Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грамматические нормы и культура речи

(морфологические нормы, синтаксические нормы).

Морфологические нормы (часть 1).

Задание 1. Прочитайте сочетания слов.

□ Выберите те сочетания, которые, по вашему мнению, отвечают нормам литературного языка.

□ Объясните, в чем заключается ошибка в оставшихся выражениях.

—- ключи на брелоке

— в семье двое девочек

— дверь открывается вовнутрь

— прозрачный тюль

— нести в обоих руках

— в данный период времени

— белый пуловер

— оплатите за проезд

— отзыв на курсовую работу

— согласно приказу

— скучаю по вам

— находиться на бюллетене

 

Задание 2. Образуйте от приведенных существительных мужского рода существительные женского рода.

□ Отметьте случаи отсутствия родовой пары.

□ Дайте культурно-речевую характеристику каждому образованному существительному женского рода.

□ Существительные какого рода вы употребите в жанре приказа?

Агроном, адвокат, ассистент, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, инженер, инспектор, кандидат, корректор, корреспондент, научный сотрудник, машинист, педагог, профессор, слесарь, следователь, фельдшер, чемпион.

Задание 3. Подберите к существительным женского рода соотносительные с ними по смыслу существительные мужского рода.

□ Объясните случаи отсутствия грамматической пары.

Балерина, велосипедистка, доярка, маникюрша, машинистка, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, ткачиха, хористка.

Задание 4. Прочитайте предложения, в которых речь идет о женщине.

□ Дайте культурно-речевую оценку конструкций.

□ Какую конструкцию вы предпочтете в официальной речи?

□ Какую конструкцию вы предпочтете в непринужденном общении?

 

Известная профессор прочитала лекцию.

Известный профессор прочитала лекцию.

Известный профессор прочитал лекцию

Известная профессорша прочитала лекцию.

Известная профессор прочитал лекцию.

Задание 5. Определите род имен существительных. Подберите определения, правильно согласуя их с существительными.

□ К какому роду преимущественно относятся несклоняемые неодушевленные существительные?

□ Какие факторы влияют на родовую принадлежность аббревиатур?

□ Сформулируйте правило, как определить род несклоняемых географических названий.

Аэрозоль, гуашь, имбирь, канитель, канифоль, капсюль, тюль, фасоль, шампунь, моль, толь, вермишель, бретель, выхухоль, мозоль, рояль, вуаль, картофель, авторалли, авизо, адажио, азу, алоэ, амбре, аутодафе, барокко, безе, бланманже, бунгало, вето, гризли, дерби, домино, иваси, канапе, канотье, каноэ, кимоно, коала, кураре, кутюрье, лассо, лечо, зануда, невежа, растяпа, доцент, врач, лама, алиби, фойе, пюре, бра, кашпо, пенсне, авеню, кольраби, пенальти, жабо, попурри, такси, бигуди, кофе, авокадо, киви, коммюнике, кашне, боа, кенгуру, шимпанзе, цеце, динго, пони, колибри, фламинго, какаду, леди, рантье, жюри, рандеву, буржуа, хиппи, атташе, Онтарио, Борнео, Дели, Миссисипи, Сочи, Миссури, Калахари, МГУ, вуз, ЛДПР, МИД, АПН, РАН, АТС, ЗАГС, АЗС, БАМ, ОРТ, РТР, СНГ.

Задание 6. Прочитайте стихотворение Б.Ю. Нормана.

□ Выпишите существительные, употребленные с нарушением формы рода. Укажите нормативный вариант.

Слыхали эту новость? У нас в шкафу живет

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжует.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнет в один присест,

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живет в шкафу:

Пропала тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мыш ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб все пустить в труху?

...Но есть обжора — Время —

Вот кто живет в шкафу.

Задание 7. Определите грамматический род сложных наименований и составьте с ними предложения.

Павильон-выставка, музей-квартира, словарь-справочник, галстук-бабочка, кресло-качалка, хлеб-соль, чудо-ребенок, театр-студия, город-музей, библиотека-хранилище, вечер-встреча, очерк-обозрение.

Задание 8. Прочитайте словосочетания.

□ Вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

□ Объясните грамматические и стилистические разли­чия между вариантами окончания родительного падежа существительных мужского рода.

□ Какая тенденция в выборе окончания наблюдается в
современном употреблении?

Чашка ча... — плантации ча... —- стакан крепкого ча...; до| бавить крахмал... — получение крахмал...; съесть кусон хлеб... — выпечка хлеб...; принести кипятк... — емкость для кипят...; налить сок... — пятна от сок... — пакет апельсиновой го сок...; пачка сыр... — производство сыр... — поесть сырк..1 взять без спрос... — на товар нет спрос...

