Требование к уровню подготовки
Объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
• отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебныхумений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена вследующей таблице.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:
1. Учебник «Общая биология.10 -11 классы». Профильный уровень. Авторы: П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц,А.О. Рувинский, О.В.Саблина.
2. Мультимедийная поддержка курса «Общая биология. 10 – 11 класс» CD.
Литература для учащихся:
1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2014.
4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2011.
5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2015.
6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2015.
7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2014.
8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 2014.
10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2015.
Календарно – тематическое планирование по биологии. 10 класс
Профильный уровень (3 часа в неделю)
№
| Тема урока (раздела)
| Количество часов
| Дата проведения
|
Введение в биологию
| 2ч
|
|
| Биология – наука о жизни. Критерии живых систем
|
|
|
| Понятие жизни и уровни её организации. Методы познания живой природы
|
|
|
Раздел 1. Учение о клетке
| 45ч
|
|
Тема 1.1. Химия клетки
| 9ч
|
|
| Введение в цитологию. Химическая организация клетки
|
|
|
| Неорганические вещества клетки
|
|
|
| Органические вещества клетки. Биологические полимеры – белки
|
|
|
| Функции белков
|
|
|
| Органические молекулы - углеводы
|
|
|
| Органические молекулы – жиры и липоиды
|
|
|
| Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты
|
|
|
| Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной биологии». АТФ
|
|
|
| Зачет по теме «Химия клетки»
|
|
|
Тема 1.2. Структурно – функциональная организация клеток эукариот и прокариот
| 10ч
|
|
| Цитология – наука о клетке. Клеточная теория строения организмов
|
|
|
| Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма.
|
|
|
| Одномембранные органоиды эукариотической клетки
|
|
|
| Двумембранные органоиды эукариотической клетки
|
|
|
| Немембранные органоиды эукариотической клетки
|
|
|
| Клеточное ядро. Строение и функции хромосом
|
|
|
| Особенности строения растительной клетки
|
|
|
| Прокариотическая клетка
|
|
|
| Вирусы
|
|
|
| Зачет по теме «Клеточные структуры и их функции»
|
|
|
Тема 1.3. Обеспечение клеток энергией
| 7ч
|
|
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке
|
|
|
| Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза
|
|
|
| Темновые реакции фотосинтеза
|
|
|
| Хемосинтез
|
|
|
| Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена
|
|
|
| Брожение и дыхание
|
|
|
| Зачет №3 по теме «Обеспечение клеток энергией»
|
|
|
Тема 1.4. Наследственная информация и её реализация в клетке
| 7ч
|
|
| Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. Транскрипция
|
|
|
| Генетический код
|
|
|
| Биосинтез белка. Трансляция
|
|
|
| Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №2 «Решение задач по теме «Биосинтез белка»
|
|
|
| Зачет №4 по теме «Наследственная информация и её реализация в клетке»
|
|
|
Тема 1.5. Воспроизведение биологических систем
| 12ч
|
|
| Жизненный цикл клетки
|
|
|
| Митоз. Фазы митоза
|
|
|
| Мейоз. Фазы мейоза
|
|
|
|
|
|
| Развитие половых клеток
|
|
|
| Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных
|
|
|
| Вегетативное размножение. Бесполое и половое размножение.
|
|
|
| Онтогенез. Дробление. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез
|
|
|
|
|
|
| Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организмов.
|
|
|
| Постэмбриональный период
|
|
|
| Зачет №5 по теме «Воспроизведение биологических систем»
|
|
|
| Урок из резервного времени. Контрольный срез знаний по темам раздела 1.
|
|
|
Раздел №2. Основы генетики и селекции.
