Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 4. Качества хорошей речи.

1. Работа над лаконичностью, точностью и понятностью речи.

2. Работа над выступлением

1. Правила написания лаконичных речей

Для того чтобы привлечь и удержать внимание аудитории, необходимо работать над выразительностью, точностью, понятностью и лаконичностью текста выступления.

Чтобы речь была лаконичной (немногословной), необходимо избегать необоснованных повторов.

Работа над лаконичностью речи — первый этап редактирования готового текста. Как только текст написан полностью (вступление, основная часть, заключение), следует просмотреть его в целом, чтобы выявить и ликвидировать:

1) несоответствия рабочему плану;

2) случайные смысловые повторы;

3) лексические повторы (тавтология и плеоназм).

Тавтология (греч. tautologia из tauto — то же самое и logos — слово).

1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового (Авторский стиль — это стиль автора).

2. Повторение в предложении однокоренных слов. (Крайне важным условием для удачного заключения является удачный выбор момента, когда надо закончить речь.)

3. Неоправданная избыточность выражения. (Более лучшее предложение.) В форме «лучшее» уже заключено значение сравнительной степени.

Плеоназм (греч. pleonasmos — излишество). Многословие, выражение, содержащее одинаковые по значению и тем самым излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием), неоправданная избыточность выражения. Каждая секунда времени (секунда всегда связана с понятием времени); своя автобиография (в слове автобиография уже содержится понятие «своя»); более лучшее предложение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени).

Задание 1

Прочитайте текст выступления и сравните его с рабочим планом. Подчеркните смысловые повторы.

Рабочий план выступления «Роль вознаграждения в мотивации деятельности».

1.Теория неоднозначности влияния вознаграждения на внутреннюю мотивацию деятельности человека.

2.Ослабление внутренней мотивации в результате вознаграждения. Примеры.

3.Усиление внутренней мотивации в результате похвалы. Примеры.

Текст выступления «Роль вознаграждения в мотивации деятельности»

Традиционно считается, что вознаграждение всегда усиливает побудительные мотивы деятельности человека. Однако существует теория, согласно которой роль вознаграждения неоднозначна и зависит от особенностей деятельности и от целей того, кто предлагает вознаграждение.

Если платить людям за то, что они и так с удовольствием делали, то они будут рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные. Стоит заплатить людям за разгадывание кроссвордов, и они начнут разгадывать меньше кроссвордов, чем те, которые не получили ни копейки. Пообещайте детям вознаграждение за то, от чего они и так получают удовольствие (например, за игру в кубики), и вы превратите их игру в работу. Когда люди делают то, что им нравится, без поощрения и принуждения, они объясняют это любовью к данному занятию. Внешнее поощрение заставляет людей объяснять свое поведение этим стимулированием и ослабляет внутреннюю мотивацию.

Похвала за хорошую работу заставляет нас почувствовать себя более компетентными и преуспевающими, это происходит потому, что реально усиливается наша внутренняя мотивация. Когда кто-то заранее предлагает нам ненужное вознаграждение, явно пытаясь контролировать наше поведение, это может подорвать нашу уверенность в том, что мы действовали так только потому, что это нам нравится. Награда и похвала, которые говорят людям об их достижениях и заставляют их подумать: «я очень хорошо это делаю», способствуют росту внутренней мотивации. Вознаграждение, которое ставит своей целью контролировать людей и заставляет их поверить, что они приложили свои усилия только из-за награды («я сделал это за деньги»), уменьшает внутреннюю оправданность приятного задания.

Можно ли с помощью этой теории культивировать удовольствие от выполнения внутренне непривлекательных заданий? Например, что делать, если ребенок не хочет заниматься музыкой или если сотрудник фирмы не собирается звонись потенциальным клиентам с предложениями о продаже? В этих случаях психологи рекомендуют родителям, учителям и менеджерам воспользоваться какими-нибудь побудительными мотивами, чтобы вызвать желаемое поведение. После того как человек дает согласие, предложите ему внутреннюю причину, оправдывающую его поступок, например, ребенку можно сказать: «Я знал, что ты поделишься своими игрушками, потому что ты великодушный человек».

Если учитель, предлагая ученикам определенное учебное задание, использует вознаграждения и стимулы, чтобы они почувствовали себя компетентными, он сможет добиться того, что ученики будут получать удовольствие от решения проблемы и начнут стремиться к самостоятельным занятиям. Если учителя используют вознаграждение для контроля за детьми, стремление детей к учебе может уменьшиться. Один мальчик с удовольствием каждую неделю «проглатывал» 6-8 библиотечных книг до тех пор, пока в библиотеке не открылся клуб, который обещал устроить праздник для тех, кто прочел 10 книг за три месяца. Мальчик стал читать только 1-2 книги в неделю.

(По книге: Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1996. С. 187–189)

 

Задание 2. Отредактируйте текст выступления.

Задание 3

Прочитайте предложения. Подчеркните волнистой линией словосочетания, в которых встречается тавтология, и пунктиром — словосочетания, в которых встречается плеоназм. Отредактируйте предложения.

1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.

2. На этой фирме есть свободная вакансия.

3. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.

4. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

5. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир — несколько брелоков с символами Петербурга.

6. Начав работу, мы не можем отступить назад и оставить её незавершенной.

7. Самое первейшее в работе исследователя — определение главных приоритетов.

8. В последние годы отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.

9. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания — 15 минут.

10. В большом зале горели настольные лампы в светло-розовых абажурах.

11. Самое лучшее освещение, придающее всем молодой, здоровый вид.

12. Самая высочайшая вершина мира — Эверест.

13. Одновременно можно наблюдать несколько Одновременных процессов.

14. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.

15. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.

 

2. Правила написания точных речей. Предварительное редактирование текста выступления

Для того чтобы речь была точной, необходимо соблюдать несколь­ко основных правил при написании и редактировании текста.

1. Нужно избегать двусмысленности:

а) многозначные слова в контексте должны прочитываться однозначно;

б) слова (фразеологизмы) должны быть употреблены в присущих им языковых значениях.

2. Необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов.

3. Следует избегать необоснованного употребления неологизмов и заимствованных слов (или пояснять их).

4. При редактировании текста также нужно обращать внимание сочетаемость слов и фразеологизмов. В научной речи также:

 

1) следует четко определять базовые и новые термины;

2) общие для ряда наук термины необходимо использовать только в значении, принятом для данной науки.

Вывод. Каждое слово в тексте должно быть понятно прежде всего самому говорящему (пишущему)!

Заимствование. Иноязычное слово; слово, заимствованное из другого языка.

Неологизм (от греч. neos — новый + logos — слово, понятие). Новое, недавно появившееся в языке слово или выражение; обычно его значение понятно не всем слушателям (читателям). Многие неологизмы по своему происхождению — заимствования.

Многозначные слова — слова, имеющие два и более лексических значения.

 

Задание 1. Подберите пример к каждому из значений слова. Обратите внимание на ударение существительного «полюс».

 

Значения слова «полюс» Примеры
1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. Прилежащая к этой точке местность До Гильберта о магнетизме Земли никто не подозревал, и притяжение южного черного конца магнитной стрелки к Северному полюсу Земли объяснялось в Средние века тем, что «железо направляется к северным звездам, так как ему сообщена сила полярных звезд, подобно тому как за солнцем следуют растения, например, подсолнечник»
2. Чего или какой. Точка, место наибольшего проявления чего-либо Для индивидуального обучения требуется поле огромного духовного напряжения, доверия и взаимопонимания между учителем и учеником, причем эти полюсы в равной степени необходимы друг другу. Учитель реализуется в ученике, ученик бессмыслен без учителя
3. Фиэ. Один из двух противоположных концов электрической цепи. Один из двух противоположных концов магнита, электромагнита Один из полюсов высокочастотного генератора соединен с почвой, другой — со стальными переплетами крыши теплицы. У магнита более всего светятся полюсы. Полюс землетрясений — многострадальное Чили; там ежегодно ощущают до 1000 подземных толчков
4. Перен. что-л., совершенно противоположное другому Местоположение магнитных полюсов Земли постоянно меняется из-за сложных и не совсем еще понятных процессов, идущих внутри земного шара. Сейчас Северный магнитный полюс движется к географическому северу со средней скоростью около 10 километров в год, но иногда бывает, что за день он отклоняется от своей средней позиции на 80 километров

Задание 2

Проиллюстрируйте каждое значение слова своим примером (предложением). Обратите внимание на ударение существительных «область», «цепь».

 

Значения слова «область» Примеры
1. Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.)  
2. Крупная административно-территориальная единица в России  
3. Чего или какая. Район, пространство, в котором распространено какое-л. явление, которое характеризуется чем-л.  
4. Обычно чего или какая. Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т. п.  

 

Значения слова «цепь» Примеры
1. Ряд металлических звеньев, продетых последовательно одно в другое (употребляется для связи, подъема и т. п.)  
2. Ряд, вереница кого-, чего-л. || Воен. Линия бойцов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. || Ряд гор  
3. Перен.; чего. Непрерывное следование одного за другим, последовательный ряд каких-л. явлений, событий  
4. Чего или какая. Спец. Устройство, состоящее из ряда соединенных элементов, образующих непрерывную линию, путь, а также схема, план такого устройства  

 

Задание 3

Прочитайте предложения и подчеркните слова, которые могут быть поняты неоднозначно. Отредактируйте предложения

1. Успешность выступления во многом зависит от аудитории.

2. Итак, сегодня вы прослушали лекцию о методике подготовки к выступлению.

3. Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятен, то возрастает риск инвестирования.

Задание 4

Определите, на чем основан юмористический эффект в мини-шутках К. Мелихана.

***

— Слышали, один джентльмен нашел за городом мину?

— Да, слышно было очень хорошо!

***

Один джентльмен попросил в аптеке пол-литра спирту.

— А рецепт у вас есть? — спросила аптекарша.

— Эх, милая, — сказал джентльмен, — был бы у меня рецепт, я бы сам сделал!

***

Одна дама остановила автомобиль и спросила сидящего за рулем джентльмена: —Свободен?

Джентльмен окинул ее взглядом и ответил:

— Нет. Женат.

***

— Как у вас батареи? Топят?

— Да. Уже весь дом затопило!

***

— Не знаете, который час?

— Кто не знает? Я не знаю?! Это вы не знаете!

***

Машина никак не заводилась. А он мечтал завести себе машину.

***

Сегодня ел картошку в мундире. Потом в мундире же пил чай.

 

Задание 5

Найдите и исправьте ошибку в рекламном тексте.

НАБОР ТЕКСТОВ на русском и латинском языках 1 страница текста от 1,5 р. (1800 печатных знаков) набор, печать текстов и фото, рефераты, запись CD, сканирование, создание фотоальбомов, WEB-дизайн, ксерокс, переводы, компьютеры. Тел.: 581-31-19

 

Заимствованные слова. С 1960 по 1985 год русский язык заимствовал 9 тысяч слов. С 1980 по 2000 год — около 30 тысяч.

Задание 6

Прочитайте текст. Определите значение слова «педант».

В прошлом веке, когда учитель читал ученикам «Евгения Онегина» о том, что Онегин был «ученый малый, но педант», он не останавливался на этом месте и шел дальше.

После революции учитель стал останавливаться на этом месте и объяснять ученикам, кто такой педант.

Сейчас учитель останавливается на этом же месте и говорит: «Педант — это совсем не то, что вы подумали».

(К. Мелихан)

Задание 7

Прочитайте рекламную статью и подчеркните заимствованные слова. Объясните значение подчеркнутых вами слов.

АО «Алояма Моторс», официальный дистрибьютор, расширяет региональную сеть и приглашает к сотрудничеству организации, желающие стать дилерами по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей, мотоциклов и силовой продукции (автономных электростанций, мотоблоков, газонокосилок, лодочных мотров и др.). Тел.: (095) 299-00-03, моб. 03-032 или 03-61.

(Известия, 17 июля 1997 г.)

 

Задание 8

Прочитайте тексты и подчеркните заимствованные слова. Объясните значение заимствованных слов.

