Формирование целостности при восприятии и
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 При построении тонического ответа - построение и удержание позы тела В норме любые одномоментные воздействия на тело человека, одновременные надавливания на разные места тела, например, на руку, ногу и грудь, могут восприниматься одновременно. При нарушениях целостности протопатического восприятия мы получаем ответ только от одного места воздействия, второе место или игнорируется, или, при подключении второго воздействия, воспринимается, но не опознается и зачастую вызывает страх. Поэтому на данном этапе наша коррекционная работа направлена на сведение нескольких афферентационных воздействий в единый ответ – формирование афферентного синтеза. Ритмичные охлопывания тела. Это упражнение похоже на то, что описано выше, но здесь мы начинаем увеличивать время надавливания или ускорять ритм. Обжималки. Похоже на то, что описано выше, но здесь мы усиливаем воздействие и стараемся спровоцировать пациента на сопротивление. Можно, например, давать такие команды: «Вылезай!», «Освобождайся!», «Вставай!». Во время сопротивления пациент напрягается, а в его теле формируется целостный тонический ответ. Усиленный тонус стимулирует протопатическое восприятие. («Я тебя прижимаю крепко-крепко-крепко!») Иногда, в коррекционной работе при тоническом объединении, в случаях не сформированной или нарушенной целостности, возникают «телесные» страхи. Не провоцируя такие страхи, медленно разводим руки пациента, а затем отпускаем. Обычно, успокоившись, ребенок снова сам забирается к вам в руки или берет вас за руку и накладывает ее на себя – т.е. просит продолжения этой игры. Длительные надавливания на тело. Сначала мы действуем только на одно место тела, постепенно увеличивая время воздействия. Если длительное (1-2 минуты) надавливание на одно место уже не создает пациенту неприятных ощущений, включаем два места воздействия (например, на руку и грудь), три (на обе руки и ногу) и т.д.
Те же приемы отрабатываются в разных положениях тела: - лежа, сидя, стоя, – здесь важны изменения опор тела и сочетание их с воздействием на разные части тела, включая голову. В процессе работы мы наблюдаем постепенное становление внутренней схемы тела, в которой объединяются все наши внешние воздействия, включая опору. Кисть пациента, как наиболее чувствительную часть тела, постоянно прикладываем с надавливаниемк другим частям (плечу, локтю и т.п., включая все части головы и лица) и дожидаемся, когда пациент сможет вытянуть прижатую руку. Чтобы вытянуть руку, нужно, чтобы объединились ощущения от собственной руки, от места прикосновения, от собственной руки. Движение может быть простроено лишь в том случае, если удерживается протопатическое ощущение своей руки, – иначе это движение не случится, не получится. Две кисти прикладываем к разным частям тела. То же производим со ступнями ног. «Колено-плечо» - в положении ребенка на спине сгибаем ножки в коленях и ритмично надавливаем коленями на плечи ребенка; до тонического и эмоционального объединения. (В этом упражнении очень легко простраивается центральное зрение- прямой устойчивый взгляд даже у очень тяжелых аутистов). Со взрослыми это упражнение используем редко, поскольку возможно возникновение страхов. Так как с каждым повтором страхов становится меньше, допускаются все более плотные надавливания. Фиксационные зажимы. Крепко зажимаем любую часть тела пациента: пальцы, кистей и стоп, запястья, локти, лопатки, спину, грудь, живот, бедра, голени, колени, стопы, части лица и удерживаем фиксацию до целостного тонического напряжения всего тела. Зажимы нижней части тела ребенка, от таза, можно делать с отрывом от опоры, подняв ребенка в воздух. (Опорой для формирования позы становится таз ребенка, который сжимают руки педагога, а также вестибулярное восприятие головы).
