Понятие процедуры эмиссии ценных бумаг
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету «Организация деятельности КБ» «Эмиссионные операции Выполнил: Студент группы ФКЗ/611-4 Хисматова Светлана Александровна Проверил: Ст. пр. Бетина Л.М. Москва 2010г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3 1. Понятие процедуры эмиссии ценных бумаг. 5 2. ВИДЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 17 3. ПОРЯДОК ВЫПУСКА АКЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ. ЭТАПЫ ЭМИССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 42
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью - маржой. Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах. К банковским услугам относятся: кредитование юридических и физических лиц; операции по вкладам; валютные операции (только уполномоченные банки); операции с драгоценными металлами; выход на фондовый рынок и Forex; ведение расчётных счётов хозяйствующих экономических субъектов; обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные; ипотека; автокредитование и др.
Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляет Центральным банком России (Банком России), который выдает лицензию (разрешение) на деятельность банка и тем самым, поручившись за законность, правомерность и надежность его работы, осуществляет контроль. Одно из важных направлений деятельности банка - работа на рынке ценных бумаг в качестве как посредника, так и эмитента. В соответствии с Российским законодательством государственной регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от величины выпуска и числа инвесторов. Регистрирующими органами выступают Департамент контроля за деятельностью крупных организаций на финансовых рынках, Банк России его территориальные учреждения, на которые возложена регистрация в пуска ценных бумаг кредитных организаций. В курсовой работе рассмотрим эмиссионные операции коммерческих банков. В первой главе рассмотрим понятие процедуры эмиссии ценных бумаг. Вторая глава посвящена видам банковской деятельности на рынке ценных бумаг. Выпуск банком собственных ценных бумаг освещен в третьей главе. Информационной базой при написании работы послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы, касающихся эмиссионных операций коммерческих банков, учебные пособия по банковскому делу и банковским операция, учебные пособия по организации деятельности коммерческих банков, а также статьи из банковских журналов.
Понятие процедуры эмиссии ценных бумаг
Эмиссия ценных бумаг – установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
− закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» формы и порядка; − размещается выпусками; − имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.[1] Цели эмиссии, проводимой банками: − привлечение средств для формирования или увеличения уставного капитала банка соответственно требованиям ЦБ РФ; − создание механизма формирования рыночных цен на акции и облигации банка; − формирование ресурсной базы банков за счет выпуска долговых ценных бумаг; − повышение ликвидности банка, баланса банка; − укрепление имиджа банка как надежного, финансово стабильного кредитного института; − оформление организационно-правового статуса банка в качестве акционерного общества; − предоставление дополнительных услуг клиентам на основе выпуска обращающихся инструментов рынка ценных бумаг, расширяющих возможности инвестирования; − секьюритизация активов. Эмиссия банком ценных бумаг имеет ряд особенностей: − в качестве регистрационного органа выступает Банк России и его учреждения; − к банкам как эмитентам предъявлены дополнительные требования, определяющие удовлетворительность их финансового состояния; − наличие накопительного счета, концентрация средств эмитента на нем до регистрации итогов выпуска.[2] Упомянутые действия по размещению ценных бумаг объединяются в ряд этапов, которые и образуют процедуру эмиссии ценных бумаг. В общем случае процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы (п. 1 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ): − принятие решения о размещении ценных бумаг; − утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; − государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; − размещение ценных бумаг; − государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В случае размещения акций при учреждении акционерного общества, а также в случае размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, за исключением реорганизации в форме присоединения, государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Указанные отличия объясняются особенностями эмиссии ценных бумаг в упомянутых случаях.[3]
Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг находятся между собой в определенной логической последовательности. Нарушение этой последовательности в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 39-ФЗ признается недобросовестной эмиссией и является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся.[4] Решениями о размещении ценных бумаг являются решения, определяющие порядок и основные условия размещения ценных бумаг и являющиеся основанием для их размещения. К таким решениям относятся: − договор о создании (решение единственного учредителя об учреждении) акционерного общества; − решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций; − решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций; − решение о дроблении акций; − решение о консолидации акций; − решение о внесении в устав акционерного общества изменений и (или) дополнений в части прав, предоставляемых привилегированными акциями; − решение о размещении дополнительных акций, в которые осуществляется конвертация ранее размещенных привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа; − договор о слиянии акционерных обществ; − договор о присоединении одного акционерного общества к другому акционерному обществу;
