Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требование к уровню подготовки




Объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

 

• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

• отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебныхумений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена вследующей таблице.

 

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:

1. Учебник «Общая биология.10 -11 классы». Профильный уровень. Авторы: П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц,А.О. Рувинский, О.В.Саблина.

2. Мультимедийная поддержка курса «Общая биология. 10 – 11 класс» CD.

 

Литература для учащихся:

1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2014.

4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2011.

5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2015.

6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2015.

7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2014.

8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.

9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 2014.

10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2015.

 

Календарно – тематическое планирование по биологии. 10 класс

Профильный уровень (3 часа в неделю)

 

Тема урока (раздела) Количество часов Дата проведения
Введение в биологию  
  Биология – наука о жизни. Критерии живых систем    
  Понятие жизни и уровни её организации. Методы познания живой природы    
Раздел 1. Учение о клетке 45ч  
Тема 1.1. Химия клетки  
  Введение в цитологию. Химическая организация клетки    
  Неорганические вещества клетки    
  Органические вещества клетки. Биологические полимеры – белки    
  Функции белков    
  Органические молекулы - углеводы    
  Органические молекулы – жиры и липоиды    
  Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты    
  Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной биологии». АТФ    
  Зачет по теме «Химия клетки»    
Тема 1.2. Структурно – функциональная организация клеток эукариот и прокариот 10ч  
  Цитология – наука о клетке. Клеточная теория строения организмов    
  Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма.    
  Одномембранные органоиды эукариотической клетки    
  Двумембранные органоиды эукариотической клетки    
  Немембранные органоиды эукариотической клетки    
  Клеточное ядро. Строение и функции хромосом    
  Особенности строения растительной клетки    
  Прокариотическая клетка    
  Вирусы    
  Зачет по теме «Клеточные структуры и их функции»    
Тема 1.3. Обеспечение клеток энергией  
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке    
  Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза    
  Темновые реакции фотосинтеза    
  Хемосинтез    
  Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена    
  Брожение и дыхание    
  Зачет №3 по теме «Обеспечение клеток энергией»    
Тема 1.4. Наследственная информация и её реализация в клетке  
  Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. Транскрипция    
  Генетический код    
  Биосинтез белка. Трансляция    
  Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене    
     
  Практическая работа №2 «Решение задач по теме «Биосинтез белка»    
  Зачет №4 по теме «Наследственная информация и её реализация в клетке»    
Тема 1.5. Воспроизведение биологических систем 12ч  
  Жизненный цикл клетки    
  Митоз. Фазы митоза    
  Мейоз. Фазы мейоза    
     
  Развитие половых клеток    
  Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных    
  Вегетативное размножение. Бесполое и половое размножение.    
  Онтогенез. Дробление. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез    
     
  Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организмов.    
  Постэмбриональный период    
  Зачет №5 по теме «Воспроизведение биологических систем»    
  Урок из резервного времени. Контрольный срез знаний по темам раздела 1.    
Раздел №2. Основы генетики и селекции. 53ч  
Тема 2.1. основные закономерности явлений наследственности 34ч  
  Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика. Гибридологический метод изучения наследования признаков, разработанный Г. Менделем    
   
  Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя – закон расщепления признаков    
     
  Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет    
  Практическая работа №5 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»    
  Анализирующее скрещивание    
  Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков    
  Статистический характер наследственности. Отклонения от статистических закономерностей    
  Практическая работа №6 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»    
  Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана    
     
  Практическая работа №7 «решение генетических задач на сцепленное наследование»    
  Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом    
  Практическая работа №8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование с полом»    
  Генотип как целостная система. Взаимодействие генов    
     
  Практическая работа №9 «Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов»    
  Зачет №6 по теме «Решение генетических задач»    
  Зачет №7 по теме «Основные закономерности наследственности»    
  Зависимость проявлений генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)    
     
  Модификационная изменчивость, норма реакции. Особенности модификационной изменчивости    
     
  Статистические закономерности модификационной изменчивости    
     
  Наследственная (генотипическая) изменчивость. Виды мутаций    
     
  Классификация мутаций по уровню их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации    
     
  Геномные мутации    
  Закон гомологических рядов наследственной изменчивости    
  Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности»    
  Зачёт №8 по теме «Основные закономерности наследственности»    
Тема 2.2. Генетические основы индивидуального развития  
  Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития    
  Проявление генов в развитии. Плейотропное действие генов    
  Летальные мутации    
  Обобщающий урок по теме «Генетические основы индивидуального развития»    
Тема 2.3. Генетика человека  
  Особенности и методы изучения генетики человека. Хромосомы и генетические карты человека    
     
  Генеалогический метод и анализ родословных    
     
  Близнецовый метод исследования в генетике человека    
  Наследственные болезни человека, меры их профилактики. Решение генетических задач на наследование резус – фактора у человека    
     
  Зачет №9 по теме «Генетика человека»    
Тема 2.4. Основы селекции  
  Селекция, её задачи и методы, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений    
     
  Создание пород животных и сортов растений. Методы селекции растений. Методы селекции животных    
     
  Селекции микроорганизмов. Биотехнология    
  Достижения современной селекции    
  Зачет по теме «Селекция и биотехнология»    
102 - 105 Резервное время на итоговое повторение и обобщение по курсу 10 класса    

 

Календарно – тематическое планирование. 11 класс

Профильный уровень (3 ч в неделю)

Тема урока (раздела) Количество часов Дата проведения
11а  
Раздел 3. Эволюционное учение 38ч    
Тема 3.1. Развитие представлений об эволюции живой природы    
  Введение. Учение об эволюции органического мира      
  История развития представлений об эволюции жизни на Земле      
  Система органической природы К. Линнея      
  Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка      
  Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы»      
Тема 3.2. Дарвинизм    
  Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина      
  Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе      
  Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование      
  Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости»      
  Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов      
  Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»      
  Зачет №1      
  Вид, критерии вида      
Тема 3.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. 13ч    
  Эволюционная роль мутаций      
       
  Генетические процессы в популяциях      
  Формы естественного отбора      
  Практическая работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»      
  Семинар по теме «Движущие силы эволюции»      
  Адаптации организмов к среде обитания и их относительность      
       
  Видообразование      
       
  Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»      
  Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»      
  Зачёт №2      
Тема 3.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция 12ч    
  Макроэволюция. Направления эволюции      
  Пути достижения биологического прогресса Пути достижения биологического прогресса      
       
  Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции»      
  Практическая работа №5 «Выявление ароморфозов у растений»      
  Лабораторная работа №2 «Выявление идиоадаптаций у растений»      
  Практическая работа №6 «Выявление ароморфозов у животных»      
  Лабораторная работа №3 «Выявление идиоадаптаций у животных»      
  Основные закономерности эволюции      
  Правила эволюции      
  Семинар по теме «Основные закономерности эволюции»      
  Зачёт №3      
Раздел 4. Развитие органического мира 18ч    
Тема 4.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира    
  Развитие жизни в архейской и протерозойской эре      
  Развитие жизни в раннем палеозое      
  Развитие жизни в позднем палеозое      
  Развитие жизни в мезозое      
  Развитие жизни в кайнозое      
  Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»      
       
  Зачет №4      
Тема 4.2. Происхождение человека 10ч    
  Положение человека в системе животного мира      
  Эволюция приматов      
  Стадии эволюции человека. Древнейшие люди      
  Стадии эволюции человека. Древние люди      
  Стадии эволюции человека. Первые современные люди      
  Современный этап эволюции человека      
  Практическая работа №8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»      
  Семинар по теме «Происхождение человека»      
       
  Зачёт№5      
Раздел 5. Взаимоотоношения организма и среды. Основы экологии 34ч    
Тема 5.1. Понятия о биосфере    
  Биосфера – живая оболочка планеты      
  Структура биосферы. Живые организмы      
  Круговорот воды в природе      
  Круговорот углерода      
  Круговорот фосфора и серы      
  Круговорот азота      
  Практическая работа №9. «Составление схем круговорота углерода, кислорода и азота»      
  Зачет №6.      
Тема 5.2. Жизнь в сообществах      
  История формирования сообществ живых организмов      
  Основные биомы суши      
  Лабораторная работа №4 «Описание экосистемы своей местности»      
  Семинар по теме «Основные биомы суши»      
Тема 5.3. Взаимоотношения организма и среды 16ч    
  Естественные сообщества. Структура естественных сообществ      
  Абиотические факторы. Температура      
  Абиотические факторы. Свет      
  Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение      
  Интенсивность действия фактора      
  Взаимодействие факторов      
  Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы»      
  Биотические факторы      
  Цепи питания. Правила экологических пирамид      
  Практическая работа №10 «составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (составление пищевых цепей и сетей)»      
  Саморегуляция экосистем      
  Смена экосистем      
  Практическая работа №11 «Решение экологических задач»      
  Агроэкосистемы      
  Практическая работа №12 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»      
  Зачет №7      
Тема 5.4. Взаимоотношения между организмами    
  Формы взаимоотношений. Позитивные отношения      
  Антибиотические отношения. Хищничество      
  Паразитизм      
  Конкуренция. Нейтрализм      
  Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами»      
  Зачет №8      
Раздел №6. Биосфера и человек. Ноосфера 14ч    
Тема 6.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы 12ч    
  Воздействие человека на природу в процессе становления общества      
  Природные ресурсы и их использование      
  Загрязнение воздуха      
  Загрязнение пресных и морских вод      
  Антропогенные изменения почвы      
  Влияние человека на растительный и животный мир      
  Радиоактивное загрязнение биосферы      
  Охрана природы и перспективы рационального природопользования      
  Семинар на тему «Биосфера и человек»      
  Семинар на тему «Биосфера и человек»      
  Зачет №9      
Тема 6.2. Бионика    
  Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники      
       
  Роль биологических знаний в 21 веке      
       

 

 

Согласовано____________ Утверждено_____________

_______________________ _______________________

«___»____________2012г. «___»_____________2012г.

 

 

Рабочая программа по биологии

10 – 11 классы

 

(профильный уровень)

 

Учитель Володина Т.О.

 

2012 - 2013

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...