Источники экологического права.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 9. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Понятийный аппарат Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека. Качество атмосферы – совокупность свойств атмосферы, определяющая степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Различают окружающую природную среду здоровую, или комфортную, при которой здоровье у человека в норме, и нездоровую, при которой нарушается состояние здоровья. Когда при взаимодействии человека со средой наблюдаются необратимые изменения состояния здоровья, то такая среда называется экстремальной. Отсюда следует, что для сохранения здоровья населения нашей страны необходимо следить за качеством окружающей среды. Разработаны научные оценки качества окружающей среды, которые называются стандартами качестваокружающей среды. Они подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные. Экологические стандарты устанавливают предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которых несет опасность здоровью человека, губительно для растительности и животных. Данные нормы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) и предельно допустимых уровней вредного физического воздействия (ПДУ). ПДК примеси в атмосфере – максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного действия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.
ПДК ЗВ в атмосферном воздухе населенных мест – концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколения, не снижая работоспособности человека, не ухудшая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни. Лимитирующий показатель вредности характеризует направленность биологического действия вещества: рефлекторное – реакция со стороны рецепторов верхних дыхательных путей – ощущение запаха, раздражение слизистых оболочек, задержка дыхания и т.д. Рефлекторное действие лежит в основе установления максимально разовых ПДК (20-30 мин); резорбтивное – возможность развития общетоксических, мутагенных, канцерогенных и других эффектов, возникновение которых зависит не только от концентрации вещества в воздухе, но и от длительности ингаляции. Для предупреждения резорбтивного действия устанавливается среднесуточная ПДК - как максимальная 24-часовая и или как средняя за длительный период-год и более. ПДК рабочей зоны -концентрация, которая при ежедневной, работе в течение 8 часов или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 часа в неделю, в течение всего рабочего стажа или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений, не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования. В настоящее время разработаны ПДК для 200 загрязняющих веществ воздушной и более 600 водной среды. Основным документом, регламентирующим расчет рассеивания и определения приземных концентраций выбросов промышленных предприятий, является «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86». В основу методики положено условие:
Спрм+Сф<ПДК Производственно-хозяйственные стандарты качества окружающей среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и других объектов. К данному виду стандартов качества окружающей среды относятся предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ) и предельно допустимый сток (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы конкретными источниками (предприятиями) той или иной территории. ПДВ —максимальное количество вредных веществ, разрешенное выбросу от данного источника, которое не создает приземную концентрацию опасную для человека и окружающей среды в целом. Нормативы ПДВ (ВСВ) начинают действовать после принятия «Разрешения на выброс». Разрешение выдают: - при необходимости выполнения мероприятий по достижению нормативов ПДВ на 1 год; - при соблюдении нормативов ПДВ (если не намечены реконструкция, расширение производства, изменение технологии) – на 2-3 года; - для предприятий имеющих выбросы ЗВ только 3 и 4 классов опасности при отсутствии планов реконструкции, расширения производства, изменения его технологии (с увеличением выбросов) - до 5 лет.
Основными методами управления природопользованием можно считать: 1. экологическое право, 2. экологический мониторинг, 3. система государственного управления и рациональное природопользование с экономическими рычагами регулирования. Источники экологического права. Экологическое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления. 1. Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.
2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др. Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту. В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды: -общие положения (гл. I); -основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II); -права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III); -экономическое регулирование (гл. IV); -нормирование (гл. V); -оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI); -требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII); -зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII); -природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX); -государственный мониторинг окружающей среды (гл. X); -контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI); -научные исследования (гл. XII); -основы формирования экологической культуры (гл. XIII); -ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV); -международное сотрудничество (гл. XV); -заключительные положения (гл. XVI).
Земельный кодекс РФ (2001) регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок. Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения. Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом. Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение. Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д. Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др. Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.
3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. 4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. 5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|