравнимую по своей силе с атомной войной. Это как бы жизнь после смерти, когда ребенку, утратившему все, что у него было, – дом, семью и веру в незыблемость этих вещей, – нужно продолжать жить. Иногда, знакомясь с историями детей, трудно бывает понять, как дети вообще остались в живых. А ведь дети не только остаются в живых, но и обладают многими хорошими человеческими чертами и талантами. Взрослым не стоит бояться, что дети не выдержат обсуждения своих воспоминаний, потому что они уже выдержали сами события. То, что детям нужно теперь, – это разделение их судьбы с теми, кто хочет стать для них родителями, обретение полного и безраздельного принятия, признания и уважения со стороны взрослых.

Нет ни одного ребенка, который рано или поздно не начал бы расспрашивать своих близких о прошлом. Даже те дети, которые потеряли свои семьи в раннем возрасте или никогда их не знали, все равно стараются узнать и понять свое прошлое.

 

пример:

Девочка Ира была оставлена матерью в роддоме, откуда попала в детскую больницу в отделение для младенцев из-за проблем со здоровьем. В этом отделении она провела первый год своей жизни, и там ее стала навещать Вера, которая хотела взять приемную дочку в свою семью. Когда Ире был год и два месяца, Вера оформила опеку и забрала девочку домой. Растила ее как свою дочь, тема прошлого как-то не возникала в повседневной жизни. Казалось, что Ира ничего и не помнит. Однако перед устройством девочки в школу Вера стала задумываться о том, когда и как стоит поговорить с девочкой о ее происхождении. Мотив Веры был следующий: дочка взрослеет, общается с разными людьми, и как бы кто-то посторонний не нанес ребенку травму, сообщив о том, что она «не родная». Вера хотела, чтобы дочь была уверена в том, что ее любят, и в том, что она «свой» и любимый ребенок для приемной мамы. Маме важно было сказать ребенку правду так, как она понимала ее сама, – что иной раз люди не рождаются в одной семье, но становятся родными, и что их семья – настоящая. Приемная мама обсуждала с детским психологом последовательность этой работы. Но вскоре выяснилось, что Вера ждет ребенка. Момент появления младшего брата или сестры в любой семье может быть связан с возникновением ревности у старших детей. Мама вместе со специалистами решила, что сейчас лучше сосредоточиться на том, как подготовить Иру к появлению младенца в семье и к тем изменениям, которые могут в связи с этим произойти. Как помочь девочке не усомниться в том, что родители по-прежнему любят ее, хотя уделяют больше внимания новорожденному? Жизненную историю было решено обсуждать с девочкой позже, после того, как у нее установятся отношения привязанности с младшим братом или сестрой. В том, что тему прошлого своей приемной дочери необходимо с ней обсуждать, Веру лишний раз убедили несколько случаев, произошедших после рождения сына. Например, когда для младенца купили коляску, Ира вдруг сказала маме: «А когда я была маленькая, у меня такой коляски не было. И вообще ты меня в больнице не сразу навещала» (!). Напомним, что девочку забрали в год и два месяца. Она уже пробовала ходить, и у нее действительно не было большой коляски, а была««сидячая» прогулочная коляска. И действительно Вера стала навещать Иру, когда той было уже около года. Невероятно, но факт: девочка помнила себя в возрасте одного года, и появление новорожденного в семье актуализировало эти воспоминания. Кроме того, девочка не просто вспомнила о том, что было, она фактически высказала обиду: ««И коляски у меня не было, и не навещала ты меня…» Такие факты прошлого по мере осознания могут вызвать не только обиду, но и гораздо более сильные негативные чувства. Очевидно, что Вера не только не виновата в том, чего у Иры не было, но именно благодаря ей в жизни девочки появилось все то, чего могло вообще не быть: семья, дом, родительская любовь. Понятно, что Вера заслуживает не обид, а благодарности. И как раз для того, чтобы все чувства были адресованы правильно (кому положено – обида, кому положено – тепло), и нужно помочь ребенку разобраться, что же происходило на самом деле.

