Предмет и задачи патопсихологии.
Лектор – проф. Николаева В.В. 1. Предмет и задачи патопсихологии. 2. Нарушения психической деятельности при эпилепсии. 3. Практические задачи патопсихологии. 4. Мотивация и патология восприятия при психических заболеваниях. 5. Методологические основы патопсихологии (школа Зейгарник). 6. Виды нарушений памяти. 7. Принципы построения патопсихологического исследования. 8. Нарушения познавательной деятельности при шизофрении. 9. Нарушения познавательной деятельности при шизофрении. 10. Психологические проблемы невротических расстройств. 11. Принципы построения психологических приемов исследования нарушений личности. 12. Психологический анализ хронического алкоголизма. 13. Феноменология и психологические механизмы нарушений восприятия. 14. Нарушения динамики мышления. 15. Практические задачи патопсихологии. 16. Психопатии. Психологический аспект изучения психопатий. 17. Феноменология нарушений личности при шизофрении, эпилепсии. 18. Методы исследования нарушений умственной работоспособности. 19. Экспериментальные исследования нарушений восприятия при шизофрении. 20. Методики исследования нарушений памяти. 21. Теоретические проблемы патопсихологии. 22. Нарушения мотивационного компонента мышления. 23. Искажение процесса обобщения. Экспериментальные факты, их теоретическая интерпретация. 24. Психологическая характеристика расстройств невротического спектра. 25. Факторы, вызывающие нарушение опосредствованного запоминания. 26. Психологическая характеристика резонерства. 27. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях. 28. Корсаковский синдром. 29. Нарушения психической деятельности при шизофрении.
30. Особенности личности при психопатиях. Основные феномены и проблемы. 31. Нарушения иерархии мотивов при психических заболеваниях. 32. Методики исследования нарушений мышления. 33. Метод пиктограмм и его использование в патопсихологии. 34. Психологический аспект изучения галлюцинаций. 35. Нарушения мышления при шихофрении: психологический аспект. 36. Нарушения умственной работоспособности при психических заболеваниях. 37. Основные приемы исследования нарушений личности. 38. Нарушение критичности у психически больных. 39. Экспериментальные исследования нарушений эмоций и общения при шизофрении. 40. Перфекционизм в структуре невротических расстройств. 41. Соотношение распада и развития психики. 42. Нарушения критичности мышления. Значение мотива экспертизы в пат психологическом обследовании. 43. Экспериментальное исследование галлюцинаций. 44. Нарушения мотивационной сферы у больных шизофренией. 45. Нарушения опосредствованного запоминания. 46. Нарушения личности у психически больных. 47. Методики исследования нарушений памяти. 48. Экспериментальные исследования нарушений эмоций и общения при шизофрении. Предмет и задачи патопсихологии. Патопсихология (от греч. pathos – страдание) – область клинической психологии, пограничная между психологией и психиатрией. Первые попытки патопсихологического исследования относятся к сер. XIX в., и связаны с запросами практики. Вопросы: 1. Как понять в чем состоит роль психологических факторов в возникновении душевных расстройств? 2. Как описать структуру психических нарушений в понятиях психологии? 3. Как можно психологически помочь психически больному человеку? Т.о., психологи начинают в единичных случаях работать в психиатрических больницах (см. ниже). Т.к. патопсихология тесно связана с материнскими дисциплинами, надо указать на качественные особенности этих связей. Вопрос: зачем? Ответ:
· Чтобы вычленить круг задач, доступных специалистам данного профиля · Это важно для методологии патопсихологии · Это нужно для адекватного подбора практического инструментария В связи с этим целесообразно обратиться к предметам материнских дисциплин: Ø Психиатрия – это область знания, занимающаяся диагностикой психических заболеваний, их этиологией (т.е., причинами), патогенезом (т.е., течением), а также лечением и профилактикой психических расстройств. Общая психопатология – раздел психиатрии. Она оперирует общемедицинскими понятиями (симптом, синдром, этиология, патогенез и т.д.) и использует общемедицинские критерии оценки психического состояния (анализ крови, ЭЭГ и т.п. + критерии по классификациям МКБ или DSM). Основной метод психопатологии – клинико-описательный: соединение длительного наблюдения и клинической беседы. Ø Психология – наука о порождении, структуре и функциях психического отражения реальности в процессах деятельности индивида (А.Н. Леонтьев). Возможны и другие определения. Патопсихология – это отрасль психологии, изучающая закономерности протекания психической деятельности при различных формах патологии (психической и соматической), в сопоставлении с нормой. Т.о., «Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов и свойств личности больных и сопоставляет их с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме» (Блейхер, 1976, с. 9). Психопатология ≠ патопсихология. «Психопатология – это те патологические изменения психики, которые изучает патопсихология» (К.К. Платонов). Вывод: объект у патопсихологии с психиатрией – общий, т.е. расстройства психики! А вот концептуальный аппарат и методы – психологические! Предмет:
Е.Т. Соколова: § Патопсихология как теоретическая дисциплина занимается разработкой следующих проблем: ü Биологические и социокультурные закономерности аномального развития; ü Механизмы симптомообразования; ü Индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (маниакальные, депрессивные, галлюцинаторно-бредовой и т.д.).
