Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы административного права. Кодекс об Административных Правонарушениях. Ответственность за административные правонарушения




Рабочая тетрадь по курсу

«Безопасность жизнедеятельности»

Автор: Назаров М.В.

Озерск 2016 г.

 

 

Рассмотрено Предметно-цикловой комиссией ОТИ НИЯУ МИФИ

 

Председатель ПЦК «Н.Ю.Дениева»

 

«__» ______________ 2016 г.

 

Утверждено методическим советом ОТИ НИЯУ МИФИ

 

Методист «Н.А.Барбасова

 

«__» ______________ 2016 г.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), для выполнения домашних практических заданий, а также для подготовки к зачетам (самоконтроль знаний) по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

В рабочей тетради содержатся практические задания по темам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основное внимание уделено вопросам безопасности человека. Каждой теме дисциплины соответствует занятие для самостоятельной работы студентов в соответствии с учебным планом. В занятиях представлены тесты, практические задания, контрольные вопросы, темы для творческой самостоятельной работы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса СПО ТОИ НИЯУ МИФИ.

Тема 1.1. Генетическая природа человека и физиология жизнедеятельности. (2 часа)

Содержание учебного материала

Среда обитания и генетическая природа человека. Взаимодействие человека со средой обитания. Адаптации человека к факторам внешней среды. Реакция человека на действие внешних раздражителей Характеристика анализаторов: мышечное чувство, обоняние, зрение, осязание, слух, ощущение боли и др.
Формы трудовой деятельности человека. Энергетические затраты и терморегулирование организма при различных формах деятельности.

1. В соответствии с ГОСТ 12.0.003 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» факторы делятся на 4 группы:

I. Физические производственные факторы:

 

1)_________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

3) ________________________________________________________________________________

 

4) ________________________________________________________________________________

 

5) ________________________________________________________________________________

 

6) ________________________________________________________________________________

 

7) ________________________________________________________________________________

 

II. Химические факторы:

 

1)_________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

3) ________________________________________________________________________________

 

4) ________________________________________________________________________________

 

5) ________________________________________________________________________________

 

6) ________________________________________________________________________________

 

III. Биологические факторы:

 

1) ___________________________________________________________________________________

 

2)_________________________________________________________________________________

 

IV. Психофизиологические факторы:

 

1) ________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

 

2. Системы восприятия и компенсации организмом человека
изменений факторов среды обитания.

Органы зрения способность познать форму, величину, цвет предмета, направление и расстояние, на котором он находится.

Слух – способность воспринимать и различать звуковые колебания.

Обоняние – способность воспринимать диапазон запахов

Вкус – ощущение, возникающее при воздействии раздражителей на специфические рецепторы, расположенные на различных участках языка.

Осязание – сложное ощущение, возникающее при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек и мышечно-суставного аппарата.

Естественные системы защиты организма

Кожа:

- _________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

Чихание - __________________________________________________________________________

Слезотечение - _____________________________________________________________________

Боль - _____________________________________________________________________________

Лихорадка - ________________________________________________________________________

Самостоятельная работа обучающихся:

Обоснование опасности поражающих факторов предприятий ЗАТО

_____________________________________________________________ ______________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Тема 1.2. Комфортные условия жизнедеятельности. (4 часа)

Содержание учебного материала

Параметры безопасной жизнедеятельности человека в среде его обитания. Предупреждение проявления опасных и вредных факторов. Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях. Организация безопасного труда. Эргономические и эстетические требования к производственным помещениям и оборудованию.
Динамика работоспособности человека в течение рабочего дня. Пути снижения утомления и монотонности труда. Режимы труда и отдыха. Особенности режимов труда подростков и женщин.
Безопасность жизнедеятельности в бытовой среде

1. Организация безопасного труда

2. Пути снижения утомления и монотонности труда.

На работоспособность влияют:

 

- _________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

 

 

Виды трудовой деятельности

 

 
 

 


Физическим трудом (работой) называют _______________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

Умственный труд - это труд __________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

Работоспособность- это ______________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составить перечень опасных факторов на рабочем месте.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________ ______________________

 

___________________________________________________________________________________

 

Тема 2.1. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖД. (4 часа)

Содержание учебного материала

Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, Основах законодательства об охране труда, кодексе законов о труде. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде.
Организационные мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной и бытовой среде.

Источниками права в области обеспечения БЖД являются:

 

1)_________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

3) ________________________________________________________________________________

 

4) ________________________________________________________________________________

 

5) ________________________________________________________________________________

 

6) ________________________________________________________________________________

 

7) ________________________________________________________________________________

 

В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________ ______________________

 

___________________________________________________________________________________

 

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают

 

____________________________, _______________________________ для работников и на

 

________________________________ (ИОТ) на основе _______________________________

 

правовых актов.

