Матюшин Михаил Васильевич (1861, Нижний Новгород –1934, Ленинград) — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в.
Футуризм Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Обычно связывают с поэзией, меньше – с живописью. Маринетти – родоначальник футуризма в Европе (в 1909 г. опубликовал «Манифест футуризма» в виде платного объявления на первой странице французской газеты «Фигаро»). Был в России. Интересы: не содержание, а форма стихосложения, придумывание новых слов, использование вульгарной лексики, профессионального жаргона, языка документа, плаката и афиши. Культ будущего и разрушение прошлого. Восхваление стремления к скорости, бесстрашия, необычные формы. Отвержение страхов и пассивности. Отрицание всего логического, любых синтаксических связей и правил. Тезисы часто рождались спонтанно, нередко в порывах агрессии, футуристы часто разрабатывали новые манифесты творческими вечерами, эпатажно выступая перед публикой и зачитывая со сцены отдельные пункты. При этом часто возникали бурные споры и драки как друг с другом, так и с публикой. «Сила кулака» со временем придала футуризму скандальную известность. Будетля́не — группа писателей, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. Некоторые ее члены называли этим словом течение, направление, а не только творческое объединение. Термин был изобретён (образован от словоформы будет) Велимиром Хлебниковым для обозначения деятелей искусства футуристического толка. Изначально он подчёркивал самобытность русского футуризма. - поэты: Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных;
- художники: Николай Кульбин, Казимир Малевич; - композиторы: Михаил Матюшин, Артур Лурье. Сборник «Садок судей» (1910). Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак). - живопись: в разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали Малевич, Бурлюк , Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.;- поэзия: Хлебников, Гуро, братья Бурлюки, Каменский, Маяковский, Крученых, Лившиц. Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея », противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»).Литература «Центрифуга» — московская литературная группа, возникшая в 1913 году (С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев). При создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры. «Центрифуга» просуществовала до конца 1917 года и стала самым длительным по времени объединением футуризма. Бурлю́к Дави́д – русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма. Гуро́ Еле́на – русская поэтесса, прозаик и художница. Маяко́вский Владимир Влади́мирович (1893 – 1930) – русский поэт, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ». «Пощечина общественному вкусу» – поэтический сборник (1912) Образы: город, техника. Связь с Тредиаковским. Хлебников Велимир – словотворчество. Образовывал новые слова путем обращения к корневым проявлениям слова и добавления к ним приставок, суффиксов. Пытался создать звездный (мировой) язык, который будет понятен всем.
Крученых Алексей – русский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от житейской грязи, утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». Иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных». «Самый геростратный из геростратствующих футуристов», «иезуит слова», «он четвертует слово» (Маяковский). Отвергал обращение к сложным духовным вопросам. Главное – слово, фонизм (слово без слова). Поэтические сборники: «Взорваль», «Помада», «Лакированное трико». Теоретические труды: «Слово как таковое», «Сдвигология русского стиха». Каверин «Освещенные окна» (эпоха 1910-х). Василиск Гнедов, Рюрик Рок. Издательство «Хобо». Лившиц Бенедикт – русский поэт, переводчик и исследователь футуризма («Полутороглазый стрелец»). Василий Каменский – летчик, поэт, живописец; родился на пароходе, сидел в тюрьме. Футуризм для него – веселая игра, словотворчество, звукоподражание. Фонограммы: ткёшь – тыкёшь. «Танго с коровами». Тиняков Александр: печатался в издательствах «Весы», «Аполлон». Антирелигиозные брошюры («Кое-что про Бога»). Стал профессиональным нищим. 3 сборника стихов («Треугольник»).
Музыка Голышев Ефим (1897-1970) – русский и немецкий композитор и художник, один из основоположников додекафонной системы еще до Шенберга. Образование: скрипач (учился у Ауэра). Рисовать учился у отца (художника). 1909 – переезд в Берлин. 1914 – Струнное трио (5 частей) – первое в истории произведение в 12-тоновой серийной технике (но еще пока на в додекафонной системе). Учился химии, физике, был изобретателем. Под гнетом нацизма уехал в Париж, затем в Бразилию. Его «Ледяная песнь» (Das eisige Lied) для оркестра – первое исполненное 12-тоновое произведение (Берлин, 1920). Входил в берлинскую группу «дадаистов»; в его произведениях Antisymphonie и Keuchmaneuver используются необычные инструменты, в т.ч. кухонная посуда. С 1933 странствовал по Европе и Южной Америке. «Антисимфония», кухонные инструменты, конкретная музыка. Создал автопортрет из сигаретных пачек (дадаизм). В звуковом кино работал с Эйзенштейном, Пудовкиным.
