Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Матюшин Михаил Васильевич (1861, Нижний Новгород –1934, Ленинград) — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в.

Футуризм

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Обычно связывают с поэзией, меньше – с живописью.

Маринетти – родоначальник футуризма в Европе (в 1909 г. опубликовал «Манифест футуризма» в виде платного объявления на первой странице французской газеты «Фигаро»). Был в России.

Интересы: не содержание, а форма стихосложения, придумывание новых слов, использование вульгарной лексики, профессионального жаргона, языка документа, плаката и афиши. Культ будущего и разрушение прошлого. Восхваление стремления к скорости, бесстрашия, необычные формы. Отвержение страхов и пассивности. Отрицание всего логического, любых синтаксических связей и правил. Тезисы часто рождались спонтанно, нередко в порывах агрессии, футуристы часто разрабатывали новые манифесты творческими вечерами, эпатажно выступая перед публикой и зачитывая со сцены отдельные пункты. При этом часто возникали бурные споры и драки как друг с другом, так и с публикой. «Сила кулака» со временем придала футуризму скандальную известность.

Будетля́не — группа писателей, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. Некоторые ее члены называли этим словом течение, направление, а не только творческое объединение.

Термин был изобретён (образован от словоформы будет) Велимиром Хлебниковым для обозначения деятелей искусства футуристического толка. Изначально он подчёркивал самобытность русского футуризма.

- поэты: Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных;

- художники: Николай Кульбин, Казимир Малевич;

- композиторы: Михаил Матюшин, Артур Лурье.

Сборник «Садок судей» (1910).

Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак).

- живопись: в разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали Малевич, Бурлюк

, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.;

- поэзия: Хлебников, Гуро, братья Бурлюки, Каменский, Маяковский, Крученых, Лившиц.

Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея

», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»).

Литература

«Центрифуга» — московская литературная группа, возникшая в 1913 году (С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев). При создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры. «Центрифуга» просуществовала до конца 1917 года и стала самым длительным по времени объединением футуризма.

Бурлю́к Дави́д – русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма.

Гуро́ Еле́на русская поэтесса, прозаик и художница.

Маяко́вский Владимир Влади́мирович (1893 – 1930) – русский поэт, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

«Пощечина общественному вкусу» – поэтический сборник (1912)

Образы: город, техника.

Связь с Тредиаковским.

Хлебников Велимир – словотворчество. Образовывал новые слова путем обращения к корневым проявлениям слова и добавления к ним приставок, суффиксов. Пытался создать звездный (мировой) язык, который будет понятен всем.

Крученых Алексей – русский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от житейской грязи, утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». Иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных». «Самый геростратный из геростратствующих футуристов», «иезуит слова», «он четвертует слово» (Маяковский). Отвергал обращение к сложным духовным вопросам. Главное – слово, фонизм (слово без слова). Поэтические сборники: «Взорваль», «Помада», «Лакированное трико». Теоретические труды: «Слово как таковое», «Сдвигология русского стиха».

Каверин «Освещенные окна» (эпоха 1910-х).

Василиск Гнедов, Рюрик Рок. Издательство «Хобо».

Лившиц Бенедикт – русский поэт, переводчик и исследователь футуризма («Полутороглазый стрелец»).

Василий Каменский – летчик, поэт, живописец; родился на пароходе, сидел в тюрьме. Футуризм для него – веселая игра, словотворчество, звукоподражание. Фонограммы: ткёшь – тыкёшь. «Танго с коровами».

Тиняков Александр: печатался в издательствах «Весы», «Аполлон». Антирелигиозные брошюры («Кое-что про Бога»). Стал профессиональным нищим. 3 сборника стихов («Треугольник»).

 

Музыка

Голышев Ефим (1897-1970) – русский и немецкий композитор и художник, один из основоположников додекафонной системы еще до Шенберга.

Образование: скрипач (учился у Ауэра). Рисовать учился у отца (художника).

1909 – переезд в Берлин.

1914 – Струнное трио (5 частей) – первое в истории произведение в 12-тоновой серийной технике (но еще пока на в додекафонной системе).

Учился химии, физике, был изобретателем. Под гнетом нацизма уехал в Париж, затем в Бразилию.

Его «Ледяная песнь» (Das eisige Lied) для оркестра – первое исполненное 12-тоновое произведение (Берлин, 1920).

Входил в берлинскую группу «дадаистов»; в его произведениях Antisymphonie и Keuchmaneuver используются необычные инструменты, в т.ч. кухонная посуда. С 1933 странствовал по Европе и Южной Америке.

