Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антиномии – это спор разума с самим собой.

Философия И.Канта: теория познания,

Морально-практическая философия, проблема способности суждения.

Немецкая классическая философия считается вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени. В ней оказались наиболее полно представлены основные типы философствования: материализм, идеализм. Здесь получили всестороннее развитие традиционные области философского знания: учение о бытии, теория познания, диалектика, логика, антропология, социальная философия и культурология, этика и эстетика.

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1721-1804) самый известный и популярный философ германии в конце 18-начале 19вв. Он родился и жил в Кенигсберге, профессор университета.

Больше всего философа интересовало «Звездное небо надо иной и моральный закон во мне». Этот интерес обусловил наличие в творчестве Канта трех вопросов:

Что я могу знать? (метафизика)

Что я должен делать? (мораль)

На что я могу надеяться? (религия)

Что такое человек? (антропология)

Философское творчество Канта ученые делят на 2 периода:

1.«Докритический» до 1770г. (до написания книги «Критика чистого разума») Кант обращался к философским проблемам естествознания (особенно – космологии).

- разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигант

ской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория

неба»);

- наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения

различных классов животных по порядку их возможного происхождения;

- выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

- изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

Критический» - главный предмет исследования – человеческий разум, его познавательные способности пределы, а так же проблемы бытия, познания, нравственности, государства и права, эстетики. «Критика чистого разума» (гносеология), «Критика практического разума» (этика).

Основные идеи философии Канта

1. о теории познания. Кант пытался раскрыть природу человеческого знания, и его источники, используя, т.н. трансцендентные, т.е. отвлеченные от действительности логические понятия. Теория познания, в понимании Канта, это последовательное размышление над вопросом о том, при каких условиях возможно действительное познание и каковы его границы. Кант исходил из того, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудки и идеи разума. Но науки содержат в себе знания о внешних сторонах и отношениях между вещами и явлениями. В связи с этим «вещи в себе» остаются за пределами подлинного познания. И не превращаются в «вещи для себя» (познанные, раскрытые).

Знание всегда выражается в форме суждений, которые бывают аналитические (которые не прибавляют новых знаний о предметах) и синтетические (способствуют получению новых знаний). Синтетические бывают апостериорные (зависящие от чувственного опыта), и априорные (не зависящие от такого опыта). Теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих как до опытные (врожденные) формы созерцания вещей, например, понятие о пространстве и времени.

Эти виды суждений соответствуют трем основным познавательным способностям человека: чувственности (ощущения), рассудку (способность к простым понятиям), разуму (способность к умозаключениям). С помощью чувственности появляются первичные сведения о «вещах в себе». С помощью рассудка сведения организуются и обрабатываются в форме понятий и категорий. Рассудок соединяет эти представления в единое целое. Он использует категории («чистые понятия») с помощью которых происходит соединение и обобщение чувственного материала. Использует такие понятия как количество, качество, единство, причинность и.т.д. Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум порождает три основные идеи: души (психические процессы), мира (причинно-следственные связи) и Бога (причина всех причин). Разум пытается охватить мир в целом, в это его сверхзадача и судьба, Но в этом и великая драма человеческого разума.

В ходе этой сложной задачи возникают антиномии – противоречивые состояния разума.

Антиномии – это спор разума с самим собой.

Первая антиномия: – Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия: – Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. – В мире нет ничего простого.

Третья антиномия: -Существует не только предопределенность, но и свобода. – Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия: - Бог есть – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. – Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

 

Т.е. разум слаб и противоречив, а значит не в состоянии познать окружающий мир правильно. И вещи можно познать только чувственным путем. Это агностицизм (признание невозможности процесса познания). Но он не противопоставлял все ступени познания друг другу.

3.О морали и нравственности. В учении о морали и нравственности (практический разум) Кант исследовал проблему свободы человека. Он рассматривал человека как существо, способное к самостоятельному, автономному поведению. И нравственному совершенствованию. Но свобода – это не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек – это существо нравственное, и его нравственность не может быть сформулирована извне. Каждый человек несет в себе нравственный закон, который обладает принудительной силы и носит характер заповеди.

Кант назвал это категорическим императивом и сформулировал его так: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех», или «…поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство». Этот закон предписывает соблюдать неприкосновенность другого человека: «..другой человек должен быть для тебя святым». Категорический императив носит жесткий о обязательный характер

Подлинное нравственное поведение всегда предполагает ограничения собственного эгоизма во имя сохранения целостности общества. Уважение к закону должно быть одним из высших чувств человека. Свобода – это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и долгу, понятие которого является одним из важнейших в этическом учении Канта.

Долг есть сознательное выполнение индивидом установленных в обществе требований, это обязанность. Нравственно лишь то, что соответствует долгу, а не личной выгоде. Подлинная мораль может быть только общечеловеческой (единой для всех). Кант подчеркивал, что его идея категорического императива адресована всем народам и на все времена.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...