Обухов Николай Борисович (1892, Курская губерния – 1954, под Парижем) — русский композитор-новатор, теоретик музыки, реформатор музыкального языка. Двоюродный брат певицы Надежды Обуховой. Основную часть жизни прожил во Франции. Семья: потомственные музыканты. С 6 лет играл на скрипке и фортепиано, с 10 регулярно посещал оперу. Первые собственные сочинения (этюды, романсы) относятся к 1910 году. Образование: 1911 – Московская консерватория, 1913-1916 – Петербургская консерватория (Черепнин – оркестровка). 1918 – эмиграция в Париж, там и провёл всю жизнь. Знакомства: Равель считал его гением, Борис де Шлёцер с интересом наблюдал за его творчеством, дружил с Кусевицким, пианисткой Марией-Антуанеттой Оссенак де Брольи, входил в круг журнала Ревю мюзикаль. «Вступление к Книге жизни» произвело сильное впечатление на С.Прокофьева. Взгляды: определяющими для Обухова в музыке были искания позднего Скрябина, в философии — идеи Вл. Соловьева. Историки и теоретики музыки считают Обухова связующим звеном между Скрябиным и Мессианом, Скрябиным и Айвзом, сближают его мистериальную музыку с русским космизмом. Обухов тяготел к теософии, выступал со своими сочинениями в теософском обществе в Париже (1925). Псевдоним: Николай Ясновидец (Экстатический). Достижения: - 1914 – концепция 12-тоновой атональной техники в трактате Абсолютная гармония (на 8 лет раньше Шёнберга и параллельно с Хауэром, но независимо от него); - 1915 – изобретение своей системы музыкальной нотации, возмутившей Н. Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом (диезы и бемоли заменил крестами); во Франции в 1957 году по инициативе Онеггера была учреждена премия за лучшее сочинение в его нотации. - одним из первых стал создавать электроакустические инструменты – Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).
- 1946 – теоретический «Трактат о гармонии тональной, атональной и тотальной». Произведения: - Три литургические поэмы на слова К.Бальмонта; - оратория «Вступление к Книге жизни»; - Молитвы для фортепиано. В произведениях – формы церковного ритуала.
Вышнеградский Иван Александрович (1893, Санкт-Петербург – 1979, Париж) – русский и французский композитор, один из первопроходцев в сфере четвертитоновой музыки. Семья: отец – крупный банкир и композитором-любителем (издавал свои симфонии), дед – министро финансов Российской империи при Александре III, предшественником Витте. Двоюродный брат возлюбленной адмирала Колчака Анны Тимирёвой. Образование: Санкт-Петербургская гимназия, философский (юридический?) факультет Санкт-Петербургского университета, Петербургская консерватория (композицию изучал у Николая Соколова – ученика Римского-Корсакова, участника беляевского кружка). 1916 – оратория «День бытия» на собственный текст (завершает пятиоктавным кластером). 1920 – эмиграция в Париж. Знакомства: Алоис Хаба (независимо от него тоже пришел к идее четвертитоновой музыки), Оливье Мессиан, Анри Дютийё, Пьеро Булез. Проект четвертитоновой музыки не был реализован до тех пор, пока им не было разработано два фортепиано, настроенные в разном диапазоне. В 1937 и 1945 годах у него были удачные концерты в Париже («Космос» для 4-х фортепиано). Кумиры: Бетховен, Вагнер, Ницше. Мировоззрение: космический континиум (сам так назвал свое сознание), стремление к синтезу искусств, вера в магическое воздействие музыки на мир. Произведения: - романсы на слова Ницше, симфония «Так говорил Заратустра»; - «Красное Евангелие» на слова Василия Князева (1918); - 7 вариаций на звук «до» (позже это станет основой минимализма); - 24 прелюдии в 12-тоновой диатонизированной хроматике; - «Наш марш» Маяковского. Статьи: - «Раскрепощение звука»; - «Раскрепощение ритма»; - «Проблемы ультрахроматики»; - «Четвертитоновая музыка»; - Трио для струнных. Маяковский, А. Белый. В 1942 Вышнеградский был арестован немцами, провёл два месяца в лагере в Компьени.