Задание 9. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

□ Расставьте ударения.

□ Выделите существительные, имеющие варианты.

Автор, прожектор, байкер, вексель, крейсер, воз, офицер, бухгалтер, год, договор, инженер, шофер, инспектор, диспетчер, директор, лектор, отпуск, катер, лифт, торт, порт, профессор, слесарь, токарь, трактор, тенор, цех, якорь, каталог, плинтус, паспорт, редактор, джемпер, почерк, свитер, ордер, шило, шулер, библиотекарь, клапан, выбор, бал, брелок, веер, вензель, вертел, витраж, герб, дизайнер, дискант, жезл, желоб, жемчуг, жернов, житие, заем, инок, ирис, кадило, ковчег, конус, костел, крем, лоскут, монтаж, образ (икона), образ (в литературе), остов, отступ, пепелище, пиршество, просвира, пустошь, ракурс, распря, римлянин, саван, слобода, стезя, стремя, сума, тахта, терем, тетива, флигель, холст.

Задание 10. Сравните единицы в каждой паре слов.

□ Вычеркните все неверно образованные формы множественного числа именительного падежа.

□ Выберите все пары, в которых разные окончания указывают на разные значения слов или разные слова.

Мы, килограммы, микроны, рентгены, комментарии, мечты, носки, чулки, плечи, рельсы, свечи, солдаты, партизаны, гренадеры, гусары, уланы, яблоки, дела, места, кухни, вафли, цапли, заморозки, кастрюли, полотенца;

аксессуар, башня, бал-маскарад, барышня, береста, бижутерия, джинсы, древко, змий, игуменья, изразец, инициалы, инок, карат, кастаньета, кисть, колдунья, кружево, лоскут, мозаика, молельня, монахиня, носок, нувориш, нюанс, пейзаж, перипетия, перспектива, пиршество, претензия, псалом, раритет, религия, розга, склеп, скула, славянин, служка, снадобье, сонм, софа, статуя, страз, стремя, ступня, тенор, терем, термос, тетива, усадьба, флигель, хлопоты ходатайство, холст, христианин, хутор, цоколь, цыган, чалма чертог, четки, чулок, шампунь, шарж, шаровары, эркер, эстетика, юродивый, ядро, янки, яхонт, яшма, яство.

Задание 11. Раскройте скобки, употребив нужную падежную форму

□ Объясните особенности образования форм родительного падежа множественного числа для разных по значению групп существительных.

□ Объясните характер культурно-речевой регламентации в каждом конкретном случае.

1. В продаже большой выбор (ботинки, туфли, сапоги). 2. Дети наловили лягушек для живущих в зоопарке (цапли змеи). 3. На базу завезли несколько тонн (мандарины, апельсины, бананы, яблоки, баклажаны). 4. В школьной столовой давали салат из свежих (помидоры, огурцы). 5. На фестивале исполнялись национальные танцы (таджики, киргизы, узбеки, башкиры, цыгане, армяне). 6. Детскому дому подарили комплекты (наволочки, простыни, пододеяльники). 7. К Новому году выпустили новые образцы (свечи). 8. Для похода мысделали запас (макароны, рожки).

Задание 12. Раскройте скобки, употребив имена собственные в нужной падежной форме.

□ Сформулируйте правило о склонении имен, отчеств и фамилий.

1. Вчера состоялся вечер памяти (Эрих-Мария Ремарк) 2. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 3. Фильмы с (Мишель Пфайфер) нравятся зрителям. 4. Большим успехом пользовались гастроли (Зураб Соткилава). 5. После премьеры фильма зрители долго восхищались (Джулия Роберте). 6. Оркестр исполнил композицию (Джордж Гершвин). 7. В России воскрешение картин 18 века открылось серией картин (Александр Бенуа).

Задание 13. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безболезненный, безжизненный, бесчисленный, величественный, воинственный, двусмысленный, действенный, естественный, искренний, медленный, родственный, тождественный, торжественный, царственный, явственный.

Задание 14. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведенных ниже прилагательных.

□ Объясните, с помощью каких грамматических средств это можно сделать.

□ Объясните, от каких прилагательных нельзя образовать степени сравнения.

□ Охарактеризуйте стилистические различия между простой и сложной формами степеней сравнения.

Бойкий, большой, важный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розовый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

Задание 15. Прочитайте предложения.

□ Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения.

□ Исправьте предложения, аргументируйте свое мнение.

1. Мой друг самый честнейший человек. 2. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. 3. Эта оправа для очков более женская, чем мужская. 4. Такой вариант исправления текста еще более худший. 5. Сейчас наиболее интенсивнее развивается информатика. 6. Новая кофточка еще коричневее старой.