«Антисимфония», кухонные инструменты, конкретная музыка. Создал автопортрет из сигаретных пачек (дадаизм). В звуковом кино работал с Эйзенштейном, Пудовкиным.

 

Обухов Николай Борисович (1892, Курская губерния – 1954, под Парижем) — русский композитор-новатор, теоретик музыки, реформатор музыкального языка. Двоюродный брат певицы Надежды Обуховой. Основную часть жизни прожил во Франции.

Семья: потомственные музыканты. С 6 лет играл на скрипке и фортепиано, с 10 регулярно посещал оперу. Первые собственные сочинения (этюды, романсы) относятся к 1910 году.

Образование: 1911 – Московская консерватория, 1913-1916 – Петербургская консерватория (Черепнин – оркестровка).

1918 – эмиграция в Париж, там и провёл всю жизнь.

Знакомства: Равель считал его гением, Борис де Шлёцер с интересом наблюдал за его творчеством, дружил с Кусевицким, пианисткой Марией-Антуанеттой Оссенак де Брольи, входил в круг журнала Ревю мюзикаль. «Вступление к Книге жизни» произвело сильное впечатление на С.Прокофьева.

Взгляды: определяющими для Обухова в музыке были искания позднего Скрябина, в философии — идеи Вл. Соловьева. Историки и теоретики музыки считают Обухова связующим звеном между Скрябиным и Мессианом, Скрябиным и Айвзом, сближают его мистериальную музыку с русским космизмом. Обухов тяготел к теософии, выступал со своими сочинениями в теософском обществе в Париже (1925).

Псевдоним: Николай Ясновидец (Экстатический).

Достижения:

- 1914 – концепция 12-тоновой атональной техники в трактате Абсолютная гармония (на 8 лет раньше Шёнберга и параллельно с Хауэром, но независимо от него);

- 1915 – изобретение своей системы музыкальной нотации, возмутившей Н. Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом (диезы и бемоли заменил крестами); во Франции в 1957 году по инициативе Онеггера была учреждена премия за лучшее сочинение в его нотации.

- одним из первых стал создавать электроакустические инструменты – Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).

- 1946 – теоретический «Трактат о гармонии тональной, атональной и тотальной».

Произведения:

- Три литургические поэмы на слова К.Бальмонта;

- оратория «Вступление к Книге жизни»;

- Молитвы для фортепиано.

В произведениях – формы церковного ритуала.

 

Вышнеградский Иван Александрович (1893, Санкт-Петербург – 1979, Париж) – русский и французский композитор, один из первопроходцев в сфере четвертитоновой музыки.

Семья: отец – крупный банкир и композитором-любителем (издавал свои симфонии), дед – министро финансов Российской империи при Александре III, предшественником Витте. Двоюродный брат возлюбленной адмирала Колчака Анны Тимирёвой.

Образование: Санкт-Петербургская гимназия, философский (юридический?) факультет Санкт-Петербургского университета, Петербургская консерватория (композицию изучал у Николая Соколова – ученика Римского-Корсакова, участника беляевского кружка).

1916 – оратория «День бытия» на собственный текст (завершает пятиоктавным кластером).

1920 – эмиграция в Париж.

Знакомства: Алоис Хаба (независимо от него тоже пришел к идее четвертитоновой музыки), Оливье Мессиан, Анри Дютийё, Пьеро Булез.

Проект четвертитоновой музыки не был реализован до тех пор, пока им не было разработано два фортепиано, настроенные в разном диапазоне.

В 1937 и 1945 годах у него были удачные концерты в Париже («Космос» для 4-х фортепиано).

Кумиры: Бетховен, Вагнер, Ницше.

Мировоззрение: космический континиум (сам так назвал свое сознание), стремление к синтезу искусств, вера в магическое воздействие музыки на мир.

Произведения:

- романсы на слова Ницше, симфония «Так говорил Заратустра»;

- «Красное Евангелие» на слова Василия Князева (1918);

- 7 вариаций на звук «до» (позже это станет основой минимализма);

- 24 прелюдии в 12-тоновой диатонизированной хроматике;

- «Наш марш» Маяковского.

Статьи:

- «Раскрепощение звука»;

- «Раскрепощение ритма»;

- «Проблемы ультрахроматики»;

- «Четвертитоновая музыка»;

- Трио для струнных.

Маяковский, А. Белый.

В 1942 Вышнеградский был арестован немцами, провёл два месяца в лагере в Компьени.