Рославец Николай Андреевич (1881, г. Сураж Черниговской губернии – 1944, Москва) – русский композитор, музыковед, скрипач, педагог. Семья: отец – железнодорожный служащий (в 1924 году Николай Рославец, обвиненный «пролетарскими музыкантами» в «классовой чуждости» и «враждебности пролетариату», сознательно изменил свою официальную биографию, указав, что происходит из крестьянской семьи).
Образование: музыкальные классы А.М. Абазы (в Курске), игра на скрипке и фортепиано, элементарная теория музыки и гармония; 1902- 1912 – Московская консерватория (Гржимали – скрипка, С. Василенко – свободная композиция, М. Ипполитов-Иванов и А. Ильинский – контрапункт, фуга, музыкальная форма). Консерваторию окончил с двумя дипломами (перерывы в занятиях объяснялись обострениями туберкулеза и лечением на юге России). Дипломная работа – мистерия «Небо и земля» по Байрону (1912) была удостоена большой серебряной медали, а её автор — звания свободного художника.Деятельность: - директор и преподаватель музыкальной школы в Ельце, директор Харьковской консерватории; - общественный деятель, один из лидеров АСМ — Ассоциации современной музыки, развившей принципы дореволюционного «современничества», пропагандировавшего лучшие достижения новой музыки и поддерживавшего контакты с Западом (наряду с Л. Сабанеевым, В. Держановским, Мясковским , Е. М. Браудо и др.);- один из организаторов профессионального союза композиторов; - редактор журнала «Музыкальная культура» 1920-е – стал объектом ожесточённой травли со стороны представителей РАПМ. Передал чемодан с рукописями своему брату, жившему на Украине. В 1936 г. семья брата подверглась репрессиям; все рукописи погибли. «Дело Рославца» (среди инициаторов был Ю. Келдыш). Запрет работать по профессии, вынужденное признание совершенных «политических ошибок». 1930-е – работа в Ташкентском музыкальном театре, становится соцреалистом. Вернувшись в Москву, бедствовал и подвергался постоянным унижениям: Рославцу не удавалось получить постоянной работы, со всех должностей его увольняли как лицо, подвергшееся «чистке», не выплачивали гонораров за сдельные работы. Композитор был принят в Музфонд, но не в Союз композиторов. В 1938 г. готовилась репрессия Рославца — он должен был быть расстрелян или отправлен в Гулаг, о чём враги композитора говорили как о свершившемся факте. В результате – тяжелый инсульт, приведший к временной потере речи и частичному параличу. Скончался композитор после второго инсульта. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Могила композитора была уничтожена; в 1990-1991 гг. восстановлена усилиями Е. Рославец, М. Лобановой и Г. Дмитриева, впоследствии снова уничтожена. Теоретическая система Создатель «новой системы организации звука», техники «синтетаккорда». Его называли «русским Шёнбергом», но уже в 1914 г. Мясковский раскритиковал эту поверхностную оценку, подчеркнув оригинальность стиля Рославца. В системе Рославца освоение хроматики сочетается с достаточно жесткими правилами, напоминающими принципы додекафонии. Однако Рославец пришёл к ним независимо от школы Шёнберга, «новая система организации звука» во многом отличается от серийной техники, допускает большую гибкость и свободу. Общее с Шенбергом: - избранничество; - интеллектуализм; - живописность мышления (оба были художниками); - синтез (многоцветная запись партитур), синестезия. Влияние: - поздний Скрябин (позже Рославец критиковал «Прометей» за «схематизм – гармонические принципы и даже терминологическую систему; посредником в передаче этих идей был друг Скрябина и Рославца — Леонид Сабанеев; - футуристские манифесты (особенно в ранних программных заявлениях); композитор дружил с детства с К. Малевичем, был тесно связан с В. Каменским, А. Лентуловым и др., печатался в футуристских журналах, обложки его сочинений оформляли футуристы. В то же время, композитор не вписывался в этот круг, что подчеркивал в свое время Малевич. - символизм и модерном с его пряной декоративностью (до 1917 г. Рославец обращался к поэзии Блока, Брюсова, К. Бальмонта, П. Верлена, Вяч. Иванова, М. Волошина, Н. Гумилева, Игоря Северянина, Д. Бурлюка, В. Каменского, Е. Гуро, К. Большакова, В. Гнедова, впоследствии — к поэзии Ф. Сологуба, З. Гиппиус и др); - после 1917 г. внимание композитора было во многом сосредоточено на