Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навешивание веревки в зависимости




ОТ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЙ

 

Для безопасной работы на одинарной веревке не достаточно дублировать закрепления, располагая их на оптимальном расстоянии - особенно важно правильно располагать их друг относительно друга.

Иногда в начале отвеса, например, с целью отнесения навески на некоторое расстояние от стены, возникает необходимость оборудовать основное закрепление выше дублирующего. Тогда, если при спуске включить спусковое устройство (СУ) ниже дублирующего закрепления (ДЗ) и если в момент зависания на веревке основное закрепление (ОЗ) разрушится - фактор падения превысит 1 (см. Рис.14а).

 

 

 

Рис.14. Навеска веревки при основном закреплении расположенном выше дублирующего.

а) Неправильно б) Неправильно в) Правильно

 

В этом варианте опасно не то, что в случае разрушения основного закрепления в страховочной цепи возникнет нагрузка, превышающая предельно допустимую, а то - что вся она придется на единственное теперь дублирующее закрепление, что является недопустимым. Ведь если разрушится и оно, ничто уже не сможет предотвратить падения.

В таких случаях навеску следует делать так: под уровнем дублирующего закрепления завязать узел, удлиненная петля которого включается в основное закрепление, а одинарный короткий кончик - другим узлом фиксируется в дублирующем закреплении (см. Рис.14в). Тогда при разрушении ОЗ нагрузка на ДЗ будет минимальна.

 

 

 

Рис.15. Неправильное дублирование основного закрепления с угрозой срезания веревки об острый край отвеса при маятнике.

 

В случае горизонтального дублирования при подборе мест для организации закреплений необходимо мысленно прикинуть путь, который, в случае разрушения основного закрепления, предстоит проделать веревке до нагружения ДЗ. Если в результате этого возникает риск маятника с угрозой сильного удара спелеолога о стену или режущего трения веревки об острые углы, ребра или т.п. (см. Рис.15), необходимо выбрать для закреплений другие места, исключающие такую возможность.

 

 

АМОРТИЗИРУЮЩИЕ УЗЛЫ

 

Когда основное закрепление разрушено, дублирующее становится единственным стражем нашей безопасности. Оно не только обеспечивает целостность страховочной цепи, но некоторое время выполняет также функции основного закрепления, при всем том не имея необходимой подстраховки.

Чтобы гарантировать его надежность, сила динамической нагрузки, которую дублирующее закрепление испытает при разрушении основного, должна быть как только возможно меньшей. В тех случаях, когда взаимное расположение закреплений неизбежно приведет к возникновению динамических нагрузок на дублирующее закрепление при разрушении основного, применяются, так называемые, АМОРТИЗИРУЮЩИЕ УЗЛЫ. Они относятся к специфическим элементам техники одинарной веревки и предназначены для поглощения части энергии при инциденте, в результате чего значительно облегчаются нагрузки, как на статические веревки, так и на дублирующие закрепления (см. Таблицу 7).

 

ТАБЛИЦА 7 (По Ж.Марбаку и Ж.Л.Рокуру).

----------------------------------------------------------------------

Веревка | Амортизирующий | Предельная динамическая нагрузка (кГ) при:

| узел |------------------------------------------

| | 1 удар | 2 удар | 3 удар | 4 удар |

---------|-----------------|--------|--------|--------|--------|------

Новая | без | 870 | обрыв | | |

9 мм | проводника | 370 | 250 | 640 | обрыв |

---------|-----------------|--------|--------|--------|--------|------

3,5 года | без | 710 | обрыв | | |

10 мм | "бабочка" | 600 | 720 | обрыв | |

----------------------------------------------------------------------

 

В качестве амортизирующих используются узел "бабочка" и узел "проводника". Завязываются они в непосредственной близости от дублирующего закрепления, а при значительном отклонении промежуточного закрепления (ПЗ) от вертикали - в зоне корема (провиса) у ПЗ немного выше его самой низкой части в направлении промежуточного закрепления.

Амортизирующие узлы (АУ) должны иметь петлю не менее 20 см и предварительно не затягиваются (см. Рис.16).

 

Узлы "восьмерка" и "девятка" не используются в качестве амортизирующих, так как не обладают амортизирующим (энергопоглощающим) эффектом в достаточной для этих целей степени - при ударе они затягиваются, и веревка в узлах не может проскальзывать (см. Таблтцу 8).

 

ТАБЛИЦА 8. (По Ж.Марбаку и Ж.Л.Рокуру).

-----------------------------------------------------------------------

Узлы на статической | Начало проскальзывания | Обрыв веревки

веревке 11 мм | веревки в узле (кГ) | (кГ)

--------------------|------------------------|------------------------

Девятка | не проскальзывает | 1360

--------------------|------------------------|------------------------

Восьмерка | не проскальзывает | 970

--------------------|------------------------|------------------------

Бабочка | 750 | -

--------------------|------------------------|------------------------

Проводника | 840 | -

----------------------------------------------------------------------

 

 

 

Рис.16. Амортизирующий узел и схемы закреплений, при которых он используется.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...