 

 

Рославец Николай Андреевич (1881, г. Сураж Черниговской губернии – 1944, Москва) – русский композитор, музыковед, скрипач, педагог.

Семья: отец – железнодорожный служащий (в 1924 году Николай Рославец, обвиненный «пролетарскими музыкантами» в «классовой чуждости» и «враждебности пролетариату», сознательно изменил свою официальную биографию, указав, что происходит из крестьянской семьи).

Образование: музыкальные классы А.М. Абазы (в Курске), игра на скрипке и фортепиано, элементарная теория музыки и гармония; 1902- 1912 – Московская консерватория (Гржимали

– скрипка, С. Василенко – свободная композиция, М. Ипполитов-Иванов и А. Ильинский – контрапункт, фуга, музыкальная форма). Консерваторию окончил с двумя дипломами (перерывы в занятиях объяснялись обострениями туберкулеза и лечением на юге России). Дипломная работа – мистерия «Небо и земля» по Байрону (1912) была удостоена большой серебряной медали, а её автор — звания свободного художника.

Деятельность:

- директор и преподаватель музыкальной школы в Ельце, директор Харьковской консерватории;

- общественный деятель, один из лидеров АСМ — Ассоциации современной музыки, развившей принципы дореволюционного «современничества», пропагандировавшего лучшие достижения новой музыки и поддерживавшего контакты с Западом (наряду с Л. Сабанеевым, В. Держановским, Мясковским

, Е. М. Браудо и др.);

- один из организаторов профессионального союза композиторов;

- редактор журнала «Музыкальная культура»

1920-е – стал объектом ожесточённой травли со стороны представителей РАПМ. Передал чемодан с рукописями своему брату, жившему на Украине. В 1936 г. семья брата подверглась репрессиям; все рукописи погибли. «Дело Рославца» (среди инициаторов был Ю. Келдыш). Запрет работать по профессии, вынужденное признание совершенных «политических ошибок».

1930-е – работа в Ташкентском музыкальном театре, становится соцреалистом. Вернувшись в Москву, бедствовал и подвергался постоянным унижениям: Рославцу не удавалось получить постоянной работы, со всех должностей его увольняли как лицо, подвергшееся «чистке», не выплачивали гонораров за сдельные работы. Композитор был принят в Музфонд, но не в Союз композиторов. В 1938 г. готовилась репрессия Рославца — он должен был быть расстрелян или отправлен в Гулаг, о чём враги композитора говорили как о свершившемся факте. В результате – тяжелый инсульт, приведший к временной потере речи и частичному параличу. Скончался композитор после второго инсульта. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Могила композитора была уничтожена; в 1990-1991 гг. восстановлена усилиями Е. Рославец, М. Лобановой и Г. Дмитриева, впоследствии снова уничтожена.

Теоретическая система

Создатель «новой системы организации звука», техники «синтетаккорда». Его называли «русским Шёнбергом», но уже в 1914 г. Мясковский раскритиковал эту поверхностную оценку, подчеркнув оригинальность стиля Рославца. В системе Рославца освоение хроматики сочетается с достаточно жесткими правилами, напоминающими принципы додекафонии. Однако Рославец пришёл к ним независимо от школы Шёнберга, «новая система организации звука» во многом отличается от серийной техники, допускает большую гибкость и свободу.

Общее с Шенбергом:

- избранничество;

- интеллектуализм;

- живописность мышления (оба были художниками);

- синтез (многоцветная запись партитур), синестезия.

Влияние:

- поздний Скрябин (позже Рославец критиковал «Прометей» за «схематизм – гармонические принципы и даже терминологическую систему; посредником в передаче этих идей был друг Скрябина и Рославца — Леонид Сабанеев;

- футуристские манифесты (особенно в ранних программных заявлениях); композитор дружил с детства с К. Малевичем, был тесно связан с В. Каменским, А. Лентуловым и др., печатался в футуристских журналах, обложки его сочинений оформляли футуристы. В то же время, композитор не вписывался в этот круг, что подчеркивал в свое время Малевич.

- символизм и модерном с его пряной декоративностью (до 1917 г. Рославец обращался к поэзии Блока, Брюсова, К. Бальмонта, П. Верлена, Вяч. Иванова, М. Волошина, Н. Гумилева, Игоря Северянина, Д. Бурлюка, В. Каменского, Е. Гуро, К. Большакова, В. Гнедова, впоследствии — к поэзии Ф. Сологуба, З. Гиппиус и др);

- после 1917 г. внимание композитора было во многом сосредоточено на проблемах неоклассицизма, в том числе — стиля Стравинского.