проблемах неоклассицизма, в том числе — стиля Стравинского. Чуждым для Рославца был принцип экспериментирования со стилем. Л. Сабанеев: «У Рославца его тектонизм, его математичность в музыкальном творчестве приближает его к академистам. Это — оригинальный и беспримерный тип новатора-академика. Он не интересуется эмоцией как таковой. Для него музыка — вовсе не язык чувств, а выражение организованного психического мира. Его интересует не эмоция сама по себе, а сопоставление ее в музыкальной ткани с другими, „организация эмоций“, неизбежно сопутствующая организации звуков. Рославец — настоящий мастер звуков, любящий свое мастерство, как специалист, рабочий любит свое ремесло. Он не напишет зря и случайно ни одной ноты, ни одной фразы. Все продумано и проработано до последней степени». Современников Рославца особенно поражало то, что он называл себя не композитором, а «организатором звуков». Стройность, выверенность, логическая завершенность его системы, последовательность в проведении композиционной идеи, аналитическая направленность творчества вызывали как восхищение, так и ожесточенные нападки на его стиль. Произведения В новой системе: - «Грустные пейзажи» (1913); - «Три сочинения для пения и фортепиано» (1913); - Первый струнный квартет (1913); - Первая скрипичная сонатя(1913); - «Четыре сочинения для пения и фортепиано» (1913-14); - симфоническая поэма «В часы Новолуния» (предположительно, 1912-начало 1913) – темброкрасочность. Соцреалистические: - «Октябрь», кантата (1927); - «Пахта» (Хлопок), балет-пантомима (1931—1932) - «Узбекистан», симфоническая поэма (1932); сохранились фрагменты
Лурье Артур Винцент (также Артур Сергеевич Лурье, настоящее имя — Наум Израилевич Лурье, при рождении — Лурья; 1892, Могилевская губерния –1966 Нью-Джерси, США) – русский композитор и музыкальный писатель, теоретик, критик, один из крупнейших деятелей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда XX столетия. Артур – от Шопенгауэра, Винцент – от Ван Гога. Образование: коммерческое училище в Одессе, Петербургская консерватория (бросил), частные уроки у Глазунова. Посещал артистическое кафе «Бродячая собака». Позиционировал себя как главного футуриста. Влияния: - символизм («Сумерки Фавна», «Целует клавиши прелестная рука»); - Скрябин (авторские ремарки на французском). 1914 – интерес к микроинтервалике, шумовой музыке, театру действительности. Статья «К музыке высшего хроматизма». Изобрел собственную нотацию (4). Радикализм. Произведения: - вокальная музыка («Греческие песни. Из Сафо», сочинения на слова Ахматовой и Блока); - 2 фортепианных цикла: «Синтезы» (5 миниатюр), «Формы в воздухе»; - музыкальные агитки («Наш марш» Маяковского); - опера-балет «Пир во время чумы», «Арап Петра Великого» (либретто к опере); - 12 хоров на слова Блока; - 2 симфонии («Диалектическая» и «Кормчая» – на церковные тексты); - «Литургическая соната»; - мотет «Анафема», гимн «Анапест». Деятельность: работал начальником музотдела Наркомпроса (МУЗО), создал квартет им. Лурье.Один из вдохновителей Ахматовой и Судейкиной. 1922 – Берлин, затем Франция, 1941 – эмиграция в США.
Матюшин Михаил Васильевич (1861, Нижний Новгород –1934, Ленинград) — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Образование: Московская Консерватория (класс скрипки), посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств и школу-студию Я.Ф. Ционглинского. Работал скрипачом Придворного оркестра. Музыка: - собственная нотация; - четвертитоновая техника на скрипке; - идея синтеза искусств; - 1910 – создал антиоперу «Победа над солнцем» (текст – Крученых, сценография – Малевич, автор пролога – Хлебников). Идея – протест против старого искусства, разрушение надоевшего диатонизма. Впервые «Черный квадрат» Малевича появился именно в этой опере. Абсурдистский театр. - поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем». Вторая жена – Гуро Елена Генриховна, поэтесса и художница. 1908-1910 – Матюшин с женой входят в круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге, там основывается издательство «Журавль», в 1910 выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпускает 20 футуристических книг. Живопись: - развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре; - проводил исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|