§ Как прикладная наука патопсихология используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценки эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. § § § § § § § § § § § § § § § § § § § § 2. Нарушения психической деятельности при эпилепсии. Эпилепсия - хроническое эндогенное, органическое заболевание, возникающее преимущественном в молодом возрасте. Характеризуется пароксизмами, изменением психики, личности, нередко, достигающем степени выраженного слабоумия. Клинические проявления. 3 основных типа пароксизмов: а. большой судорожный припадок. Возникает внезапно и впоследствии амнезируется. Охватывает все тело. б. малый судорожный припадок. Охватывает отдельные участки тела. В зависимости от стороны, где наблюдаются судороги, можно говорить о стороне поражения головного мозга (контрлатеральное полушарие). в. пароксизмальные изменения настроения. Чаще всего наблюдается злобная депрессия. Могут наблюдаться нарушения сознания (сумеречные состояния). Распространенность: 3-4/1000 человек. Психологический облик. В структуре психологического дефекта выделяют 3 группы нарушений. 1. Нарушения динамики психической деятельности: § замедленность психических процессов. Моторная, поведенческая тугоподвижность. Увеличение латентных периодов при выполнении проб на скорость. Таблицы Шульте (N - 30-40 с, Epi - от 1.5 мин.) Замедление равномерное, нет истощаемости и пресыщения. § инертность Трудность изменения способов выполнения заданий в пробах на переключение, попеременное называние одушевленных и неодушевленных предметов. При произвольном назывании 50 слов смысловые гнезда сильно расширены по сравнению с нормой (трудности перехода к другой смысловой группе) В ассоциативном эксперименте инертность проявляется в: увеличении латентного периода, частых эхолалических реакиях, однообразном повторении ответов, реакциях-штампах.
В эмоционально-личностной сфере инертность проявляется в виде злопамятности (чувствительны к отрицательным оценкам), часты агрессивные поступки. 2. Нарушения в когнитивной сфере. Память При запоминании слов основной феномен - плато. Но это не мотивационные нарушения, так как мотив экспертизы у больных эпилепсией выражен больше, чем в норме. Больной ориентирован на успех, но страдает регуляция мнестической деятельности (отсутствие осознания собственных результатов) Опосредованное запоминание страдает больше, чем непосредственное. Возможно неточное воспроизведение, воспроизведение опосредующего стимула, воспроизведение слова не относящегося к заданию. В методике пиктограмм невозможность удержания нескольких целей (рисование, запоминание). Потеря цели запоминания и обстоятельное проирисовывание деталей. Пересказ страдает в меньшей степени. Но есть амнестические западения в речи с выраженной замедленностью темпа (олигофазия). Восприятие (исследование Соколовой Е.Т.) Отличается эмоциональностью, образностью. При верной оценке эмоционального поддекста изображения часто наблюдаются трудности содержательной интерпретации из-за застревания на несущественных деталях и бессистемного их называния (смещение смыслообразующего мотива на выполнение операций). Чрезмерная детализация, конкретность. При построении перцептивных гипотез - тенденция к актуализации редких, нестандартных ответов. Мышление 1) обстоятельность, чрезмерная детализация 2) снижение уровня доступных обобщений. Суждения носят конкретно-ситуативный характер. Проявляется в интерпретации пословиц, исключении предметов, классификации и т.д. 3) резонерство. В отличие от резонерства при шизофрении носит конкретно-ситуативный, морализирующий характер, обращено к партнеру. Возникает в ситуациях, требующих рассудительности, ума, при затруднениях в общении, т.е. как компенсация интеллектуальной недостаточности. Служит для самоотверждения, имеет принаки демонстративности. 3. Нарушения в эмоционально-личностной сфере Противоречивость и амбивалентность. С одной стороны больной может быть подчеркнуто вежлив, внимателен, ласков, в речи часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы. С другой стороны - обидчив, злопамятен, чувствителен к отрицательным оценкам. Несмотря на когнитивную слабость самооценка является завышенной, что может быть компенсацией тяжелых проявлений болезни. Характерной чертой является эгоцентризм.
Патопсихологический синдром Ведущий синдрмообразующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов 1. Первичные нарушения: ü изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность), ü сужение объема внимания, трудности его распределения, ü отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ, ü общее снижение когнитивных способностей. 2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов: · конфабуляции при запоминании, · резонерство, · комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм. 3 Третичные нарушения - хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки), - завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|