Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что делать, если он «зависает»?

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Психологический практикум для родителей в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК

К 30 сентября - Дню Интернета в России.

Презентация библиотечной книжной выставки - инсталляции

«Эта трудная школьная жизнь». Анонс.

Часто приходится слышать, что компьютеры отучают людей читать, отвращают от книг и вообще приносят больше вреда, чем пользы. Справедливость в этих словах есть. Однако нельзя отрицать и того, что компьютеры предельно упростили и облегчили прием нужной информации.

Проблемы со зрением? Пожалуйста - увеличивай шрифт до нужного размера и читай. Страдаешь синдромом хронической усталости? Тут тебе на помощь придет аудиокнига; запускай файл и лежи себе на диване, слушай.

Любую практически книгу можно скачать в Интернете. Нет необходимости ходить по магазинам и библиотекам, заказывать ее по почте, достаточно набрать название в поисковике - и вы тут же обнаружите искомое. Интернет - технологии используются в школьных программах и приносят массу хорошего. Но.

Но. Взрослые дали детям окно в мир, но не предложили достаточного количества программ и сайтов, полезных для их развития. Дети заходят в Интернет, читают про убийства, видят жуткие картинки и усваивают все это. Запреты не очень работают или работают не так, как хотелось бы.

29 сентября 2016 года, в канун Дня Интернета в России, в библиотеке «Фолиант» состоится психологический практикум «Плюсы и минусы виртуальной реальности», в ходе которого читатели смогут посмотреть телевизионный сюжет об интернетзависимости и юмористическую миниатюру «На приеме у психоаналитика. Лечение интернетзависимости»; побывают на презентации библиотечной книжной выставки -инсталляции «Эта трудная школьная жизнь»; узнают, что говорят психологи - Серж Тиссерон, Николай Воронин, Галина Солдатова и Александр Войскунский -о том, как сделать путь детей по Сети безопасным, чтобы Интернет давал им толчок к развитию, а не искривлял сознание?

Не ходите ночью, дети, в Интернет!

У Эдуарда Успенского, автора историй про крокодила Гену, Колобков и Простоквашино, есть в свет книга - «Стихи для самых маленьких» (М, 2011). В ней он в рифму размышляет об актуальных проблемах сегодняшнего дня. Его стихотворение «Не ходите ночью, дети, в интернет» в свое время в том же Интернете вызвало бурю. Уж больно серьезной оказалась тема!

Стихотворение детское по форме, но вещь очень серьезная. И предназначено оно не для детей, а для родителей, учителей, воспитателей. Детям его и читать не стоит, а уж иллюстрации к нему могут запросто напугать и взрослого.

 

Не ходите ночью, дети, в Интернет.

Ничего хорошего в Интернете нет.

Там увидеть можно тетю голышом.

Что потом твориться будет с малышом?!

 

Там повсюду бегают монстры с автоматом

И со страшной силой стреляют по ребятам.

Страшные чудовища обитают там,

И за малолетками мчатся по пятам.

 

Там на днях открылась черная дыра,

И четыре школьника сгинули вчера.

Не ходите, дети, ночью в Интернет:

Вдруг на вас с экрана выскочит скелет!

 

Он ужасный, он не струсит,

Он вам что-нибудь откусит!

И, копаясь в челюстях,

На своих пойдет костях.

 

Там увидеть можно злого паука-

Он тогда ребенка съест наверняка.

Он огромными когтями

Вас запутает сетями!

Будут косточки хрустеть,

Но придется потерпеть.

И повиснут в паутинке

Лишь трусишки и ботинки.

 

И имейте в виду, проказники,

Есть опасный сайт - «Одноклассники» -

Все, кто туда попадают,

На несколько лет пропадают.

 

Пусть мои нотации вам надоедают –

Но дети в Интернете часто пропадают.

…Многие дети пропали в Интернете.