| 53ч
|
|
Тема 2.1. основные закономерности явлений наследственности
| 34ч
|
|
| Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика. Гибридологический метод изучения наследования признаков, разработанный Г. Менделем
|
|
|
|
|
| Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя – закон расщепления признаков
|
|
|
|
|
|
| Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет
|
|
|
| Практическая работа №5 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»
|
|
|
| Анализирующее скрещивание
|
|
|
| Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков
|
|
|
| Статистический характер наследственности. Отклонения от статистических закономерностей
|
|
|
| Практическая работа №6 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»
|
|
|
| Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №7 «решение генетических задач на сцепленное наследование»
|
|
|
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
|
|
|
| Практическая работа №8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование с полом»
|
|
|
| Генотип как целостная система. Взаимодействие генов
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №9 «Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов»
|
|
|
| Зачет №6 по теме «Решение генетических задач»
|
|
|
| Зачет №7 по теме «Основные закономерности наследственности»
|
|
|
| Зависимость проявлений генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)
|
|
|
|
|
|
| Модификационная изменчивость, норма реакции. Особенности модификационной изменчивости
|
|
|
|
|
|
| Статистические закономерности модификационной изменчивости
|
|
|
|
|
|
| Наследственная (генотипическая) изменчивость. Виды мутаций
|
|
|
|
|
|
| Классификация мутаций по уровню их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации
|
|
|
|
|
|
| Геномные мутации
|
|
|
| Закон гомологических рядов наследственной изменчивости
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности»
|
|
|
| Зачёт №8 по теме «Основные закономерности наследственности»
|
|
|
Тема 2.2. Генетические основы индивидуального развития
| 4ч
|
|
| Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития
|
|
|
| Проявление генов в развитии. Плейотропное действие генов
|
|
|
| Летальные мутации
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Генетические основы индивидуального развития»
|
|
|
Тема 2.3. Генетика человека
| 8ч
|
|
| Особенности и методы изучения генетики человека. Хромосомы и генетические карты человека
|
|
|
|
|
|
| Генеалогический метод и анализ родословных
|
|
|
|
|
|
| Близнецовый метод исследования в генетике человека
|
|
|
| Наследственные болезни человека, меры их профилактики. Решение генетических задач на наследование резус – фактора у человека
|
|
|
|
|
|
| Зачет №9 по теме «Генетика человека»
|
|
|
Тема 2.4. Основы селекции
| 7ч
|
|
| Селекция, её задачи и методы, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений
|
|
|
|
|
|
| Создание пород животных и сортов растений. Методы селекции растений. Методы селекции животных
|
|
|
|
|
|
| Селекции микроорганизмов. Биотехнология
|
|
|
| Достижения современной селекции
|
|
|
| Зачет по теме «Селекция и биотехнология»
|
|
|
102 - 105
| Резервное время на итоговое повторение и обобщение по курсу 10 класса
|
|
|
Календарно – тематическое планирование. 11 класс
Профильный уровень (3 ч в неделю)
№
| Тема урока (раздела)
| Количество часов
| Дата проведения
|
11а
|
|
Раздел 3. Эволюционное учение
| 38ч
|
|
|
Тема 3.1. Развитие представлений об эволюции живой природы
| 5ч
|
|
|
| Введение. Учение об эволюции органического мира
|
|
|
|
| История развития представлений об эволюции жизни на Земле
|
|
|
|
| Система органической природы К. Линнея
|
|
|
|
| Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка
|
|
|
|
| Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы»
|
|
|
|
Тема 3.2. Дарвинизм
| 8ч
|
|
|
| Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина
|
|
|
|
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
|
|
|
|
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование
|
|
|
|
| Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости»
|
|
|
|
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов
|
|
|
|
| Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
|
|
|
|
| Зачет №1
|
|
|
|
| Вид, критерии вида
|
|
|
|
Тема 3.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.
| 13ч
|
|
|
| Эволюционная роль мутаций
|
|
|
|
|
|
|
|
| Генетические процессы в популяциях
|
|
|
|
| Формы естественного отбора
|
|
|
|
| Практическая работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»
|
|
|
|
| Семинар по теме «Движущие силы эволюции»
|
|
|
|
| Адаптации организмов к среде обитания и их относительность
|
|
|
|
|
|
|
|
| Видообразование
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»