 

комментарий:

Сказать, что ранние воспоминания у детей – единичный феномен, нельзя. Известны другие случаи подобного рода. Наука считает, что человек помнит вообще все свои прижизненные события, просто они хранятся в подсознании. А осознанные воспоминания появляются с возникновением активной речи. Некоторые исследователи полагают, что существует также «родовая память», через которую человек связан с историей своего рода. Но в любом случае у каждого человека есть потребность знать и понимать свое прошлое и свои родовые корни. Целенаправленная работа с жизненной историей ребенка позволяет избежать искажений в оценке прошлых событий или внезапного появления травмирующих воспоминаний.

 

У детей, потерявших свои семьи в возрасте старше двух лет, больше воспоминаний и более сильные актуальные чувства в отношении своих кровных семей. Их травматический опыт сильнее, чем у детей без долгой истории жизни в кровной семье. Под «травмой» подразумевается и неблагополучная жизнь в кровной семье, и преждевременное расставание с ней, которое для ребенка означает невозможность быть любимым своими родителями и жить нормальной жизнью. И в ходе работы с жизненной историей приходится прорабатывать те чувства, которые у конкретного ребенка в связи с этим проявляются. У детей, не имеющих воспоминаний о родителях, у которых они родились, по мере взросления тоже возникают переживания в связи с их происхождением, иногда – очень сильные. Это специфические чувства, поскольку они адресованы людям, которых ребенок не знает. Отсутствие информации о своем происхождении и невозможность эту информацию получить часто ощущается подростками как дезориентация и потерянность.

Именно потому, что осмысливать жизненную историю ребенку помогает в первую очередь его новая семья, серьезным препятствием в работе с прошлым приемного ребенка могут стать собственные чувства приемных родителей. Когда у них начинает возникать привязанность к ребенку, вместе с ней зачастую появляется и гнев на кровных родителей за тот ущерб, который они причинили (своими действиями, или своим отсутствием, или наследственными заболеваниями). Приемные родители переживают боль, причиненную ребенку, как свою, и злятся на обидчиков. Подспудно они воспринимают эти чувства как стремление защитить «своего» ребенка. Они противопоставляют себя как «хороших» родителей тем «плохим» родителям. На фоне этого соперничества становится как бы незначительным тот факт, что и саму жизнь ребенок получил от своих кровных родителей, и многие положительные черты и задатки в детях также являются врожденными. Без любви приемных родителей ребенок не жил бы нормальной жизнью и его потенциал не смог бы развиться. Встреча ребенка и его приемной семьи стала возможной, потому что он родился у своих кровных родителей. То, что нужно ребенку, – это не конфликт между двумя его семьями, а принятие того, что в его жизни есть две семьи. И это принятие возможно только в том случае, если сами взрослые так думают.

 

пример:

Приемный мальчик девяти лет с трех лет жил в приемной семье. В силу возраста у него остались осознанные воспоминания о раннем детстве. Приемные родители никогда не избегали темы происхождения ребенка, и с восьми лет стали делать с ним вместе «Книгу жизни». Взрослым казалось, что они ребенку сказали все нужные и правильные слова о его происхождении, и были уверены, что он все правильно и благополучно понимает. Они пребывали в этой уверенности до тех пор, пока однажды, без всякого повода (как это вообще характерно для детей) ребенок не выдал им следующее умозаключение: ему тяжело живется, потому что его никто не родил! Точнее, его родили жестокие пьяницы, но такие родители «не считаются». И тот факт, что ребенок уже много лет живет в приемной семье, к вопросу о происхождении отношения не имеет. Родителям потребовалось какое-то время для того, чтобы успокоить его и убедить в том, что приемные родители его по-настоящему любят и рады растить такого хорошего мальчика, и что он родился на свет, как все люди. После чего ребенок уснул на коленях родителей.

 

комментарий:

Узнать что-то и принять это внутренне – разные вещи. Приемным детям для принятия своей жизненной истории требуется время, иногда много времени. И совершенно нормально, когда они периодически, в разном возрасте, возвращаются к обсуждению этих тем с близкими взрослыми. Также важно помнить о том, что дети воспринимают слова взрослых как-то по-своему, иногда вкладывая в них самый неожиданный смысл. Бывает полезно получить обратную связь, чтобы узнать, как именно дети поняли то, что сказали им родители.

