Санитарно-бактериологическая оценка объектов окружающей среды
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЗАНЯТИЕ 1.2.2 Микрофлора факторов среды обитания (воздух, вода, почва) Цель занятия: изучить микрофлору объектов окружающей среды (воды, почвы, воздуха) и методы их санитарно-микробиологической оценки.
Студент должен знать: 1. Природные микробиоценозы. Экологические связи в микробиоценозах. 2. Санитарно-микробиологические исследования объектов внешней среды: · воздуха, · воды, · почвы, · пищевых продуктов. 3. Санитарно-микробиологические исследования рук, оборудования и спецодежды персонала.
Студент должен уметь:
почвы и смывов с рук и предметов.
Студент должен владеть: · методами микробиологических исследований с использованиеммедико-технической аппаратуры; · методами противоэпидемических и др. мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.
Работа № 1. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры воздуха Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояния воздуха. Самостоятельная работа: А) по готовым посевам сделать расчет ОМЧ по формуле Омелянского. Оценить чистоту воздуха по справочной таблице (см. теоретическую справку).
Посев воздуха методом седиментации (по Коху) на МПА для определения ОМЧ.
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Б) определить наличие СПМ (гемолитических стрептококков) на кровяном агаре.
Посев воздуха аспирационным методом (по Кротову) на кровяной агар для определения СПМ (см. теоретическую справку). Условие: V= 1000 дм3.
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Заполнить таблицу:
Вывод:
Работа № 2. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры воды Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояния воды. Самостоятельная работа: оценить санитарно-бактериологическое состояние питьевой воды по результатам посевов. Определить ОМЧ, коли-титр, индекс БГКП. Оценить чистоту воды (см. теоретическую справку).
Посев воды глубинным методом на МПА для определения ОМЧ.
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Посев воды методом мембранных фильтров на среду Эндо для определения общего количества колиформных бактерий (БГКП, от лат. Escheriсhia coli - кишечная палочка) в 100 мл воды (см. теоретическую справку).
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Заполнить таблицу:
Вывод:
Работа № 3. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры почвы Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояния микрофлоры почвы. Самостоятельная работа: провести оценку санитарно-бактериологического состояния почвы по результатам посевов. Результаты внести в таблицу. Сделать выводы (см. теоретическую справку).
Вывод: _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Работа № 4. Санитарно-бактериологическая оценка чистоты рук персонала Цель: изучить методы санитарно-бактериологического контроля в ЛПУ. Самостоятельная работа: учесть результат готового посева смывов с рук на среде Кесслера.
Посев смыва с рук персонала на среде Кесслера
«К» «О»
Результат: _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подпись преподавателя_________________________________________________________ Самостоятельная работа во внеурочное время Как правильно провести санитарно-бактериологические исследования объектов окружающей среды_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечислите санитарно-показательные микроорганизмы А) воздуха____________________________________________________________________ Б) воды______________________________________________________________________ В) почвы _____________________________________________________________________ Требования, предъявляемые к СПМ______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы качественного и количественного изучения микрофлоры молока______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методы качественного и количественного изучения микрофлоры мяса, колбасных изделий и мясных продуктов ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методы качественного и количественного изучения микрофлоры консервированных продуктов ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Подпись преподавателя_________________________________________________________ Теоретическая справка В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду (почва, вода, воздух) и распространены гораздо шире, чем другие живые существа. Благодаря разнообразию механизмов утилизации источников питания и энергии, а также выраженной адаптации к внешним воздействиям, микроорганизмы могут обитать там, где другие формы жизни не выживают. Естественные среды обитания большей части организмов - вода, почва и воздух. Число микроорганизмов, обитающих на растениях и в организмах животных, значительно меньше. Широкое распространение микроорганизмов связано с лёгкостью их распространения по воздуху и воде; в частности, поверхность и дно пресноводных и солёных водоёмов, а также несколько сантиметров верхнего слоя почвы изобилуют микроорганизмами, разрушающими органические вещества. Меньшее количество микроорганизмов колонизирует поверхность и некоторые внутренние полости животных (например, ЖКТ, верхние отделы дыхательных путей) и растений. В зонах обитания микроорганизмы образуют биоценозы - сложные ассоциации со специфическими и часто необычными взаимоотношениями. Каждое микробное сообщество в конкретном биоценозе образуют специфичные аутохтонные микроорганизмы [от греч. autos, свой, + chthon, страна, местность], то есть микробы, присущие конкретной области. В состав этих сообществ могут внедряться аллохтонные микробы [от греч. alios, чужой, + chthon, страна; буквально - чужестранец], (например, паразитические), обычно в них не встречающиеся. В природных биоценозах (почва, вода, воздух) выживают и размножаются лишь те микроорганизмы, которым благоприятствует окружающая среда; их рост прекращается, как только меняются условия окружающей среды. В природе большую часть бактерий поедают хищные простейшие, но часть клеток каждого вида выживает; при наступлении благоприятных условий они дают начало новым клонам микроорганизмов
Санитарно-бактериологическая оценка объектов окружающей среды
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|