«Освобождение». Наша цель – вызвать целостный ответ сопротивления сразу всего тела. Для ребенка - выползти из-под мамы (папы). Прижимать ребенка можно к полу, к стене, к лавочке и т.п. Проще почувствовать себя в том движении, которое идет с усилием. Зажимаем ребенка в позе на корточках: «поймали зайчика – не пустим, не пустим». Для взрослых – практически то же, но в задании могут принимать участие 2-3 человека, укладываясь сверху. Торможение фазных действий – перевод фазных быстрых движений в тонические – сопротивления движениям рук, ног; сопротивление движениям разгибания тела, вставания на ноги, протискивания и т.п. Дается команда: «Ты поднимаешь руку, а я тебе буду мешать! Ну, кто сильнее?» и т.п.
Простраивание опор тела Поза тела строится от опоры. Следует всегда усиливать сенсорные воздействия на все возможные опоры тела, в первую очередь, отрабатывая стопы и седалищные бугры. При простроенной опоре на стопы при стоянии или ходьбе у человека появляются раскачивающиеся, демпфирующие, движения в коленных и тазовых суставах. При не простроенной – движения ног производятся практически в одной плоскости (как у Буратино), все остальные степени свободы суставов (в том числе ротационные) заблокированы. Стопы. Дети. Ритмично, под песенку («Мишка косолапый», «Маленькие ножки шли по дорожке…»), стучать стопами по полу (лежа, сидя, стоя). Прижать стопу к опоре (к полу, к стене, к телу взрослого - стопа стоит плотно, пятки пальцы прижаты к опоре), надавливая на стопу с колена. Ходить босиком, или в обуви с тонкой подошвой, через которую ребенок будет чувствовать все шероховатости земли или пола. Массаж стоп можно использовать только после того как опора на стопы (афферентный синтез с опоры) была простроена. Взрослые – сидя на краешке стула (включаются и седалищные бугры) ритмично стучать стопой по полу, танцевать стопой. Команда: «Ваша нога плотно опускается в мягкий асфальт». Обнять землю. Лежа на животе. Колени максимально разводим в стороны, пятки осторожно прижимаем к земле. Руки – свободны, но лучше – движение обхватывания земли.Психолог, плотно надавливая вниз, прорабатывает все опоры. Точки воздействия давления: кости таза, колени, пятки, стопы, лопатки, плечи, локти, запястья и кисти рук.Надавливание не сильное, но продолжительное по времени.
В положении лежа на боку. Нижняя нога вытянута, верхняя согнута, колено выдвинуто вперед и вниз на опору. Усиливаем все опоры - боковая сторона нижней ноги, колено, щиколотка, боковая часть стопы - верхней, таз, плечо, опорная рука, - надавливая сверху. Седалищные бугры, таз. Дети – сидя на коленях родителей – верхом или с опорой на кости таза. Лучше – в игре с выведением ребенка из равновесия – «По кочкам, по кочкам - в ямку – бух!» и др. Взрослые – сидя на краешке стула ритмично стучать стопой по полу, танцевать стопой, высоко поднимая щиколотки или колени. Особенно эффективно поднимать и опускать сразу две ноги. Построение оси тела Построение оси тела – это включение в целостную работу уровня самых глубоких мышц позвоночника и постуральной мускулатуры туловища и ног. Вызвать шейные позно-тонические рефлексы, формирующие ось тела, легче всего, суммируя воздействия на тело снизу (от стоп, или от седалищных бугров, или от коленей) и сверху – от костей головы, от крупных суставов, от суставов кистей рук. Фиксационные зажимы. Здесь уже важен не любой двигательный ответ, а включение в ответ оси тела. Легче строится правильный ответ при использовании двух мест воздействия справа и слева – от двух рук, двух ног и т.п. Просим высвободиться, но не рывком, а медленно потянуть, простраивая напряжение от опоры. (Образ – кальмар, который вытягивает зажатое щупальце). Команда: «Почувствуй ноги на опоре. Тяни от ног» или «Тяни от попы». При правильном выполнении всегда включаются постуральные мышцы и ось тела. По опыту работы, «протягивание» формирование ощущения оси у пациента и психолога происходит практически одновременно - тоническое объединение взаимодействующих тел. Поэтому о включении оси пациента психолог может судить по себе, оценивая построение собственной оси тела.