 

Успенский прекрасно уловил проблему. Его стихотворение - документально точное описание того, что сейчас происходит. Интернет - это новый вызов, взрослые подобных проблем в своем детстве не знали и только сейчас начинают осознавать масштабы опасности. Сам призыв «Не ходите, дети, в Интернет», не работает, к сожалению. Это мы можем ходить или не ходить, а они уже все там.

Правило «3-6-9-12», или

Как не испортить самый совершенный процессор на свете?

 

Компьютеры, игровые приставки и прочие цифровые гаджеты - мы без колебаний покупаем их для наших детей, даже для самых маленьких. Но с какого возраста самый совершенный процессор на свете, мозг ребенка, готов освоить виртуальный мир?

Приоритеты родителей меняются: дети все чаще получают в подарок не кукол и машинки, а электронные игрушки и диски с развивающими программами. Теперь двух-трехлетки рисуют, знакомятся с цветами и формами и собирают пазлы, используя обучающие компьютеры серии «Умка», приставку (клавиатуру) «Комфи» с яркими кнопками и вполне взрослые ноутбуки. А в чем, собственно, проблема, если ребенок охотно играет и заодно познает компьютерную грамоту?

«Дело в том, что компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг, - объясняет психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон. - У ребенка мозг только формируется, он еще не в силах одновременно познавать мир реальный и виртуальный».

Нужно дождаться нужного момента.

До трех лет ребенку необходимо трогать, нюхать, ощупывать, то есть активно стимулировать все пять органов чувств.

До шести лет - осваивать разнообразные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику. Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами мозга.

После шести лет худшие враги для ребенка - скука и ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет играть и занимать себя и при выключенном экране.

Было бы неплохо договориться о расписании. До семи лет видеоигры нужно дозировать: не чаще четырех раз в день по 15 минут. Но, советует психиатр, будьте внимательны: некоторые из них могут длиться гораздо дольше. Поэтому иногда можно разрешить сыну или дочери играть два-три раза в неделю, но дольше, чем обычно, - по полчаса в день.

Нужно обсуждать каждый сеанс. Представьте, что ваш ребенок вернулся с детского праздника. Конечно же, вам захочется узнать, что там происходило, с кем он играл. Так же и с компьютером - расспрашивайте его о том, что он делал, каких персонажей узнал и какие чувства новая игра у него вызвала.

«Компьютерные программы и игры, разработанные специально для детей, тренируют их внимание, память и координацию, - уточняет детский нейропсихолог Николай Воронин. - Но они не развивают ни эмоциональную сферу, ни речь ребенка. Только общаясь со взрослыми, рассказывая им о своих чувствах и переживаниях, он учится понимать себя и осознавать мир - реальный и виртуальный».

Родителям важно запомнить простое правило - п р авило «3-6-9-12»:

до 3 лет никакого компьютера;

до 6 лет никаких приставок;

до 9 лет никакого интернета;

до 12 лет пользоваться интернетом вместе со взрослым.

 

Подростки и Интернет

В ходе исследования «Дети в информационном сообществе», не так давно проведенного Фондом развития Интернет, выяснилось, что более 60% родителей никак не ограничивают время, которое их дети-подростки 14-17 лет проводят в Интернете, и не контролируют страницы, которые они посещают.

«Путешествие в виртуальном пространстве часто кажется взрослым менее опасным, чем прогулки подростка с друзьями, - поясняет психолог Галина Солдатова. - Главное - сын или дочь дома, а значит, в безопасности».

Между тем, более половины школьников 8-11-х классов сообщают в Сети личную информацию о себе (домашний адрес, номера телефонов) и время от времени встречаются «в реале» с теми, с кем познакомились в Сети. Примерно каждый третий подросток признался в том, что Интернет мешает учебе, увлечениям и встречам с друзьями.

Наконец, по разным оценкам, от 2 до 5% детей и подростков склонны к интернет-зависимости, которая может развиться в течение полугода активного (более 20 часов в неделю) пользования Сетью.

