Стимулы влияют на поведение людей
Стр 1 из 15Следующая ⇒ ISBN 5-88662-032-X · © James D. Gwartney and Richard L. Stroup, "What Everyone Should Know About Economics And Prosperty", 1993 · © Авторизованный русский перевод: Институт национальной модели экономики, 1996 Издание является совместным проектом Института национальной модели экономики и The Fraser Institute, Canada <small><small>Руководители проекта М. Бутина и Ю. Кочетыгова. <small><small>Издание осуществлено KOLONNA PUBLICATIONS ОГЛАВЛЕНИЕ <big>Часть I. · Стимулы влияют на поведение людей · За все надо платить · Торговля всегда полезна · Препятствия торговле вредят · Доходы определяются производством · Четыре источника роста доходов населения · Личный доход есть вознаграждение за услуги, оказываемые другим · Прибыль побуждает бизнес работать на общественное благосостояние · Принцип "невидимой руки": рыночные цены направляют личный интерес на общее благо · Пренебрежение побочными эффектами
<big>Часть II. · Частная собственность: люди усерднее трудятся и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной · Свобода обменов: политические меры, препятствующие обменам, сдерживают экономический рост · Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать ресурсы и является постоянным источником прогрессивных нововведений
· Рынок капитала: чтобы рационально использовать свои ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в эффективные производства · финансовая стабильность: инфляция искажает ценовые сигналы и подрывает рыночную экономику · Низкие налоги: чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они производят · Свобода внешней торговли: страна выигрывает, продавая товары, которые производит дешево и покупая на эти деньги товары, которые ей производить дорого <big>Часть III. · Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые общество не может получить "на рынке", способствует благосостоянию всей страны, НО... · Государство - затычка не для каждой бочки. Оно не может быть использовано для исправления всех недостатков общества · Цена государственного налогообложения · Группы интересов могут использовать политический механизм государства, чтобы обирать налогоплательщиков и потребителей · Государство часто создает угрожающий экономике бюджетный дефицит · Перераспределение средств общества государством способствует их расхищению · Издержки перераспределения доходов намного превышают выгоды тех, кому предназначаются перераспределяемые средства · Централизованное планирование - всего лишь подмена власти рынка политической властью, ведущая к пустой растрате ресурсов и экономическому упадку · Конкуренция между властями так же важна, как и конкуренция между фирмами Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей · Конституционные нормы должны обеспечивать гармоническое сочетание демократии с крепкой экономикой <big>ПРИМЕЧАНИЯ</big> <big>ПРИЛОЖЕНИЯ</big> · СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ (Р. Строуп, Дж. Гвартни) - БИЛЛЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, который содействовал бы экономическому прогрессу Канады (Economic Bill of Rights)
· ЛЮДИ, ПРАВА И СВОБОДЫ (Г. Лебедев, ИНМЭ) - КОНСТИТУЦИЯ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ · ЛИБЕРАЛЬНАЯ ХАРТИЯ (В. Найшуль, ИНМЭ) <big>Часть I. · Стимулы влияют на поведение людей · За все надо платить · Торговля всегда полезна · Препятствия торговле вредят · Доходы определяются производством · Четыре источника роста доходов населения · Личный доход есть вознаграждение за услуги, оказываемые другим · Прибыль побуждает бизнес работать на общественное благосостояние · Принцип "невидимой руки": рыночные цены направляют личный интерес на общее благо · Пренебрежение побочными эффектами СТИМУЛЫ ВЛИЯЮТ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ Вся экономическая теория построена на постулате о том, что изменение стимулов воздействует на поведение человека вполне предсказуемым образом. Мы выбираем тот способ действий, который сулит нам больше выгод и меньше издержек. Это - основополагающий принцип экономической теории, но он действует и в других сферах жизни. Стимулы влияют на наше поведение практически везде, будь то коммерческая деятельность, ведение домашнего хозяйства или политические решения. Так, например, в области политики люди склонны оказывать поддержку тем кандидатам и тем мерам, которые сулят им личные выгоды, и бороться с теми, которые могут наносить им личный ущерб. В применении к рыночной экономике этот постулат означает, что потребители покупают больше товаров, когда цена падает, и меньше, когда она растет; производители же, напротив, поставляют больше товара, когда цена на него растет, и меньше - когда она падает. В результате и покупатели, и продавцы так реагируют на стимул - рыночную цену, что их действия балансируют спрос и предложение. Если покупатели желают приобрести товара больше, чем намерены предоставить продавцы, цена на него неизбежно вырастает. Более высокая цена уменьшает потребление и стимулирует производство, тем самым, уравновешивая спрос и предложение. И, наоборот, если потребители не желают покупать имеющееся в наличии количество товара, скапливающиеся у производителей запасы оказывают давление на его цену. В свою очередь, более низкая цена стимулирует потребление и тормозит производство товара до тех пор, пока спрос не уравновешивается предложением. (Разумеется, этот процесс не происходит в мгновение ока: требуется время, чтобы покупатели и производители в полной мере отреагировали на изменение цены.)
Важность стимулов может быть наглядно проиллюстрирована на примере роста цен на бензин в 70-х годах и реакции на это покупателей и продавцов. По мере того, как росли цены, потребители постепенно отказывались от путешествий, без которых можно было обойтись, объединялись для совместных поездок на работу, а со временем перешли на малолитражные автомашины. Одновременно производители нефти интенсифицировали разведку новых месторождений, увеличили объемы бурения новых скважин, а на старых - ради увеличения добычи - стали использовать технологию закачки воды. К началу 80-х годов эти совместные действия потребителей и производителей стали оказывать понижающее воздействие на цену сырой нефти. Стимулы воздействуют на поведение человека вне зависимости от форм экономической организации общества - социалистической, капиталистической или любой другой. Например, стекольные заводы бывшего Советского Союза одно время отчитывались за тоннаж произведенного листового стекла. Неудивительно, что большинство заводов гнало листовое стекло такой толщины, что через него было трудно смотреть. Когда правила стимулирования изменили и стали поощрять за площадь произведенного стекла, предприятия стали выпускать его таким тонким, что оно легко билось. Некоторые считают, что экономический анализ объясняет действия лишь эгоистичных, алчных материалистов. Это ошибка - экономический анализ имеет куда более широкую сферу применения. И эгоист, и альтруист скорее бросятся в бассейн, чем в водовороты Ниагары, чтобы спасти тонущего ребенка. И оба они скорее отдадут бедняку обноски, нежели свое выходное платье. ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ
За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс человечества открывает все более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона - человек все равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать. Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, - это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар - сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть "откуплены" у других направлений их использования. Издержки, затраты на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов. В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере, равной издержкам их производства, и, особенно, те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство. Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о "бесплатном образовании", "бесплатной медицине" или "бесплатном жилье". Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно - для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлеченные в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки "производства образования" есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки, с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило "за все надо платить" верно во всех случаях жизни. ТОРГОВЛЯ ВСЕГДА ПОЛЕЗНА Взаимная выгода есть основа любого добровольного обмена. Стороны соглашаются на обмен, рассчитывая на увеличение своего богатства. Торговля, под которой экономисты понимают всякий добровольный обмен, является производительной деятельностью: она позволяет каждой стороне получить больше того, что та имела.
Вот три основные причины, по которым торговля продуктивна, то есть увеличивает благосостояние людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|