Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы для индивидуальной работы

Тема 4. Общение как форма взаимодействия. Социальная перцепция

(аудиторная работа – 2 часа)

 

«Мы, люди, склонны не только воспринимать себя благоприятным образом, но и преподносить себя другим в желаемом свете».

Дэвид Майерс

Вопросы для группового обсуждения на занятии:

1. Что представляет собой социальная перцепция? В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия? От чего зависит, чем определяется эффективность процесса социальной перцепции?

2. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения? Какие из них наиболее важны для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

3. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе? Какую роль в социальной перцепции играет образ?

 

Ключевые слова

Эффекты перцепции: эффект ореола (галла-эффект), первичности (схема первого впечатления), новизны (свежести), усреднения, проекции, авансирования, стерепитизации (физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм).

Аттракция, идентификация, эмпатия, социальная рефлексия.

Каузальная атрибуция, ошибки атрибуции: фундаментальные (ложное согласие, неравные возможности, доверие фактам, чем суждениям, ложные корреляций, игнорирование информационной ценности неслучившегося), мотивационные ошибки (приписывание внутренних – внешних, стабильных - нестабильных причин).

 

Задания к семинару

 

Задание 1. Успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность.

В материалах для индивидуальной работы представлены фрагменты повести В. Крапивина, показывающие примеры взаимодействия обучающихся и педагогов школы. Проанализируйте данные тексты и ответьте на вопросы:

· Какие механизмы и эффекты социальной перцепции встречаются в тексте? Приведите конкретные примеры. Как соотносятся между собой перцептивные ситуации и механизмы социальной перцепции?

· Какие ошибки атрибуции можно встретить в приведенном тесте? Приведите примеры их проявления.

· В чем сходство и различие таких механизмов социального познания, как идентификация и эмпатия? Какие установки препятствуют развитию эмпатийности? Какие факторы влияют на формирование способности к социальной рефлексии?

Подготовьтесь обсуждать данное задание УСТНО в группах

Задание 2 (письменно). Педагогические стереотипы существуют и играют определенную роль в познании педагогом личности учащегося. Ответ на вопрос «плохо это или хорошо» вряд ли может быть простым и однозначным.

· Проанализируйте учебный текст рекомендуемой литературы (Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология) и на основе полученной информации разработайте памятку-рекомендацию для учителей по влиянию стереотипов на продуктивность педагогической деятельности.

Задание 3 (письменно). Поведение и внешние признаки наблюдаемого человека являются текстом, с помощью которого мы транслируем некоторый авторский замысел: свое состояние, чувства, отношения, мнения и другое. Эффективность прочтения этого текста зависит не только от проницательности и перцептивной умелости других, но и от того, насколько мы умеем себя подавать. Имидж является наиболее эффективным способом самоподачи. Подготовьте текст-сообщение опираясь на следующие вопросы:

· Что представляет собой имидж учителя? Каковы его составляющие?

· Отчего зависит успех профессионального имиджа? Как происходит эффективная самоподача? Существует ли связь между самоподачей и самовосприятием?

· Как можно построить модель имиджа педагога вашей специальности. Докажите ее значимость и правомерность существования.

 

Задания для углубленного изучения темы

 

1. Внешний образ учителя не всегда не совпадает или не соответствует его внутреннему образу, в результате чего происходит «разрыв достоверности». Приведите примеры из художественной литературы иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека. Проанализируйте причины разрыва и аргументируйте свои ответы подкрепляя их научными исследованиями.

2. В педагогической и научной литературе формирование личности учителя как человека-творца рассматривается в тесном единстве с понятиями педагогический артистизм и имидж педагога. Чем отличается, на ваш взгляд, педагогический артистизм от педагогического имиджа? Приведите свои примеры, утверждающие или опровергающие эти положения.

Материалы для индивидуальной работы

Крапивин В. Колыбельная для брата. Повесть М. -2001

***

В школу надо было идти в форме. Несмотря на жару. В других школах было не так строго: разрешали ходить без курток, но там, где учился Кирилл, появилась новая директорша и завела железный порядок. Это была дама крупных размеров, с громким голосом и суровым нравом, хотя порой хотела казаться добродушной. С первого дня она получила от старшеклассников прозвище "Мать-генеральша"...

До школы Кирилл нес куртку под мышкой. На душе было весело. В квартале от школы Кирилл догнал длинного Климова и хлопнул его курткой по спине.

- Привет, сказал Климов. Не дерись, будь воспитанным ребёнком хотя бы перед лицом учителей.

- Кого?

- Вон Вера Сергеевна идёт.

- Она же спиной к нам, а не лицом,- рассудил Кирилл.- Давай догоним.

Они с двух сторон обогнали невысокую седоватую математичку и разом сказали:

- Здрасте. Вера Сергеевна!

- Здравствуйте... А, Векшин и Климов!

- Дайте, я ваш портфель понесу,- сказал Климов.

- Буду весьма благодарна.

- Ого, весу-то... Наверно, наши тетрадочки?

- Ваши... Но лично вашей тетради, Климов, я не нашла и крайне этим озадачена. Вы не сдали работу?

- Увы,- сказал длинный Климов.

- Почему же? Я не верю, что вы не сумели решить.

- Я и не пытался, Вера Сергеевна, вздохнул Климов.- Совершенно не о том были мысли.

- Если не секрет, о чём же они были?