Кодекс устанавливает высокий уровень условий труда, охрану трудовых прав работников.

В нем содержатся материалы, посвященные:

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

 

- _________________________________________________________

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов "Безопасность в ЧС" (БЧС).

Основные цели комплекса стандартов:


- _________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________


- _________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

Комплекс стандартов направлен на решение следующих задач:

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________ ________________________

 

- _____________________________________________________ ________________________

 

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________________________________

Тема 2.2. Социально-экономические факторы обеспечения БЖД. (6 часов)

Содержание учебного материала

- Охрана труда и техника безопасности.

- Аттестация рабочих мест по условиям труда

- Типовые положения инструкций должностных лиц

- Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве

Охрана труда и техника безопасности.

 

Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан __________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Результаты аттестации используются в целях:

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________ ________________________

 

- _____________________________________________________ ________________________

 

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________________________________

 

- _____________________________________________________________________________

 

Аттестация включает в себя проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативам охраны труда по трем направления:

 

· _____________________________________________________________________________

 

· _____________________________________________________________________________

 

· _____________________________________________________________________________

Типовые положения инструкций должностных лиц

· _____________________________________________________________________________

 

· _____________________________________________________________________________

 

· _____________________________________________________ ________________________

 

· _____________________________________________________ ________________________

 

· _____________________________________________________________________________

 

· _____________________________________________________________________________

 

· _____________________________________________________________________________

 

· _____________________________________________________________________________

 

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.

 

Тема 2.3. Ответственность должностных лиц за соблюдение норм и правил БЖД. (8 часов)

Содержание учебного материала

1. Распределение обязанностей административного и технического персонала предприятий (организаций и учреждений) по обеспечению БЖ.

2. Охрана труда и техника безопасности. Типовые положения инструкций должностных лиц по охране труда, технике безопасности.

3. Средства индивидуальной защиты. Хранение, проверка, учет. Нормативы обеспечения СИЗ.

4. Пожарная безопасность на производстве и на рабочем месте. Первичные средства пожаротушения. Действия по сигналу «Пожарная тревога».

1. Распределение обязанностей административного и технического персонала предприятий (организаций и учреждений) по обеспечению БЖД. (2 часа)

 

2. Охрана труда и техника безопасности. Типовые положения инструкций должностных лиц по охране труда, технике безопасности. (2 часа)

 

Подлинник инструкции должен быть согласован со службой охраны труда, с главными специалистами (при необходимости), начальником юридического отдела (юристом); подвергнут нормоконтролю; утвержден главным инженером (директором предприятия) и профсоюзным комитетом предприятия

Построение, содержание и изложение инструкций

Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и обозначение. В наименовании следует кратко указать, для какой профессий или вида работ она предназначена, например, «Инструкция по охране труда для фрезеровщика», «Инструкция по охране труда при работе на установках для контроля микросхем».

Текст инструкции следует делить на разделы. Разделы могут делиться на пункты или подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты. При делении текста инструкции на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт, подпункт содержал законченную информацию. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста.

Инструкция должна включать следующие разделы:

«Общие требования»;

«Требования безопасности труда»;

«Ответственность за невыполнение инструкции».

Раздел «Общие требования» должен содержать:

- перечень технологических процессов, видов работ, операции, на которые распространяется инструкция;

- характеристику опасных и вредных производственных факторов, например, травмирование движущимися частями оборудования, поражение электрическим током, излучением и т.п.;

- условия допуска к работе (пол, возраст, обучение, предварительный и периодический медосмотры, если работа связана с вредными условиями труда, необходимость прохождения инструктажа и т.п.);

- предупреждение о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка, запрещения курения и распития спиртных напитков и т.п.;

- правила личной гигиены работающих;

- перечень необходимых средств защиты работающих;

- порядок уведомления администрации о случаях травмирования и появления опасностей, грозящих авариями и несчастными случаями;

- меры первой помощи и порядок обращения за медицинской помощью при травмировании, отравлении, поражении током, ожогах и т.п.

Раздел «Требования безопасности труда» должен содержать подразделы:

«Требования безопасности перед началом работы»;

«Требования безопасности во время работы»;

«Требования безопасности после скончания работы».

Подраздел «Требования безопасности перед началом работы» должен содержать:

- порядок подготовки рабочего места, инструмента, приспособлений, спецодежды, средств индивидуальной защиты, если это требуется по условиям труда;

- порядок проверки исправности оборудования, сигнализации, освещения вентиляции, ограждений, блокировочных и других устройств, необходимых для безопасного выполнения работы;

- порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов);

- порядок смены работающих в случае непрерывной работы;

- другие меры, которые надо принять для обеспечения безопасных условий труда.

