Формирование позитивной и негативной самооценки.
Устойчивость и изменчивость личности.
Личность как социальная сущность человека представляет собой устойчивое образование всех ее качеств и свойств. Устойчивость личности - это сохранение последовательности действий личности и предсказуемость ее поведения. Ощущение целостности и устойчивости собственной личности - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Благодаря устойчивости здоровой личности люди понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом. Однако не все проявления личности устойчивы. В результате психологических исследований установлено, что весьма стойкими по времени являются личностные качества (характер) и самооценка. Существенные изменения личности происходят в течение подросткового, юношеского и раннего зрелого возраста, когда завершается становление личности, это не исключает возможности дальнейших изменений, но в целом особенности личности остаются теми же. Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия / интроверсия. Наибольшую устойчивость в периоды детства и взрослости в подростковом и юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (высокий), интеллектуальные интересы. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость. Устойчивость личности в виде сохранения некоторых ее свойств относительна, так как в конкретных ситуациях эти проявления могут быть изменчивы или обладают разной степенью интенсивности, поэтому не менее важной проблемой является изменчивость, адаптивность личности.
Изменчивость (адаптивность личности) - это умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Изменение личностных качеств и поведения свидетельствует о развитии личности.
Факторный подход к структуре личности.
Теоретики, придерживающиеся факторного подхода, полагали, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех (т.е. основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны). Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Представители подхода: Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Приверженность Кеттела конструированию научной модели поведения определялась одной ведущей целью: раскрыть основные черты личности. Он полагал, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Кеттел различает общие и уникальные черты. По Кеттелу черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и могут быть обнаружены при точном измерении наблюдаемого поведения. Попытка Кеттела разработать теорию черт личности на основе сложного статистического анализа объективных поведенческих характеристик достойна восхищения. Результатом его усилий является наиболее комплексная система воззрений в современной персонологии. Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он разделяет приверженность Кеттела факторному подходу как способу охватить целостную картину личности. По Айзенку стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. Айзенк был убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.
Факторы развития речи.
Для нормального развития речи необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на три основные группы, а именно - сохранные физиологическая и психологическая базы, благоприятное социальное окружение. Одним из важнейших факторов речи человека является целостная физиологическая основа. В ее состав входят система приема информации, центральные механизмы речи, звукопроизводящая система и др. Система приема информации обеспечивает первичную рецепцию и слуховое восприятие речи. Слуху принадлежит ведущая роль в становлении речи. При его помощи ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение. Центральные механизмы речи зависят от физиологической целостности соответствующих отделов ЦНС и обеспечивают понимание, интерпретацию, формулирование и программирование различных языковых аспектов. Звукопроизводящая система состоит из гортанных, глоточных, носовых и ротовых структур, а также нейромышечных механизмов, обеспечивающих изменения дыхания с целью произнесения звуков, генерацию гортанного звука, формирование артикулируемых звуков путем изменения форм и параметров воздушного потока в глотке, гортани и ротовой полости. Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Психические процессы оказывают огромное влияние на формирование речи. Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития детей является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой языковую модель для подражания.
Формирование позитивной и негативной самооценки.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Формы языка.
В психологии в основном различают две формы речи (языка): Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешняя речь включает следующие виды: - устную (диалогическую и монологическую) Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. Диалог - попеременный обмене знаковой информацией двух и более субъектов. Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.
- письменную - графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому). Виды речи (по Выготскому): 1) Внешняя (вербальная и невербальная) 2) Эгоцентрическая (письменная и устная) 3) Внутренняя (монологическая и диалогическая) Виды речи (по Пиаже): 1) Аутическая (аналог внутренней речи) 2) Эгоцентрическая 3) Внешняя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|