Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования




 

Необходимость широкого внедрения средств информатизации в общественную практику ставит ряд проблем, связанных, в частности, с оптимизацией систем "человек - компьютер". В этом случае требуется учет компонентов человеческого фактора, таких, как личностные особенности и характеристики мышления учащихся, педагогов и методистов. Поскольку ключевым механизмом взаимодействия мышления и личности является рефлексация, то особый интерес представляет рассмотрение их рефлексивного развития, которое трактуется нами в виде хронотопа - специфически функционирующей в определенной временной структуре развертке структуры взаимосвязи содержаний и смыслов сознания человека, раскрывающихся в процессе разрешения им проблемно-конфликтных ситуации.

Информатизация высшей, средней и профессиональной школы, по существу, означает начало революционных преобразований в области образования, сравнимого разве что с введением Я.А. Каменским предметного принципа преподавания научных дисциплин в школе.

Возникает законный вопрос: влияет ли (а если да, то в какой мере) информатизация обучения на развитие мышления и на воспитании личности учащегося? Нетрудно представить себе, что в недалеком будущем человека будет окружать "компьютеризованная экология" на работе, в учебе, в быту. В связи с этим всевозрастающим насыщением сфер общественного производства, управления, науки, образования и быта вычислительной техникой и ее усовершенствованием, очевидно, что, кроме всего прочего, понизится возрастной порог овладения в школе компьютерной грамотностью и значительно расширится удельный вес занятий с использованием ПЭВМ. Отсюда следует, что проблемы психологического изучения влияния информатизации образования на умственное развитие учащихся необходимо рассматривать в перспективе, т.е. с учетом имеющейся налицо и ясно обозначающейся объективной тенденцией возрастающего влияния информатизации как на жизнь общества в целом, так и на обучение, в частности. С этой точки зрения информатизация представляет собой не что иное, как одну из линий социализации психического развития человека в условиях современной научно-технической революции. В силу этого ИКТ является постоянно действующим, всевозрастающим, необратимым и немаловажным фактором умственного развития школьника, обучающегося в "дошкольную эру", с теми закономерностями, которые обнаруживаются в условиях компьютеризованного мышления по сравнению с некомпьютезированным. Если информатизацию понимать в узком смысле и сводить ее только лишь к введению еще одного курса в систему предметов обучения, то компьютеризованное мышление стоит рассматривать как еще одну разновидность "учебно-предметного" мышления, аналогично "математическому", "физическому", "биологическому" мышлению. Несколько шире компьютеризованное мышление можно трактовать как вид профессионального мышления программиста, аналогично мышлению ученого, инженера и. т.п. В пределе же оно представляет важную составляющую и органическую часть культуры умственного труда, все то, что она влечет позитивного и негативного для развития мышления и воспитания личности. Важно как можно больше нейтрализовать негативное и одновременно сформировать, усилить и развить позитивное.

Виды профессионального мышления современного человека, взаимодействующего с ЭВМ, можно дифференцировать в диапазоне, задаваемом двумя полярными отношениями человека к компьютеру: условно назовем их "спекулятивным" и "авангардным". В первом случае мы имеем дело с человеком, который негативно относится к самой идее информатизации жизни общества) хотя он и пользуется информацией, которую сегодня нельзя уже получить независимо от различного рода общими спекуляциями, призывая, в принципе, отвергнуть и остановить процесс компьютеризации.

Во втором случае мы имеем дело с человеком, увлеченным такой ценностью современной культуры и техники, как компьютеризованное обучение, и энергично проводящим это в жизнь, добиваясь включения новых средств ИТ. в современную культуру в качестве ее полноправного, перспективного и органичного компонента.

Между этими двумя полюсами располагаются следующие три профессиональные позиции - операторская, программистская, системная реализация каждой из которых требует специфических форм мышления. Реализация наиболее простой операторской позиции заключается в умении человека оперировать компьютером при визуальном контроле с опорой на информацию, предоставленную на экране.

Широкое внедрение компьютеров в практику производства и образования, выдвигает более высокие требования к организации мыслительной деятельности, но и создает качественно новые условия для развития мышления учащихся. Вряд ли будет преувеличением сказать, что при этом вызываются к жизни и активно задействуются такие пласты мышления и даже личности человека, которые в "докомпьютерную эпоху" было трудно представить себе явно.

С психолого-педагогической точки зрения можно выделить несколько линий таких изменений.

В - первых, функционирование и развитие мышления осуществляется в упорядоченной экологически искусственной среде, при задействовании сенсомоторного интеллекта. Происходит целенаправленное диалогическое взаимодействие человека с компьютеризированной экологией.

Во-вторых, осуществление деятельности по программированию во взаимодействии с ЭВМ сказывающееся и на его личности. Развивается в общении не только людьми, но и с компьютером.

В-третьих, использование ЭВМ для повышения эффективности своей профессиональной деятельности за счет решения им подлежащих алгоритмизации задач на компьютере создает новые, радикальные условия для культивирования у себя личных типов рефлексии (интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, эксклюзивной, экзистенциальной). Это связано с тем, что привлечение компьютера для решения задач человеком - пользователем ЭВМ, позволяя фиксировать различные этапы и промежуточные результаты поиска решения задач, обеспечивает как бы экспликацию на дисплее особенностей протекания мыслительного процесса, объектируемого в символически - компьютеризованной форме.

Таким образом, создаются радикально иные условия для культивирования рефлексии в режиме тотального, параллельного слежения за дисплейно-программируемой разверткой осуществляемого процесса решения. Более того, постоянная возможность контроля, корректировки, оптимизации тех или иных фрагментов программы решения обеспечивает предельно активное осуществление рефлексии в этом мыслительном процессе, опосредованном диалогом с ЭВМ. Компьютеризованное мышление (в отличие от некомпьютезированного) является в большей степени производно определяемым фактором социального разделения труда и выступает в совершенно новом качестве, как индивидуально проявляющееся.

Иначе говоря, в современной культуре возникает принципиально новый тип "компьютеризованной" личности, который становится все более массовым и тем самым требует специального научного, в том числе психологического изучения. Мышление этой личности нового типа помимо указанных выше новых качеств (производных от компьютеризации) - компьютерной кооперативности и телекоммуникативности - характеризуется также новым стилем рефлективности. Этот рефлексивный стиль формируется в процессе овладения человеком всеми сложившимися к настоящему времени режимами работы с компьютером, игровым, экспериментным, обучающим, программно-творческим.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...