 

Взрослым может показаться достаточно удобным тот гнев на кровных родителей, который дети испытывают в процессе переживания утраты. Может казаться, что ребенок испытывает боль потому, что любит своих родителей, а если он поймет, что любить тут нечего, то ему сразу станет легче. Но на самом деле здесь затрагиваются сразу два глобальных момента.

Во-первых, чувство «я» вырастает из чувства «мы», и личная идентичность формируется на основе семейной. Если ребенок воспринимает как «чудовищ» своих кровных родителей, которые дали ему жизнь и с которыми он «плоть от плоти и кровь от крови», то это для него неизбежным образом означает, что сам он тоже плохой, а если в нем нет ничего хорошего, то его не за что любить и ничего у него в жизни не получится.

Во-вторых, потребность в отношениях привязанности у людей носит врожденный характер. Маленькие дети некритичны к своим родителям. Они любят их просто потому, что для детей это чувство жизненно необходимо: не только чувствовать себя любимым родителями, но и любить самому. Все, кто имел дело с младенцами, знают, как много любви дают они тем, кто о них заботится. Таким образом, гнев маленьких детей на своих родителей является частью реакции на процесс утраты. И если ребенок поверит, что его родители на самом деле очень плохие люди, которых нельзя любить, это неизбежным образом подорвет в нем веру в людей и в любовь вообще. И тогда отношение ребенка к миру вокруг него, к жизни в целом станет враждебным и разрушительным. В этом тоже не будет ничего хорошего ни для ребенка, ни для его близких.

Взрослым, работающим с детьми, крайне важно помнить: сознательно формировать в детях осуждение и непризнание своих кровных родителей опасно, и в конечном итоге плохо и для ребенка, и для окружающих. Речь не идет о том, что надо впадать в другую крайность и идеализировать кровных родителей, оправдывая их плохие поступки или делая вид, что ничего плохого не было. Право судить других людей принадлежит судьям. Близким взрослым важно выразить сочувствие ребенку в отношении того плохого, что с ним было в прошлом. Сказать, что никто не вправе обращаться так с другим человеком, что это было неправильно и не должно больше повториться. Что близкие взрослые будут оберегать ребенка, а он сам должен искать помощи и защиты, если что-то идет не так. Также важно выразить интерес к жизненной истории ребенка и узнать о чем-то хорошем, сохранить воспоминания об этом, подчеркнуть важное значение хороших событий в прошлом ребенка и в истории его рода. Это – ресурс, на который ребенок может опираться в дальнейшей жизни.

Кровные родители в любом случае «живут» в душе ребенка. Ребенок связан с ними узами крови. Правда состоит в признании того факта, что эти люди дали ребенку жизнь, но при этом не смогли заботиться о нем. Жизнь – это огромный дар. Для ребенка очень важно верить в то, что он нужен на этом свете и желанен. Дорог для тех людей, которые заботятся о нем сейчас, для тех, кого он в будущем встретит в своей жизни, кого он будет любить и кто будет любить его. Мысль о том, чтобы внутренне «поклониться» людям, давшим ребенку жизнь, большинству людей покажется дикой: «Что за бред?! Это вообще не люди, это бомжи, наркоманы, алкоголики…» Но жизнь в целом как процесс больше, чем жизнь каждого отдельного человека. Дети рождаются для жизни. И пренебрегать этим фактом или недооценивать его никто не вправе. Есть вещи глобальные – то, что ребенок появился на свет, и есть вещи важные, но чуть меньшего масштаба, – то, что его родители не смогли хорошо заботиться о нем. Каждому ребенку нужна родительская любовь для того, чтобы он нормально жил, просто иногда ее можно найти не у тех, кто родил. Иногда родительскую любовь дают другие люди. Каждый человек, даже не терявший своей семьи, знает это. Покровительство, поддержка, сочувствие со стороны других людей в сути своей имеют «родительские» корни. И для ребенка очень важно знать, что родительская любовь незыблема, что это всегда есть в жизни, даже когда кровные родители не смогли этого дать.