Быстрее всего простраивается ось в парных зажимах запястьев обеих рук, выведенных вверх или максимально разведенных в стороны. Использовать можно пальцы рук и ног, кисти, запястья, локти, лопатки, спину, грудь, колени, плюсну, грудь, живот, части лица, и т.д. – везде, где возможна длительная фиксация ваших рук. Сначала делаем симметричные фиксационные зажимы – фиксируем одно и то же место и с левой и с правой стороны, например, указательные пальцы правой и левой руки, и просим вырваться, вытащить сразу два пальца. Потом – несимметричные, например правую кисть и левый локоть, палец правой ноги и палец левой руки и т.п. При зажимах одновременно таза и плеча – дожидаемся целостного тонического объединения в напряжении и ротационного движения позвоночника (пациент как бы выкручивается из ваших рук). В качестве дополнительной афферентации, при простраивании оси тела, можно использовать напряженный и максимально вытянутый вперед язык и/или вытянутые руки, перекрещенные перед грудью. В обоих случаях мы получаем дополнительную центрацию всего тела. Отталкивания – стоя или сидя на краешке стула двое упираются друг в друга чуть согнутыми руками. Опора на запястья. Команда: «Дави на меня». Мы не сталкиваем другого, а статично удерживаем его напряжение. Тоническое напряжение от мест взаимодействия сливается с напряжением от опоры – формируется (протягивается) ось тела. При задержке формирования оси можно использовать команду: «Толкай (дави) от ног» или «Толкай (дави) от таза». Толкаться (естественно медленно) можно не только руками, но и ногами, головой, плечами и т.п. Включение оси у пациента психолог считывает по себе. Протяжка. На основе практического опыта также было обнаружено, что плотное надавливание на кости черепа вызывает рефлекторное вытягивание всего позвоночника, включение оси. Упражнение выполняется в положении стоя - опора на стопы ног, или в положении сидя – опора на седалищные бугры. Одна рука – в области затылочного выступа, вторая рука – или на лбу, или на скулах, или на подбородке. Точное положение рук при этом не очень важно, обычно руки сами принимают форму, удобную для удержания головы, а голова ребенка естественно вкладывается в руки психолога. Давление производится в плоскости перпендикулярной оси тела, т.е. руки давят друг другу навстречу. От места воздействия тоническая активация, как будто растекается по позвоночнику, рефлекторно заполняя и вытягивая его.
В протяжке построение оси – включение, расслабление, протягивание мышц позвоночника – может начаться с любого места позвоночника, не обязательно с шейного отдела. Включение оси у пациента психолог считывает по себе. Автоматизация оси тела. Работа по автоматизации оси тела проводится только тогда, когда задержка построения оси в предыдущих упражнениях не превышает 10-20 секунд. Обозначение таза, плеч, головы. Ребенок, находится в свободном состоянии или чем-то занят – ходит, сидит, играет. Его родители плотно, но не сильно, прикасаются к тазу ребенка и удерживают его (оказывают несильное сопротивление движению и придавливание книзу) при всех его перемещениях. Если ребенок сбрасывает вашу руку, не настаиваем и отпускаем ее, а через короткое время снова сжимаем таз. Если ребенок выражает мощное возмущение, демонстрирует страх – прекращаем упражнение в этот день, а на следующий день его возобновляем. Снова до возмущения. Когда же ребенок во время игры, занятий уже чувствует ваши руки и это не вызывает у него резкого возмущения упражнение с тазом можно прекратить и перейти к такой же работе с плечами. Только после отработки плеч – то же производим и с головой. Раскачка на оси. Работаем под ритмичную музыку. Обозначаем плотным прикосновением голову ребенка, и просим ребенка медленно танцевать. Контролируем построение и удержание оси по себе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|