Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моральное учение И. Канта: категорический императив

ТЕМА. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В к.18 – н.19 вв. центр европейской философской мысли переместился из Англии и Франции в Германию. Там выдвинулась целая плеяда крупнейших мыслителей, разработавших выдающиеся философские учения, получившие название «немецкая классическая философия». К ним относятся учения Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха. Этих мыслителей сближают общие теоретические корни, преемственность в постановке и решении фил.проблем. Термин «классическая» философия означает высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией классических философских проблем.

Нем.кл.фил.я явилась завершением новоевропейской философской классики, за ней начинается другая эпоха – эпоха неклассической философии.

Время: к.18 – н.19 вв. Германия. Это влиятельное течение философии Нового времени.

Представители: И. Кант, Г. Гегель, И.Фихте, Ф.Шеллинг,Л.Фейербах

Основная идея – разработка диалектического метода познания и преобразования мира. Нем.клас.фил.я создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе и процессе познания.

Характерные черты нем.клас.фил-и:

1. Особое понимание роли философии в истории человечества и мировой культуры – философия – есть душа культуры.

2. Смещение акцентов философского анализа природы – на исследование мира человека.

3. Разработка целостной концепции философской диалектики.

 

 

Основные проблемы: 1. Проблема познания (Гносеология).

И.Кант – основоположник нем.клас.фил. – совершил переворот в философии, в решении проблемы познания: он рассматривал познание как деятельность, протекающую по своим законам. Основную задачу философии Кант видел в практическом исследовании познавательных способностей человеческого разума. Творчество Канта делится на 2 периода: докритический и критический.

В докритический Кант занимался космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. Второй – критический – основной период – связан с целью – критически проанализировать познавательную деятельность разума и узнать, что в действительности он способен познать и с помощью каких механизмов познание осуществляется. Поэтому свое учение Кант назвал «критической философией». (работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Человек у Канта - как субъект познания. Т.о. познание у Канта – активная, целенаправленная деятельность субъекта. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы:1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?

В ответах на эти вопросы – сущность его философской системы.

Разработал учение о «вещи в себе «и «явлении». В познании человек имеет дело не с самими вещами, а только с их явлениями, т.к. вещи существуют вне нас. «Явления», по Канту – это внешняя сторона вещи, а не сами вещи. Сами вещи скрыты от нас, недоступны в полной мере человеческому познанию – он называл эту недоступность познанию «вещью в себе». Вещь в себе, т.е сущность вещи - неуловима и непознаваема. Он писал: «О том, каковы вещи сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления». Т.О.Кант оторвал явления от вещей, объявил вещи чем-то запредельным для познания.

Гноселогическую концепцию Канта называют философским агностицизмом.

Теория познания Канта основана на признании существования 2-х форм знания:

- опытное (апостериорное) знание, т.е все то знание, что дает нам чувственное восприятие. Рассудок, переходящий за границы опыта – это уже разум. Это знание имеет случайный, отрывочный, разрозненный, неорганизованный характер, поэтому оно не является подлинным, не имеет всеобщего и необходимого значения.

Подлинное знание дает нам другой вид знания – осуществляется с помощью априорных форм рассудка, т.е. вв

- доопытного и внеопытного (априорного) знания, т.е. врожденного знания. Это всеобщие познавательные формы, присущие рассудку. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Такие априорные формы рассудка составляют, по Канту, основу рассудка.

Идеи Канта развивал Иоганн Готлиб Фихте. Его концепция называлась «наукоучение». Он ситал, что философия – это осоновополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании – это интеллектуальная интуиция. В процессе познания субъект взаимодействует с объектом, его сознание выступает как активное и творческое начало.

 

 

Моральное учение И. Канта: категорический императив

Вместе с проблемами познания Кант активно исследовал проблемы морали, вопросы нравственной деятельности людей, вопросы человеческого поведения.

Этим вопросам он посвятил работы «Критика практического разума» - главная работа; «Основы метафизики нравственности»; «Метафизика нравов».

1. Главная цель Канта - установить объективную основу нравственного действия, определяющую подлинно нравственный характер поступков людей.