|
|
|
|
| Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»
|
|
|
|
| Зачёт №2
|
|
|
|
Тема 3.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция
| 12ч
|
|
|
| Макроэволюция. Направления эволюции
|
|
|
|
| Пути достижения биологического прогресса
Пути достижения биологического прогресса
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции»
|
|
|
|
| Практическая работа №5 «Выявление ароморфозов у растений»
|
|
|
|
| Лабораторная работа №2 «Выявление идиоадаптаций у растений»
|
|
|
|
| Практическая работа №6 «Выявление ароморфозов у животных»
|
|
|
|
| Лабораторная работа №3 «Выявление идиоадаптаций у животных»
|
|
|
|
| Основные закономерности эволюции
|
|
|
|
| Правила эволюции
|
|
|
|
| Семинар по теме «Основные закономерности эволюции»
|
|
|
|
| Зачёт №3
|
|
|
|
Раздел 4. Развитие органического мира
| 18ч
|
|
|
Тема 4.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира
| 8ч
|
|
|
| Развитие жизни в архейской и протерозойской эре
|
|
|
|
| Развитие жизни в раннем палеозое
|
|
|
|
| Развитие жизни в позднем палеозое
|
|
|
|
| Развитие жизни в мезозое
|
|
|
|
| Развитие жизни в кайнозое
|
|
|
|
| Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зачет №4
|
|
|
|
Тема 4.2. Происхождение человека
| 10ч
|
|
|
| Положение человека в системе животного мира
|
|
|
|
| Эволюция приматов
|
|
|
|
| Стадии эволюции человека. Древнейшие люди
|
|
|
|
| Стадии эволюции человека. Древние люди
|
|
|
|
| Стадии эволюции человека. Первые современные люди
|
|
|
|
| Современный этап эволюции человека
|
|
|
|
| Практическая работа №8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»
|
|
|
|
| Семинар по теме «Происхождение человека»
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зачёт№5
|
|
|
|
Раздел 5. Взаимоотоношения организма и среды. Основы экологии
| 34ч
|
|
|
Тема 5.1. Понятия о биосфере
| 8ч
|
|
|
| Биосфера – живая оболочка планеты
|
|
|
|
| Структура биосферы. Живые организмы
|
|
|
|
| Круговорот воды в природе
|
|
|
|
| Круговорот углерода
|
|
|
|
| Круговорот фосфора и серы
|
|
|
|
| Круговорот азота
|
|
|
|
| Практическая работа №9. «Составление схем круговорота углерода, кислорода и азота»
|
|
|
|
| Зачет №6.
|
|
|
|
Тема 5.2. Жизнь в сообществах
|
|
|
|
| История формирования сообществ живых организмов
|
|
|
|
| Основные биомы суши
|
|
|
|
| Лабораторная работа №4 «Описание экосистемы своей местности»
|
|
|
|
| Семинар по теме «Основные биомы суши»
|
|
|
|
Тема 5.3. Взаимоотношения организма и среды
| 16ч
|
|
|
| Естественные сообщества. Структура естественных сообществ
|
|
|
|
| Абиотические факторы. Температура
|
|
|
|
| Абиотические факторы. Свет
|
|
|
|
| Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение
|
|
|
|
| Интенсивность действия фактора
|
|
|
|
| Взаимодействие факторов
|
|
|
|
| Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы»
|
|
|
|
| Биотические факторы
|
|
|
|
| Цепи питания. Правила экологических пирамид
|
|
|
|
| Практическая работа №10 «составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (составление пищевых цепей и сетей)»
|
|
|
|
| Саморегуляция экосистем
|
|
|
|
| Смена экосистем
|
|
|
|
| Практическая работа №11 «Решение экологических задач»
|
|
|
|
| Агроэкосистемы
|
|
|
|
| Практическая работа №12 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
|
|
|
|
| Зачет №7
|
|
|
|
Тема 5.4. Взаимоотношения между организмами
| 6ч
|
|
|
| Формы взаимоотношений. Позитивные отношения
|
|
|
|
| Антибиотические отношения. Хищничество
|
|
|
|
| Паразитизм
|
|
|
|
| Конкуренция. Нейтрализм
|
|
|
|
| Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами»
|
|
|
|
| Зачет №8
|
|
|
|
Раздел №6. Биосфера и человек. Ноосфера
| 14ч
|
|
|
Тема 6.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы
| 12ч
|
|
|
| Воздействие человека на природу в процессе становления общества
|
|
|
|
| Природные ресурсы и их использование
|
|
|
|
| Загрязнение воздуха
|
|
|
|
| Загрязнение пресных и морских вод
|
|
|
|
| Антропогенные изменения почвы
|
|
|
|
| Влияние человека на растительный и животный мир
|
|
|
|
| Радиоактивное загрязнение биосферы
|
|
|
|
| Охрана природы и перспективы рационального природопользования
|
|
|
|
| Семинар на тему «Биосфера и человек»
|
|
|
|
| Семинар на тему «Биосфера и человек»
|
|
|
|
| Зачет №9
|
|
|
|
Тема 6.2. Бионика
| 4ч
|
|
|
| Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники
|
|
|
|
|
|
|
|
| Роль биологических знаний в 21 веке
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласовано____________ Утверждено_____________
_______________________ _______________________
«___»____________2012г. «___»_____________2012г.
Рабочая программа по биологии
10 – 11 классы
(профильный уровень)
Учитель Володина Т.О.
2012 - 2013
Воспользуйтесь поиском по сайту: