Социальная перцепция педагога
Есть некоторые факторы которые лишают правильно воспринимать и оценивать людей. Социальная перцепция – логическая форма познания личных особенностей себя и других людей -> рефлексия эмпатия -> связь между идентификацией -> уподобление себя другому. Рефлексия -> осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, некий вывод о другом человеке, его поступках (обобщение). - знание и понимание другого – своеобразный зеркальный процесс – зеркальных отражений друг друга, взаимоотражение внутреннего мира партнера, но в этом внутреннем мире отражается мой внутренний мир. Факторы мешающие взаимоотношению и оцениванию людей. 1 наличие установок, оценок, убеждений которые изменяются у наблюдателя до начала процесса восприятия. 2 стремление сделать преждевременное заключение о личности «готовое»-суждение. 3 безотчетное структурирование личности другого человека, в образ объединяющий определенные черты личности «не вписывается в воспринимаемый образ». 4 эффект «ореола» - первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне. Оценка человека переносится его отдельных качеств. 5 сформированные стереотипы -> формируется установка. 6 эффект «проецирования» - приписывание другому своих личностных и эмоциональных качеств, состояний. 7 «эффект» первичности – если мрачный (плохое самочувствие), первое впечатление преобладают негативные чувства, то есть первая услышанная или увиденная информация, оболочка или событие является существенный и малозначимый, влияет на отношение к другому. 8 отсутствие желания, привычки прислушаться к мнению других людей, отстаивание своего мнения, собственное впечатление на первом месте.
9 Отсутствие изменений в воспитании и оценках людей. Высказывание суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нём. 10 Эффект последний информации – если последняя негативная информация => может перечеркнуть прежнее мнение. Механизм межличностного восприятия: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия. Эффективность педагогической деятельности находится в зависимости от адекватности полноты понимания, знания учителя своих учеников, возможность достижения хорошего результата деятельности знания учеников. Стереотипы – одни из возможных механизмов межличностного познания. 6 групп (А. Реан) социально-перцептических стереотипов: 1 антропологические (строение тела, лица, оценка внутренних, психических качеств от особенности физического строения), 2 этнонациональные(психические качества приписываются его национальности, этнической группе («немец - педант», «южный темперамент», «хитрый еврей»), 3 социально статусные, 4 социально ролевые, 5 экспрессивно-эстетические, 6 вербально-поведенческие (речь, мимика, пантомимика, «отличник», «двоечник», хорошая успеваемость, «неблагополучные дети»). Р. Х. Шакуров межличностные отношения – основан механизм на потребности в социальном единении: «Бумеранг» - человек относится с симпатией к тем кто к нему относится с симпатией. Основа доверия и симпатии ученика к учителю. «Созвучие» - эмоциональное сближение начинается когда их мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения созвучны, близки. Тяготение друг к другу. Учитель живет интересами учеников. Сопереживание – эмоциональный отклик на состояние другого, проникается состраданием => уважение, близкие отношения. Эталон – оценка других через призму оценочных эталонов, влияние общественного мнения, референтной группы =>на основе эталона раздают идеалы важные в подростковом и юношеском возрасте.
Дефицит – природа авторитета, ценят те качества какие у других развиты наименее. Эмоциональное эхо – восприятие зависит от настроения хорошее – передается другому => возникает ощущение радости, счастья, покоя => улавливают ученики по выражению лица, слова, поступки. Содействие – межличностные отношения улучшаются, если один человек помогает продвижению другому => содействие или противодействие влияет на достижение цели и межличностного отношения. Это волевое опосредование отношений и между людьми => своевременная помощь учителя ученику. Упорядочение – четкие требования позволяют выполнить свою деятельность без всякого напряжения добиться успеха => к сплоченности, ясность понимания, продвижение в учении => результат. Познавательный интерес – межличностное отношение зависит от того насколько один человек становится интересен для другого, как удовлетворяет потребности в новизне информации => сближает учителя с учениками, испытывающими потребность в знании, рассказ о других людях. Красота – кто привлекателен физически. Вклад – отдавать другим свои собственные силы, чем больше любит ближних тем больше отдает, не требуя ничего в замен. Добро порождает добро, зло – зло. Адаптация – личность ко всему привыкает. Новый ученик вызывает раздражение. Но потом учитель к нему приспосабливается и не замечает отрицательных качеств. Катализ – основа любви – становится человек любимым =>вызывает у другого одновременное восхищение его внешностью, необычностью духовной жизни, эрудицией и др. «Свита» - психических качеств у людей – зависит от созвучия мысли, принятия физических качеств. Перенос – ищут сходство с другими людьми, напоминает кого-то.
Взаимоотношения педагога с учащимися. Это такая направленность друг на друга, которая обуславливает их взаимопонимание, приводя к взаимной коррекции поведения и меняя установки личности общающихся на цели и задачи совместной деятельности, реализуемой в процессе обучения. - взаимоотношения выражают различные аспекты взаимодействия: эмоциональный, волевой, когнитивный и практический. Они играют решающую роль в формировании психического контакта между людьми, доносящими информацию от человека к человеку.
- в процессе обучения предполагается установление таких взаимоотношений, которые способствуют успешному обучению и воспитанию, хорошо учиться. - цель личности – устанавливать наиболее благоприятные взаимоотношения – внешние практические связи. - благодаря ним личность обретает – относительную активность, самостоятельность, человек меняет свою природную сущность. Сотрудничество учителя с учащимися такое взаимодействие в процессе которого педагоги и ученики стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая интересы друг друга, как свои собственные и добровольно проявляя активность => успех обучения при организации сотрудничества. Сотрудничество помогает личности раскрыть себя. Л. С. Выготский – обучение достигает эффекта, когда педагог умело руководит деятельностью ребенка. Н. А. Березовин и Я. Л. Коломинский стили общения с учениками - активно положительный - ситуативный - пассивно положительный - пассивно отрицательный - активно отрицательный. 2 вида взаимоотношения – учителя с учащимися – конъюктивные и дизъюктивные. Первые основаны на согласии, единении, проявляются как сотрудничество. Им свойственно раскованность, уравновешенность, почтительность, спокойствие, ровный тон, шутки, самокритика, самоирония, отсутствие дистанции в контакте, взаимопомощь. Вторые – наличие социальной дистанции, повышенная интонация, окрики, неучтивость, грубость, занижение оценки деятельности, неумение поддержать ученика – учителя и т.д. В процессе взаимоотношений и общения преподавателя со студентами может складываться в 2 крайних вариантах: 1 взаимопонимание – слаженность выполнения ученической деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга. 2 разлад отчужденность – неспособность понять и предугадывать поведение друг друга => появление конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|