Он поставил задачу: вывести всеобщий моральный закон, следуя которому люди всегда поступали бы нравственно.

Этот закон он назвал «категорический императив».

Категорический - т.е. безусловный, безоговорочный, не зависит ни от чего.

Императив - т.е. повеление.

Что же повелевает людям закон? Какой образ действия он им предписывает?

Кантовский категорический императив гласит: «Поступая так, чтобы максима (принцип правила) твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Смысл этого предписания состоит в следующем: человек должен поступать так, чтобы его поступок мог быть принципом, общей нормой поведения и всех других людей.

Если он может стать таким принципом, то он является правильным, нравственным и его необходимо совершать. Если же не может, то от него необходимо удержаться.

Эту идею он рассматривал на конкретных примерах:

1. Допустима ли ложь? Кант говорит: «Может ли это быть образцом для других людей? Но тогда будет общество лгунов, отсюда - ложь не может стать нормой поведения других, отсюда - воздержись от лжи».

2. Можно ли присваивать себе чужую вещь? - нет и др.

2. Но категорический императив содержит в себе и другое требование - из него вытекает еще одна максима, которая гласит: «Действу так, чтобы ты никогда не относился к другому человеку, как к средству, а всегда только как к цели».

Более кратко Кант формулирует этот принцип так: «Человек должен быть целью, и никогда не средством», т.е. человек есть наивысшая ценность. Таким образом человеку предписывается не использовать других людей в качестве орудия для достижения своих корыстных интересов.

3. Кантовское учение о категорическом императиве имело весьма существенное значение. Оно состояло в том, что оно во-1) установлено равенство всех людей перед моральным законом (пастух или король - закон один); вся мораль в обществе должна основываться на чувстве дома; во-2) утверждало идею ценности каждого человека, каждой отдельной личности.

Но моральное учение Канта в целом страдало большим формализмом. Кант считал нравственными только такие поступки, которые совершаются человеком из одного лишь сознания долга.

Если к ним примешиваются какие-либо личные чувства, личные склонности, даже как сострадание, стремление к добру, они, по Канту, нравственного значения не имеют. Кант требовал чисто формального исполнения долга, человек должен действовать только и только по велению долга, по обязанности, а не по склонности.

Г.Гегель один из выдающихся философов своего времени. Философия его – вершина западноевропейской философской мысли.

Величайшая заслуга Гегеля - в разработке проблем диалектики. Он превратил диалектику в цельное законченное учение, всесторонне разработал и обосновал принципы диалектического метода, а также дал классические образцы их применения в исследовательском процессе. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, от низших к высшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире, создал непревзойденную систему всех категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность и содержание, общее и часть, необходимость и случайность, форма и содержание и др. Эти категории органично переходят друг в друга.

Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (из 3-х элементов):

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественного изменения в качественное.

3. Закон отрицания отрицания.

Важнейшие философские труды: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики»; «Энциклопедия философских наук»; «Философия духа»; «Философия права».

В философии Гегеля различают 2 стороны:

1. метод - диалектический.

2. система - идеалистическая.

Но они не противоречат - учение о диалектическом саморазвитии мировой идеи, Духа.

Исходное понятие философии Гегеля - понятие мировой идеи. Это некое сверхприродное сознание. Мировая идея является причиной и основой всего существующего. Она существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все явления природы и общества, весь действительный мир. Сначала она существует сама в себе как чистая идея, но в ходе развития своего порождает всю действительность.

Таким образом Гегель строил свое миропонимание на основе объективного идеализма. Творец действительности у него - идея, дух. Но в этой идеалистической концепции мира содержалась плодотворная мысль о развитии.Гегель представляет идею как непрерывный процесс развития. С его точки зрения все в мире находится в постоянном движении, изменении, развитии. Гегель сформулировал 3 основных закона диалектики:

1 закон – определяет источник развития: он заключается в противоречиях, присущих каждому предмету и явлению. Закон единства и борьба противоположностей. Противоположные стороны в каждом предмете и явлении сосуществуют в единстве и одновременно борятся между собой. Эта борьба – источник развития действительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...