Подраздел «Требования безопасности во время работы» должен содержать:

- конкретные способы и приемы безопасного выполнения работ и правила использования оборудования, инструментов, приспособлений, защитных средств и т.п.;

- требования безопасного обращения с исходными материалами, транспортными средствами, тарой и т.п.;

- указания о действиях работающих по ликвидации аварийных ситуаций и, в случаях аварий, по немедленному отключению оборудования и оказанию первой помощи пострадавшим;

- указания о безопасном содержании рабочего места и порядке прекращения работ;

- указания о необходимости оповещения администрации о замеченных отклонениях в работе оборудования.

Подраздел «Требования безопасности по окончании работы» должен содержать:

- порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазывания оборудования и аппаратуры, а при непрерывной работе - порядок передачи их по смене;

- указания о наведении порядка на рабочем месте; если работа связана с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, кислот, щелочей и других вредных или агрессивных веществ - указание о необходимости их сдачи, нейтрализации или уборки в отведенное для хранения место;

- меры личной гигиены;

- указания о необходимости оповещения администрации о замеченных отклонениях в работе оборудования и недостатках, обнаруженных во время работы.

Раздел «Ответственность за невыполнение инструкции» должен содержать предупреждение об ответственности работающих за невыполнение требований инструкции.

 

Следует избегать в инструкциях изложения требований в форме запрета, а при необходимости дать разъяснение, чем вызван этот запрет. В тексте инструкций не следует употреблять слова, подчеркивающие значение отдельных требований, например, вместо слов «Обязательно вымыть руки.....» следует записать: «Вымыть руки.....», так как все требования инструкций обязательны для выполнения.

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составить Инструкцию по технике безопасности на рабочем месте.

 

3. Средства индивидуальной защиты. Хранение, проверка, учет. Нормативы обеспечения СИЗ. (2 часа)

Согласно статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить ______________________________

___________________________________________________________________________________

Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной и коллективной

 

защиты работников - __________________________________________ ______________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Правила по эксплуатации СИЗ работниками:

 

1. ______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

 

4. Пожарная безопасность на производстве и на рабочем месте. Первичные средства пожаротушения. (2 часа)

Самостоятельная работа обучающихся

Причины пожаров. Поражающие факторы пожаров.

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

5. Тема 2.4. Нормы трудового права. Кодекс Законов о Труде. (8 часов)

Содержание учебного материала

Общие положения. Локальные правовые документы предприятия. Рабочее время. Прием на работу и увольнение. Поощрения и взыскания.

 

Локальные правовые документы предприятия регламентирующие правовую основу взаимоотношения работодателя с работником:

 

  1. _____________________________________________________________________________

 

  1. _____________________________________________________________________________

 

  1. _____________________________________________________________________________

Трудовой договор, это _______________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

Виды трудового договора:

 

  1. _____________________________________________________________________________

 

  1. _____________________________________________________________________________

 

  1. _____________________________________________________________________________

 

 

Применяемые к работнику

 

Взыскания: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Поощрения: ________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

Порядок наложения взыскания: _______________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

ТЕСТ.

Тема 2.5. Нормы административного права. Ответственность за административные правонарушения. (4 часа)

Содержание учебного материала

Нормы административного права. Кодекс об Административных Правонарушениях. Ответственность за административные правонарушения

 

Составляющими предмета административного права являются:

 

1)_________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

3) ________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

4) ________________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

5) ________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

Методы административного права составляют:

 

1)_________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

3) ________________________________________________________________________________

 

4) ________________________________________________________________________________

 

Признаки административного правонарушения:

 

1)_________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

3) ________________________________________________________________________________

 

4) ________________________________________________________________________________

 

Виды административных наказаний:

 

1)_________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

3) ________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

4) ________________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

5) ________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

6)_________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

7) ________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

8) ________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________

 

Тема 2.6. Защита прав потребителей. (2 часа)

Содержание учебного материала

Закон РФ о Защите Прав Потребителей.

 

Потребитель по законодательству о защите прав потребителей — это:

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

 

Продавец по законодательству о защите прав потребителей — это:

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

 

Срок годности — это:

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение:
десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Под существенным недостатком товара понимается:

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

Для сезонных товаров гарантийный срок исчисляется:

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе:

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

 

 

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены истцом в суд по месту:
а) ________________________________________________________________

 

б) ________________________________________________________________

 

в) ________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...