«Убегать от тени» кровных родителей путем замалчивания и игнорирования их роли по сути означает оставлять ситуацию без контроля. Искаженные воспоминания и ложные выводы, к которым может прийти ребенок без участия взрослых, разрушительным образом повлияют на его представления о себе и на отношения с людьми. Трудная задача «сопровождения» ребенка по его истории в конечном итоге приводит к формированию адекватных представлений о прошлом и сохранению базовой способности к доверию. Далеко не всегда у приемных родителей хватает моральных сил и знаний для того, чтобы самостоятельно проводить такую работу со своим ребенком. Кроме того, многим детям требуется психотерапевтическая помощь в проработке их прошлого. Для этого семьи могут обратиться к специалистам. Компетентность в работе с жизненной историей ребенка, помощь в переживании утраты и формировании здоровой личной идентичности, умение распознавать нарушения привязанности и помогать установлению позитивных отношений в новой семье – необходимые требования к психологам и социальным работникам, работающим в сфере помощи детям-сиротам.

Глава 9

Работа с «Книгой Жизни»

«Книга жизни» – это рассказ о жизни ребенка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами, включая объяснение, почему и как ребенок остался вне кровной семьи.

Для сбора информации используются воспоминания самого ребенка, материалы из личного дела, беседы с членами кровной семьи, людьми, знавшими ребенка и его семью раньше (соседи, работники социальных учреждений – поликлиники, детского сада, школы, дома ребенка и т. д.). Важны любые сведения о прошлом, факты и комментарии близких взрослых (родственников, приемных родителей) к ним: о чувствах самого ребенка в связи с этими фактами, об отношении взрослых к этим событиям, сопереживании ребенку в связи с тем, что излагается. Благодаря комментариям близких и их поддержке у ребенка формируется более позитивный взгляд на свою жизнь и на себя самого.

«Книга жизни» предназначена для того, чтобы восстановить хронологию жизни ребенка, сохранить позитивную информацию о семье ребенка и событиях прошлого и помочь справиться с негативной информацией. Совместное создание «Книги жизни» ребенком и его близкими взрослыми помогает сформировать у ребенка целостное представление о себе, принятие своего жизненного пути и способность к позитивным изменениям.

К настоящему моменту в отечественной литературе не существует развернутого описания такого рода работы. Да и сама эта работа, уже более 50 лет признаваемая необходимой частью реабилитации приемных детей во всем мире, в нашей стране не очень развита. Например, узаконенная «тайна усыновления» вообще не предполагает необходимости какого-либо обсуждения с усыновленными детьми темы их прошлого. Также многие родители, опасаясь социального отвержения, скрывают от окружающих факт того, что они являются приемной семьей. В любом случае представляется разумным исходить из идеи о том, что каждый родитель сам решает, что правильно в его семье. Задача специалистов – представить родителям все плюсы и минусы такого рода работы или ее отсутствия, а также дать подробное описание правильного проведения такой работы. Эта глава посвящена описанию того, как родители совместно со специалистами могут воссоздавать историю жизни приемного ребенка.

Структура работы с историей жизни может быть представлена как последовательные ответы на «семь вопросов римского права»: «Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? Зачем?»

Почему? (Что вынуждает)

Воспоминания о своей жизни люди воспринимают как что-то естественное. Большинство людей окружены родственниками, близкими, знающими их с детства. Каждый человек с самых ранних лет слышит рассказы о себе, о том, что он делал, как рос, каким был. Семейные альбомы с фотографиями дают возможность узнать, как выглядели родители в их детстве, какими были бабушки и дедушки, где они жили. Не только семейные реликвии, но и обычные бытовые предметы являются хранителями историй. Они вызывают воспоминания, хранящиеся в памяти. Иногда тот или иной предмет может «оживить» забытые события и переживания, и это приносит яркие и волнующие ощущения.

Воспоминания естественным образом вплетены в повседневную жизнь, и драматичным для человека становится именно отсутствие воспоминаний, а не их наличие. Отсутствие воспоминаний связано со специфическим переживанием экзистенциальной тревоги. Человеку мало осознавать себя в настоящем, ощущение адекватности связано с четким представлением о том, что было с ним раньше, откуда он взялся, чем занимался и т. д. Во многих фильмах и литературных произведениях отражена эта проблема. Например, фильмы «Идентификация Борна», «Вспомнить все», «Помни» Кристофера Нолана; книги «Хроники Амбера» Р. Желязны, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского и пр.