Чуждым для Рославца был принцип экспериментирования со стилем.

Л. Сабанеев: «У Рославца его тектонизм, его математичность в музыкальном творчестве приближает его к академистам. Это — оригинальный и беспримерный тип новатора-академика. Он не интересуется эмоцией как таковой. Для него музыка — вовсе не язык чувств, а выражение организованного психического мира. Его интересует не эмоция сама по себе, а сопоставление ее в музыкальной ткани с другими, „организация эмоций“, неизбежно сопутствующая организации звуков. Рославец — настоящий мастер звуков, любящий свое мастерство, как специалист, рабочий любит свое ремесло. Он не напишет зря и случайно ни одной ноты, ни одной фразы. Все продумано и проработано до последней степени». Современников Рославца особенно поражало то, что он называл себя не композитором, а «организатором звуков». Стройность, выверенность, логическая завершенность его системы, последовательность в проведении композиционной идеи, аналитическая направленность творчества вызывали как восхищение, так и ожесточенные нападки на его стиль.

Произведения

В новой системе:

- «Грустные пейзажи» (1913);

- «Три сочинения для пения и фортепиано» (1913);

- Первый струнный квартет (1913);

- Первая скрипичная сонатя(1913);

- «Четыре сочинения для пения и фортепиано» (1913-14);

- симфоническая поэма «В часы Новолуния» (предположительно, 1912-начало 1913) – темброкрасочность.

Соцреалистические:

- «Октябрь», кантата (1927);

- «Пахта» (Хлопок), балет-пантомима (1931—1932)

- «Узбекистан», симфоническая поэма (1932); сохранились фрагменты

 

 

Лурье Артур Винцент (также Артур Сергеевич Лурье, настоящее имя — Наум Израилевич Лурье, при рождении — Лурья; 1892, Могилевская губерния –1966 Нью-Джерси, США) – русский композитор и музыкальный писатель, теоретик, критик, один из крупнейших деятелей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда XX столетия. Артур – от Шопенгауэра, Винцент – от Ван Гога.

Образование: коммерческое училище в Одессе, Петербургская консерватория (бросил), частные уроки у Глазунова.

Посещал артистическое кафе «Бродячая собака». Позиционировал себя как главного футуриста.

Влияния:

- символизм («Сумерки Фавна», «Целует клавиши прелестная рука»);

- Скрябин (авторские ремарки на французском).

1914 – интерес к микроинтервалике, шумовой музыке, театру действительности. Статья «К музыке высшего хроматизма».

Изобрел собственную нотацию (4). Радикализм.

Произведения:

- вокальная музыка («Греческие песни. Из Сафо», сочинения на слова Ахматовой и Блока);

- 2 фортепианных цикла: «Синтезы» (5 миниатюр), «Формы в воздухе»;

- музыкальные агитки («Наш марш» Маяковского);

- опера-балет «Пир во время чумы», «Арап Петра Великого» (либретто к опере);

- 12 хоров на слова Блока;

- 2 симфонии («Диалектическая» и «Кормчая» – на церковные тексты);

- «Литургическая соната»;

- мотет «Анафема», гимн «Анапест».

Деятельность: работал начальником музотдела Наркомпроса

(МУЗО), создал квартет им. Лурье.

Один из вдохновителей Ахматовой и Судейкиной.

1922 – Берлин, затем Франция, 1941 – эмиграция в США.

 

 

Матюшин Михаил Васильевич (1861, Нижний Новгород –1934, Ленинград) — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в.

Образование: Московская Консерватория (класс скрипки), посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств и школу-студию Я.Ф. Ционглинского.

Работал скрипачом Придворного оркестра.

Музыка:

- собственная нотация;

- четвертитоновая техника на скрипке;

- идея синтеза искусств;

- 1910 – создал антиоперу «Победа над солнцем» (текст – Крученых, сценография – Малевич, автор пролога – Хлебников). Идея – протест против старого искусства, разрушение надоевшего диатонизма. Впервые «Черный квадрат» Малевича появился именно в этой опере. Абсурдистский театр.

- поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем».

Вторая женаГуро Елена Генриховна, поэтесса и художница.

1908-1910 – Матюшин с женой входят в круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге, там основывается издательство «Журавль», в 1910 выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпускает 20 футуристических книг.

Живопись:

- развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре;

- проводил исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...