Тема 1. Человек и экономика (28 ч)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312). На основе авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень (140 часов) 2009г. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. Авторская программа рассчитана на 70 часов. При наличии 2 часов в неделю. На изучение курса обществознания в 11 классе отводится 68 часов. Из расчета 2 часа в неделю. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; · воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; · освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; · овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; · формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
● работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); ● критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; ● анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; ● решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания; ● участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; ● участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению; ● осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов; ● подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем; ● осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. ● Тема: «Человек и экономика» включает основные понятия по экономике. Предполагает изучение основных экономических проблем: рынок, экономический рост, занятость и безработица, государственное регулирование экономики и причины инфляции. Особое внимание уделяется темам «Экономика и государство», «занятость и безработица». ● Тема: «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же, как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
● Тема: «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения. ● Тема: «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей. ● Тема: «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества. Формы организации учебного процесса: ● коллективная; ● групповая; ● индивидуальная. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: ● содержания; ● обучающих средств; ● методов обучения. Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Формы контроля знаний, умений, навыков: Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету (согласно учебного плана); ● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; ● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. Текущий контроль знаний – проверка знаний, обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока. Требования к уровню подготовки обучающихся: Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: ● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; ● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; ● исследование реальных связей и зависимостей; ● умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); ● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; ● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); ● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; ● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); ● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; ● владение навыками редактирования текста; ● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; ● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
● формулирование полученных результатов; ● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать; ● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; ● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы по курсу «Обществознание» Класс. (68 часов)
Тема 1. Человек и экономика (28 ч) Экономические институты. Влияние экономики на социальную структура общества. Качество и уровень жизни. Рынок труда и безработица и её виды. Заработная плата. Сбережения населения. Понятие экономического роста. ВВП. Факторы экономического роста. Измерители экономического развития. Виды рынков. Рыночная инфраструктура. Антимонопольное законодательство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки, прибыль. Постоянные и переменные издержки. Организационно-правовой режим предпринимательской деятельности. Роль государства в экономике. Механизмы государственного регулирования. Монетарная и фискальная политика государства. Виды инфляции. Причины. Последствия. Антиинфляционные меры государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|