На общечеловеческом уровне потребность в знании своих корней выражена в интересе людей к истории и археологии, антропологии и геологии. Раньше в дворянских семьях во всем мире было принято составлять родословное древо. В простых семьях благодаря записям в церковных книгах люди, оседло живущие в одной и той же деревне, знали много поколений своих предков. История рода и семьи во все времена воспринималась людьми как достояние, как значимая часть собственной личности. В наши дни в России, так же как и в зарубежных странах, в рамках школьного обучения дети составляют генеалогическое древо своей семьи. Излишне упоминать о том, что для приемных детей, с которыми не прорабатывается тема прошлого, это становится серьезной проблемой.

«Белые пятна» в жизненной истории человека осознаются по мере взросления и формирования рефлексии. Положение детей, не имеющих сведений о том, откуда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимо с состоянием человека, пережившего потерю памяти и сознающего это.

Зачем? (Желаемая, цель)

Основная задача – помочь ребенку расти с чувством самоуважения и значимости собственной жизни, своей нужности, несмотря на все, что с ним произошло.

Функции «Книги жизни»:

1. Развитие у ребенка зрелых психологических защит (вместо вытесенения и отрицания) и конструктивных способов справляться с трудными ситуациями.

2. Внесение хронологии в жизнь ребенка, формирование целостного представления о себе и своем жизненном пути, установление связей между прошлым, настоящим и будущим.

3. Отделение реальности от фантазий, заполнение «пробелов». Преодоление чувства неадекватности, бессмысленности.

4. Помощь в осмыслении и «обезболивании», насколько это возможно, трудной информации о прошлом, для чего необходимо распознать и разобраться с сильными эмоциями, связанными с прошлыми событиями жизни.

5. Сохранение воспоминаний о позитивных событиях, фактах и людях, признание того хорошего, что было у ребенка в прошлом, возможность отдать этому дань уважения.

6. Формирование и поддержание отношений привязанности; повышение доверия ко взрослым.

7. Повышение самооценки ребенка и формирование идентичности, развитие у ребенка чувства собственной значимости, интереса к самому себе.

8. Осмысление семейной истории и поиск иного выхода, помимо повторения негативного семейного сценария: работа, направленная на сохранение в приемлемом варианте близости ребенка с его кровной семьей без повторения им плохих поступков родителей.

9. Помощь в преодолении возрастных кризисов, когда на разных возрастных этапах у ребенка возникает задача принятия себя, повышения уровня самостоятельности при сохранении отношений с близкими взрослыми.

Совместная работа над «Книгой жизни» помогает сформироваться привязанности ребенка к замещающим родителям. Она дает им уникальную возможность «попасть» в прошлое ребенка, хотя бы отчасти защищая и поддерживая в его переживаниях. У ребенка создается определенное отношение к своей биографии, и отношение самих взрослых к прошлому ребенка будет иметь на него значительное влияние.

Что такое «Книга Жизни»?

Итак, повторимся, «Книга жизни» – это хронологически последовательное изложение жизненной истории ребенка с момента его рождения. Кроме того, «Книга жизни» включает в себя все то, что удастся восстановить про историю кровной семьи ребенка. «Книга жизни» не заканчивается на моменте попадания ребенка в приемную семью, а логическим образом продолжается. В нее входит описание событий, упоминание о значимых людях. Кроме изложения фактов, записываются комментарии о подлинности информации, отношение к этой информации ребенка, его чувства в то время, когда эти события происходили, и оценка их в настоящее время. В случае, если ребенок не переходит жить в замещающую семью, работу над «Книгой жизни» необходимо продолжать с помощью психологов и социальных работников в детском доме. При перемещениях ребенка «Книга жизни» должна передаваться сотрудникам следующего учреждения и вестись ими. В приемной семье над «Книгой жизни» могут работать родители самостоятельно или совместно со специалистом.