Во время отпуска на даче я наблю­дала одну картину: соседский мальчишка, живущий в домике на самом берегу Волги, все дни напролет проводил в интернет-форуме. Он не загорал, не бродил по песку, не плавал в теплых речных волнах, не играл с друзьями в футбол на площадке. Свои кани­кулы он провел в Интернете. Он «чатился, лайкил, френдил и постил». Родители мальчика тщетно уговари­вали его пойти на пляж, но он их не слышал. Его с ними не было. Он был «в контакте».

Я и сама час в день по вечерам проводила в Интернете - от­вечала на почту, читала сообщения ВКонтакте, следила за новостями. Я контролировала ситуацию на работе и в мире. Часть своего отпуска я тоже прове­ла не на даче. Я тоже провела ее «в контакте».

Таких «контактеров» - миллионы.

 

Что делать, если он «зависает»?

 

«Если у ребенка изменился стиль поведения, родителей это должно насторожить, - объясняет психолог Александр Войскунский. - Например, подросток, который раньше делился событиями своей жизни, вдруг замкнулся в себе, перестал встречаться с приятелями, предпочитая виртуальное общение».

Александр Войскунский убежден: вернуть в реальность подростка поможет в первую очередь искренняя заинтересованность взрослых. Ведь, отдавая Интернету предпочтение перед телевидением, книгами, друзьями или школой, все участники опроса самым главным для себя источником информации назвали все-таки родителей. Им подростки пока доверяют больше. Надолго ли?

«Больше разговаривайте с сыном или дочерью просто так, обо всем, в том числе и о его путешествиях в Сети, - советует Александр Войскунский. - Поощряйте его дружбу со сверстниками в реальной жизни. А еще предложите ему попробовать свои силы в театральной любительской студии: ведь активное существование в рамках сетевой игры, погруженность в воображаемый мир, частая смена ролей вызывают воодушевление, очень похожее на то, которое испытывает актер, выходя на сцену».

Если представить объем информа­ции, который витает где-то в про­странстве, становится жутко. Если допустить, что из этого можно создать единый банк человеческой мысли, бро­сает в дрожь. Это почище фантастических трил­леров.

Но ничего фантастического в этом нет. Коллектив­ный разум уже существует! Он владеет миром: он питается нашими знаниями и мыслями, нашими страхами, тайными страстями и переживаниями. Он живет нашим одиночеством и нашим тщеславием. Он поглощает время и души, оставляя нам все меньше возможностей остановиться, сбавить обороты, отключиться, отдохнуть от суеты.

Мы все время - онлайн, мы на связи. Мы - в Сети. Мы не можем себе позволить отставать от жизни, нам всюду надо быть в курсе. Нам страшно стать невостребованными. Нам нельзя остаться за бортом этого мира - мира, в котором правит технология. Нам кажется, что она экономит наше время, а на самом-то деле все больше его забирает.

Есть восточная мудрость о том, что можно познать, не выходя из комнаты. Миг, который называется жизнью, нам дан прежде всего для того, чтобы познать и понять самих себя.

 

Литература:

1. Ануфриева А. Поколение Рунета/ Алла Ануфриева // Psychologies.- 2009.- № 41(сентябрь)

2. Ануфриева А. За компьютером с трех лет?/ Алла Ануфриева// Psychologies.- 2011.- № 59 (март).

3. Васянин А. Сети и дети: Страсти вокруг стихотворения Эдуарда успенского/ Андрей Васянин// Российская газета. - 2011.- №106.- 19 мая. - Стр. 30.

4. Виноградова М. Имхо //Домашний очаг.- 2011.- № 6.- Стр.4.

5. Успенский Э. Стихи для самых маленьких/ Эдуард Успенский. - М.: «АСТ: Астрель», 2010.- 205 с.

 

10.09.16 Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: [email protected], Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...