Воскресное рандеву

Юная бизнесвумен и ее импозантный бойфренд, известный хакер по прозвищу Брейк, тет-а-тет вели беседу в кафе фаст-фуд. Она индифферентно жевала сандвич, он апатично ел хот-дог, закусывая его чизбургером. Бармен поставил компакт-дискс известным хитом — саундтреком к бестселлеру «Титаник». Зазвучала музыка. Бизнесвумен решительно посмотрела на своего визави и объявила, что в прошлый уик-энд видела его на презентации в компании юной топ-модели. «Адюльтер! В наших отношениях стагнация. Я больше тебе не нужна!» — внезапно зарыдала красавица, и по ее лицу потек мейкап. Бойфренд назвал ее слова гнусной инсинуацией: «То, что ты видела, не любовное рандеву, а всего лишь бизнес, промоушн новой компьютерной программы». Брейк клялся ей в любви, обещал отвести подругу в шикарный супермаркет или шоп, купить шубу эксклюзивного дизайна. Кроме того, он дал слово свозить ее в недельный шоп-тур по Европе и обещал быть ее вечным спонсором. Консенсус был достигнут. Хэппи-энд.

Черный пиар

Семен Калорийный — самая плохая кандидатура из всех возможных! Г-н Калорийный занимает последнее место в рейтинге кандидатов. И вот почему. У этого депутата репутация заядлого коррупционера. А его имидж? Никакой имиджмейкер не поможет скорректировать его. Пиджак секондхэнд, потертые джинсы, крашеные волосы. Он скорее похож на шоумена или тинейджера, чем на серьезного политика. Как будет он выглядеть на презентации? В офисе Калорийного не раз видели киллеров, рэкетиров и хакеров, которые, как сообщают достоверные источники, являются спонсорами его предвыборной кампании. В избирательный участок на него без конца поступают рекламации. Калорийный — экстравагантный, если не сказать экзальтированный, тип. Долгое время синергетика была его хобби. Кроме того, у него слабое здоровье, которому не поможет ни один хилер. Интроверт, страдающий инфантилизмом и ксенофобией.

Даже если предположить абсурдную ситуацию, что его изберут, он ничем не сможет помочь нам во время инфляции и эмиссий, дефолтов и форс-мажоров. У него нет мало-мальски серьезной экономической программы. И что в результате? Полная стагнация и апатия? Простой народ будет голодать, а истеблишмент и олигархи будут есть птифуры и икру на многочисленных фуршетах и банкетах. Он незамедлительно превратит политику в шоу. Долой Калорийного!

Найдите среди заимствованных слов задания 7-8 неологизмов.

Задание 9

Найдите ошибки в предложениях и определите их характер. От­редактируйте предложения.

1. Давайте сличим наши часы.

2. Вы сфотографировались на фотографии?

3. А теперь сказанное поясню словами.

4. Идем мы по минному полю — то он впереди, то я сзади.

5. На поле боя раздавались крики и стоны мертвецов.

6. Риэлтерские фирмы и люди в этих фирмах зарабатывают весьма приличные деньги.

7. И все это происходит на фоне любимой у средств массовой информации темы безумно криминального рынка недвижимости, регулярно раскручиваемой на все лады везде, где только можно и нельзя.

8. Наша страна построена руками народных сердец.

9. Окончив воспитание, Онегин пришел в общество.

10. Пушкин показывает воспитание Онегина, которое образовалось в результате! воспитания иностранным учителем.

11. В ней Горький раскрывает внутренний характер двух теорий.

12. Народ играл огромное влияние в ходе войны 1812 года.

13. Бегает Федотка в отцовском картузе до пят.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание 1. Подберите рекламные тексты, в которых содержатся заимствованные слова и неологизмы. Выпишите из словаря толкование их значения.

 

 

Задание 2. Прочитайте рассказ М. Зощенко, подчеркните заимствованные слова. Выпишите из словаря значение подчеркнутых вами слов.

 

М. Зощенко. Обезьяний язык

Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси — все, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой — беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.

Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились. Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами. Началось дело с пустяков.

Мой сосед, не старый еще мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

— Пленарное, — небрежно ответил сосед.

— Ишь ты, — удивился первый, — то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

— Да уж будьте покойны, — строго ответил второй. — Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался — только держись.

— Да ну? — спросил сосед. — Неужели и кворум подобрался?

— Ей-богу, — сказал второй.

— И что же он, кворум-то этот?

— Да ничего, — ответил сосед, несколько растерявшись. — Подобрался, и все тут.

— Скажи на милость, — с огорчением покачал головой первый сосед. — С чего бы это он, а?

Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:

— Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания... А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...