− решение о реорганизации акционерного общества в форме разделения; − решение о реорганизации акционерного общества в форме выделения; − решение о преобразовании юридического лица в акционерное общество; − решение о размещении облигаций; − решение о размещении опционов эмитента. Решение о размещении ценных бумаг принимается уполномоченным органом (лицом) эмитента. Орган управления эмитента, принимающий решение о размещении ценных бумаг, определяется в соответствии с компетенцией органов управления эмитента, установленной ГК РФ, федеральным законом, регулирующим деятельность юридического лица в определенной организационно-правовой форме, и уставом (учредительными документами) эмитента. В общем случае решение о размещении ценных бумаг принимается общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом) эмитента. Орган управления акционерного общества, принимающий наиболее важное решение о размещении ценных бумаг — решение об увеличении уставного капитала, определяется, в том числе, в зависимости от способа увеличения уставного капитала и способа размещения акций. Так, решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров, а решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций — общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если в соответствии с уставом акционерного общества ему предоставлено право принимать такое решение (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ)). При этом в ряде случаев решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, а также решение о размещении ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества. Такими случаями являются: а) размещение дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 208-ФЗ); б) размещение путем открытой подписки дополнительных обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций (абз. 1 п. 4 ст. 39 Федерального закона № 208-ФЗ);
в) размещение путем открытой подписки ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций (абз. 2 п. 4 ст. 39 Федерального закона № 208-ФЗ). Согласно абз. 3 п. 2 ст. 28 Федерального закона № 208-ФЗ в случае если решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций принимается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, такое решение должно быть принято единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В общем случае решением о размещении ценных бумаг должны быть определены: − вид, категория (тип) размещаемых ценных бумаг; − количество размещаемых ценных бумаг и номинальная стоимость каждой размещаемой ценной бумаги; − способ размещения ценных бумаг; − цена размещения ценных бумаг, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг; − форма оплаты ценных бумаг, размещаемых посредством подписки. Решением о размещении ценных бумаг также могут быть определены иные условия размещения ценных бумаг.[5] Под способом размещения ценных бумаг понимается совокупность правил и норм, определяющих основные (базовые) условия размещения ценных бумаг. Смысл определения способа размещения ценных бумаг состоит в следующем: ценные бумаги одного и того же вида, категории (типа), размещаемые одновременно (в один и тот же период времени) и образующие один и тот же выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг (то есть предоставляющие их владельцам одинаковый объем прав), должны размещаться одним и тем же способом и не могут размещаться двумя или более способами. Способами размещения акций являются: а) распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем); б) распределение акций среди акционеров; в) конвертация; г) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка; д) приобретение, в том числе возмездное приобретение; е) обмен на акции акционерного общества, созданного в результате преобразования, долей (паев) преобразованного в акционерное общество хозяйственного общества. Способы размещения облигаций и опционов эмитента: а) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка; б) конвертация. Решение о выпуске ценных бумаг является документом эмитента, содержащим данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой (ст. 2 Федерального закона № 39-ФЗ). Таким образом, основной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является установление объема прав, предоставляемых ценной бумагой ее владельцу. В этом смысле решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является правоустанавливающим документом, который подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в части объема прав по ценной бумаге, установленных этим решением (п. 3 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ). Следует обратить внимание на то, что права, закрепляемые акциями, определяются не только решением о выпуске (дополнительном выпуске) акций, но и содержатся в уставе акционерного общества — эмитента таких акций (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 208-ФЗ). При этом требования устава акционерного общества являются обязательными для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами. Акцией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (ст. 2 Федерального закона № 39-ФЗ). Акционеры - владельцы обыкновенных акций акционерного общества могут в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и уставом акционерного общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации акционерного общества - право на получение части его имущества (п. 2 ст. 31 Федерального закона № 208-ФЗ). Каждая обыкновенная акция акционерного общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав. При этом согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона № 208-ФЗ номинальная стоимость всех обыкновенных акций акционерного общества должна быть одинаковой. Таким образом, объем прав, предоставляемых обыкновенными акциями, определен однозначным образом законом и не может быть изменен ни решением о выпуске (дополнительном выпуске) обыкновенных акций, ни уставом акционерного общества. Иная ситуация с правами, предоставляемыми привилегированными акциями. В отношении привилегированных акций в уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации акционерного общества (ликвидационная стоимость). Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям могут быть определены в твердой денежной сумме, в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций или в виде порядка их определения (п. 2 ст. 32 Федерального закона № 208-ФЗ). Если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определен размер дивиденда, уставом акционерного общества должна быть также установлена очередность выплаты дивидендов по каждому из них, а если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определена ликвидационная стоимость, - очередность выплаты ликвидационной стоимости по каждому из них. Также уставом акционерного общества может быть предусмотрена конвертация привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов по требованию акционеров - их владельцев или конвертация всех привилегированных акций этого типа в срок, определенный уставом акционерного общества. В этом случае уставом акционерного общества должны быть также определены порядок конвертации, в том числе количество, категория (тип) акций, в которые осуществляется конвертация, и иные условия конвертации (п. 3 ст. 32 Федерального закона № 208-ФЗ). Таким образом, объем прав, предоставляемых привилегированными акциями, существенным образом зависит от соответствующих положений устава акционерного общества и должен определяться в решении о выпуске (дополнительном выпуске) привилегированных акций в точном соответствии с этими положениями. Учитывая важность и значение этого документа для эмитента, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подлежит утверждению уполномоченным органом управления эмитента и должно быть подписано уполномоченными лицами. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Абзацем 1 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ установлено, что решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг при размещении ценных бумаг при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении (п. 2.3.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс). Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено после государственной регистрации созданного юридического лица и до представления документов в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и скрепляется печатью эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с обеспечением, предоставленным третьим лицом, должно быть также подписано лицом, предоставившим такое обеспечение (абз. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ). В общем случае в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно содержать: − полное наименование эмитента, место его нахождения; − дату принятия решения о размещении ценных бумаг; − наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении ценных бумаг; − дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; − наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; − вид, категорию (тип) ценных бумаг; − права владельца, закрепленные ценной бумагой; − условия размещения ценных бумаг; − указание количества ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске); − указание общего количества ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее (в случае размещения дополнительного выпуска ценных бумаг); − указание, являются ценные бумаги именными или на предъявителя; − номинальную стоимость ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с обеспечением должно также содержать сведения о лице, предоставившем такое обеспечение, и об условиях такого обеспечения. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением должно также содержать указание даты, на которую составляется список владельцев указанных облигаций для исполнения эмитентом обязательств по таким облигациям. При этом такая дата не может быть ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям. К решению о выпуске документарных облигаций также прилагается описание или образец сертификата таких облигаций. Таким образом, еще одной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является определение условий размещения ценных бумаг. Учитывая, что основные (базовые) условия размещения ценных бумаг, включая способ размещения, определяются эмитентом в решении о размещении ценных бумаг на первом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть утверждено на основании и в соответствии с решением об их размещении (п. 2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс). Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг составляется в трех экземплярах. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг один экземпляр остается на хранении в регистрирующем органе, а два других экземпляра выдаются эмитенту. В случае если ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента осуществляется регистратором, а также в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением один экземпляр решения о выпуске (дополнительном выпуске) именных ценных бумаг или решения о выпуске документарных облигаций с обязательным централизованным хранением передается эмитентом на хранение регистратору или депозитарию, осуществляющему обязательное централизованное хранение (п. 4 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ). Зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является открытым (публичным) документом. Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ эмитент и (или) регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, по требованию заинтересованного лица обязаны предоставить ему копию решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг за плату, не превышающую затраты на ее изготовление.[6]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|