Задание 16. Познакомьтесь с отрывком из интервью писательницы И. Грековой.

□ Согласны ли вы с ее мнением?

□ Приведите примеры ошибок в склонении числительных в речи радио- и телеведущих.

На наших глазах исчезает из современной русской речи хороший обычай склонять числительные. Вместо того, чтобы сказать «более четырехсот пятидесяти тонн», все чаще говорят «более четыреста пятьдесят тонн», что, по-моему, звучит отвратительно, не по-русски».

Задание 17. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

 

□ Обратите внимание на нормативное употребление числительных.

1. Более 2500 карет, колясок, телег, малых и больших, попались в руки неприятелю (А. Пушкин). 2. За время экспедиции студенты прошли около 134 километров. 3. В издательстве вышла книга с 397 иллюстрациями. 4. К 2689 прибавьте 492. 5. Стипендию назначили 483 студентам. 6. Содержание диссертации было изложено на 628 страницах.

Задание 18. Сравните словосочетания в каждой паре.

□ Установите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительного.

□ Исправьте ошибки, объясните характер культурно-речевой регламентации в каждом конкретном случае.

Двое корректоров — два корректора, трое девушек — три девушки, четверо ребят — четыре ребенка, пятеро детей — пять детей, к обоим рукам — к обеим рукам, обоих друзей — двух друзей, тремя ножницами — троими ножницами, пять носков — пятеро носков, четыре генерала — четверо генералов, о тысяче мелочей — о тысяче мелочах, к двумстам рублям — к двумстам рублей, проэкзаменовать двадцать три студента — проэкзаменовать двадцать трех студентов, в полтораста километрах — в полутораста километрах.

Задание 19. Раскройте скобки, выбрав нужную форму местоимения.

□ Отметьте варианты употребления местоимений.

□ Объясните различия между вариантами.

1. Собака подбежала к (нему, ему). 2, Благодаря (его, него) советам мы не заблудились. 3. Навстречу (ней, ей) шла машина. 4. Моя мама моложе (нее, ее). 5. Я (их, ихние) порядки знаю. 6. Друзья пригласили нас к (себе, ним, им) в гости. 7. Я хочу представить вас (своим, моим) родителям. 8. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции. 9. Из философии и риторики (кое-что, что-то, что-нибудь) еще помню (А.Чехов). 10. Подруга попросила Машу принести (ей, себе) пирожное.

Задание 20. Образуйте формы настоящего времени от следующих глаголов.

□ Какие варианты формы 3-его лица настоящего времени этих глаголов являются нормативными в современном литературном языке?

Махать, пахать, кудахтать, мурлыкать, внимать, капать, рыскать, тыкать, блистать, страдать, сыпать, хныкать, мучить, щипать, плескать, полоскать, глодать, двигаться.

Задание 21 Сравните глагольные словоформы в каждой паре.

□ Определите стилистическую разницу вариантов формы прошедшего времени.

Сох — сохнул, мок — мокнул, замерз — замерзнул, ослеп — ослепнул, иссяк — иссякнул, сверг — свергнул, воздвиг — воздвигнул, повис — повиснул, исчез — исчезнул, зачах — зачахнул, закис — закиснул.

Задание 22. Проверьте приведенные ниже слова по толковому и орфоэпическому словарю.

□ Укажите, какая информация об употреблении слова специфична в орфоэпическом словаре по сравнению с толковыми словарями.

Вариант 1.Добыть, догмат, договоренность, доносчик.

Вариант 2.Клясть, коллективизм, коммивояжёр, красивейший.

Вариант 3.Манёвр, маслопровод, массаж, набрать.

Вариант 4. Тигровый, торец, туфли, щипать.

Задание 23. Проверьте приведенные ниже слова по двум культурно-речевым словарям.

□ Сравните типы помет, маркирующих эти слова в разных словарях.

□ Сопоставьте культурно-речевые справки в разных словарях.

□ В случае расхождения культурно-речевых рекомендаций какой словарь вы предпочтете как более авторитетный?

Вариант 1. Лосось, всегдашний, булочная, дружит(ь).

Вариант 2. Нивелировать, крем, менеджер, пионер.

Задание 24. Сравните словарные статьи следующих слов по орфоэпическому словарю 1959 г. (РЛПУ) и орфоэпическому словарю 1989 г. или более позднему изданию (ОСРЯ).

Какие изменения вы обнаружили?

□ К какому выпуску орфоэпического словаря следует обращаться, чтобы узнать норму современного литературного языка?

□ Сделайте вывод о динамике языковой нормы.

Звонить, договор, кофе, лосось, поэт, ракурс, фольга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...