С технической точки зрения «Книга жизни» – это альбом или папка с файлами, куда можно вставлять, вписывать или вклеивать самую разную информацию.

Кто?

Кто может делать «Книгу жизни»? Взрослый человек, имеющий информацию о прошлом ребенка, имеющий представление о том, как работать с «Книгой жизни» и желающий этим заниматься. Это может быть социальный работник, воспитатель, психолог, приемный родитель. Родителям работа над «Книгой жизни» может указать на специфические проблемы, с которыми лучше обратиться к специалисту. «Книга жизни» делается совместно с ребенком: взрослый предлагает материал, а ребенок решает, включать ли его в Книгу. Если ребенок хочет избежать упоминания о болезненных и трудных для него событиях, можно поступить следующим образом: оставить пустой лист, озаглавив его соответствующим образом. Например: «В 5 лет в твоей жизни происходили события, о которых ты помнишь, но не хочешь ничего записывать, потому что они были очень плохие». Или попросить ребенка выразить чувства относительно этого события, закрасив лист подходящими для этого цветами. Тогда можно добавить комментарий: «Это твои чувства по поводу событий, случившихся тогда-то». Когда ребенок делает записи в «Книгу жизни» самостоятельно, он пишет от первого лица («Я»), а когда взрослый пишет о ребенке, то обращается в записях ребенку на «ты» и указывает свое авторство на заполненных им страницах Книги.

Где?

«Книга жизни» может делаться для ребенка, начиная с самого раннего возраста: в приемной семье, в детском доме, в приюте, даже в доме ребенка. Все зависит от желания взрослых, их компетентности в данном вопросе и наличия возможностей для этой работы. Необходимость составления жизненной истории для детей, разлученных со своими семьями, объективна, и чем раньше такая работа начнется, тем больше информации о ребенке будет сохранено без потерь. В случаях, когда ведение «Книги жизни» начинается в учреждении, она по желанию ребенка хранится либо в кабинете специалиста, либо у самого ребенка. Все зависит от того, насколько возможно сохранить «Книгу жизни» и соблюсти конфиденциальность. «Книга жизни» сопровождает ребенка во всех его перемещениях, как и его личное дело, но, в отличие от официальных документов, фактически она является собственностью ребенка, и читать ее могут только те, кому ребенок доверяет это право. Если ребенок очень маленький, то «Книгу жизни» читают только близкие взрослые, обладающие родительскими или опекунскими правами.

Когда?

В тех случаях, когда «Книга жизни» делается «в соавторстве» с ребенком, то эту работу можно начинать с четырех лет, ориентируясь на возможности ребенка понимать происходящее, особенности его восприятия и мышления. Можно начинать создавать «Книгу жизни» и раньше, например, с дошкольниками от трех лет, но от взрослых потребуется особая креативность в создании наглядных и осязаемых материалов. В некоторых случаях родители или близкие взрослые могут начинать «Книгу жизни» для ребенка без его участия, когда он еще находится в младенческом возрасте, так же как это делается с семейными альбомами в обычных семьях. Чем в более раннем возрасте начата такая работа, тем более естественно воспринимает ее ребенок. В целом у взрослых есть выбор: они могут делать эту работу, если хотят, когда ребенку меньше четырех лет, но после четырехлетнего возраста это становится просто необходимым. Начинает развиваться самосознание ребенка и интерес к своему происхождению, появлению на свете и в семье. Важно, чтобы ребенок решал эти вопросы с близкими взрослыми, а не с посторонними людьми.

Работу с «Книгой жизни» инициирует взрослый, и задача взрослого – заинтересовать ребенка и помочь ощутить значимость и удовольствие в процессе составления Книги.

Как? (Порядок работы)

«Книга жизни» делается родителями совместно с ребенком. Если ребенок совсем маленький, родители делают это для него и обязательно показывают и рассказывают, что они делают и почему, – как только возраст ребенка позволит ему воспринимать такую информацию. В случае с маленькими детьми важно сформировать в доступной для ребенка форме представления о его жизни. Например, через предметную игру: домики, куклы и т. д. Также подходит создание из бумаги и картона объемных моделей-домиков, соединенных дорожками или веревочками, чтобы ребенок мог наглядно представить все те места, где он жил, и порядок своих перемещений.

Выбор материала для работы. Сначала взрослый вместе с ребенком выбирает основу для самой книги: это может быть обычный альбом для рисования, большая тетрадь, магнитный фотоальбом, в котором можно хранить тексты и фотографии, папка с прозрачными файлами, в которую можно вкладывать альбомные листы, фотографии и даже небольшие предметы. У каждой из этих форм есть свои преимущества. Например, файлы можно менять местами, дополнять. Магнитный альбом бывает с большими страницами, на которых удобно делать коллажи из рисунков, аппликаций и текста. В обычном альбоме проще всего рисовать и писать от руки. Поэтому основной критерий – предпочтения самого ребенка.

Украшения. При работе с «Книгой жизни» активно используются элементы декорирования. Обязательно создается обложка из цветной бумаги или творчески украшается уже существующая обложка. На ней могут делаться надписи («Книга жизни» или имя и фамилия ребенка и т. п.) и вставляться фотографии самого ребенка или его новой семьи. Обложка, так же как и другие листы внутри самой «Книги жизни», может быть тонирована разноцветными карандашами, разрисована красками, в том числе флюоресцентными, объемными, витражными, украшена наклейками и аппликациями.

Первый лист обычно оформляется как личное обращение родителей к ребенку. Например, возможен такой вариант: «Сегодня такое-то число такого-то года, тебя зовут…, тебе… лет. Я твоя мама (или папа и пр.). Мы начинаем с тобой сегодня составлять твою „Книгу жизни“. Мы будем писать в нее все то важное, что с тобой происходило раньше и происходит сейчас. Здесь будут записаны все главные события твоей жизни: хорошие и не очень, успехи и трудности, то, что ты любишь, чему научился, твои мечты и желания. Эта Книга – для тебя и про тебя». Возможны и другие варианты такого «личного послания» по усмотрению родителей. Главный смысл его – обращение к ребенку и подчеркивание значимости самого ребенка и его жизни для близких взрослых.

На следующей странице хорошо поместить фотографию ребенка (в настоящее время) вместе со всей его семьей, с которой он живет. В качестве комментариев подписать еще раз имя и фамилию ребенка и сколько ему лет сейчас, имена с фамилиями и возрастом всех членов семьи, включая собак и кошек. Если ребенок, для которого делается «Книга жизни», живет не в семье, а в учреждении, то работающий с ним специалист вместе с ребенком выбирает его фотографию в настоящее время или делает новое фото специально для Книги.

– Выбрать момент, с которого начнется создание «Книги жизни», нужно с учетом желания ребенка. Есть три варианта: с рождения ребенка; с описания настоящего времени (жизнь в приемной семье или жизнь в учреждении, если «Книгу жизни» создает специалист); с планов на будущее (о чем мечтает ребенок). Предоставить этот выбор полезно, так как некоторые дети могут нуждаться в том, чтобы накопить силы, делая описание хорошего настоящего или приятных планов на будущее, и только после этого обратиться к проблемному прошлому.

Описывая жизненные события ребенка, полезно бывает в подходящих случаях использовать формулировки: «Так же, как все, ты…»; «Так же, как и другие люди, ты…» – подчеркивающие для ребенка его «нормальность» и сходство со всеми другими людьми. Это нужно, поскольку дети часто чувствуют себя «другими», «хуже других», «изгоями» в силу своей жизненной ситуации. Пример: «Так же, как и все, ты родился в роддоме…»; «Так же, как и все люди, ты сделал свои первые шаги и сказал свои первые слова в возрасте…». Подобного рода замечания должны касаться именно тех вех в развитии ребенка и тех проявлений личности, которые действительно сходны и объединяют его с другими людьми.

В числе первых страниц находится лист, где на одной линии (прямой, ломаной, извилистой) обозначены все перемещения ребенка до настоящего момента. В качестве условных обозначений могут быть использованы домики (или что-то еще), отличающиеся цветом или внешним видом, и это будут основные места пребывания ребенка: роддом; место, где ребенок оказа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...