- Не секрет, но трудно объяснить... Кажется, о смысле жизни.

- Ну и... отыскали смысл?

- Увы,- опять сказал Климов.- И от огорченья подумал: пускай уж лучше двойка.

- Жаль,- сказала Вера Сергеевна.

- Ничего, я до конца четверти исправлю.

- Жаль, что не доискались до смысла жизни. А ставить двойку я вам не собираюсь. Даже не имею права.

- Почему?- искренне удивился Климов.

- По ряду причин. Самая простая та, что эта работа была внеплановая, сверх программы, я её дала вам для проверки. Так что ставить двойки я не могу... Хорошие оценки - другое дело. Вот, например, как пятёрка Векшина...

- Ой, правда?!- возликовал Кирилл.

- Разумеется. А почему вы удивляетесь?

- Можно подумать, у меня каждый день пятёрки по математике,- засмеялся Кирилл.

- Это зависит от вас... У вас хорошие аналитические способности, но не всегда хватает дисциплины в работе... А вот Климов меня весьма огорчил.

- Я не способен к математике,- сказал Климов.

- Вы же в прошлом году участвовали в районной математической олимпиаде!

- Да. А сейчас я эту науку разлюбил.

- Тем более я не могу ставить вам двойку. Потому что не сумела воспитать в вас прочную любовь к своему предмету,- усмехнулась Вера Сергеевна.- Здесь двойку заслужила скорее я.

- Это вы шутите,- сумрачно сказал Климов.

- Не совсем... А вы в свою очередь не совсем серьёзны.

- Почему же...

- Потому что нельзя разлюбить науку, которую вы ещё не знаете. Ваши некоторые успехи в прошлом году настроили вас бодро, а столкнувшись со сложностями, вы разочаровались...

- Ну, да... Но это лишь одна из причин.

- Возможно. Боюсь только, что не самая малая... Я вспоминаю своего старого преподавателя французского языка. Это было, естественно, во времена, которые кажутся вам доисторическими. Так вот, я ему как-то сказала, что терпеть не могу "этот ужасный французский". Он засмеялся: "Голубушка, вы сначала выучите его, а потом решайте. Чтобы любить или ненавидеть какой-либо предмет, надо его знать..." Потом, когда я читала в подлиннике Стендаля, я уже не испытывала ненависти к французскому...

- Стендаль - это хорошо,- сказал Климов.- Но диссертации по математике никто не читает как романы.

- Разумеется. Но математика помогает постигать жизнь, не менее чем это делает искусство... А жизнь у вас, Климов, к счастью, впереди.

- Вера Сергеевна,- с чувством сказал Климов.- Следующую работу я обязательно сдам.

- Вы меня очень обяжете. Тем более что это будет уже плановая контрольная.

- Я не ради оценки. Я и на олимпиаду пойду, так и быть.

- Так и быть не надо. Раз вы разочаровались в математике...

- Я не ради математики. Я ради вас,- брякнул Климов.

Вера Сергеевна подняла брови. - Да? Стоит ли?.. Впрочем, для начала можно и так... Ну, мы пришли, дайте портфель. Спасибо.

***

Вернуть в класс успели почти всех. Не хватало человек семи, но это не имело значения: виновники были на месте. Седьмой "В" сдержанно возмущался. Возмущаться громко не решались, потому, что в дверях, сложив руки на могучей груди, стояла директор Анна Викторовна.

- Пятница - тяжелый день,- сказал длинный Климов, устраиваясь на задней парте.

Ева Петровна хлопнула о стол первым томом "Графа Монте-Кристо", который отобрала на предпоследнем уроке у рыжего, круглолицего Витьки Быкова по прозвищу Кубышкин.

- Книга-то не моя! - сказал Кубышкин, и все привычно засмеялись. Считалось, что Кубышкин говорит только смешное.

- Тихо! Все сели по местам! Прекратить разговоры!.. Анна Викторовна, вы сами скажете?

- Говорите вы,- величественно разрешила директор.

Ева Петровна скорбно кивнула и оглядела притихшие ряды. - Конечно,- произнесла она, - я ни дня больше не останусь у вас руководителем. Но прежде, чем уйти, я должна разобраться в этом позорнейшем происшествии. Это мой долг.

Девчонки торопливо зашушукались. Они считали своей обязанностью уговаривать Еву Петровну не бросать их, когда она очередной раз заявляла об отставке. Сейчас, однако, Ева Петровна не стала слушать жалобных уверений в любви и преданности. Она еще раз подвергла испытанию на прочность несчастного "Графа" и потребовала:

- Встаньте, кто был задержан в гардеробной преподавателей.

Четверо встали. Куда деваться-то? Все равно портфели отобраны.

- Та-ак... - сказала Ева Петровна. Она покивала, взялась двумя руками за худой подбородок и обвела стоявших укоризненно - проницательным взглядом. Трое опустили глаза.

- Ну, так что, Векшин, - произнесла Ева Петровна почти доброжелательно. - Может быть, признаться сразу? Пока есть время исправить ошибку...

- В чем признаться?- спросил Кирилл и подумал, что у Евы Петровны глаза странного цвета: как пыльная трава.

- Ты не знаешь, в чем?

- Не знаю,- честно сказал Кирилл.

- Ну, хорошо... Что вы делали в учительской раздевалке?

Кирилл улыбнулся. Чуть-чуть. Даже досада его сразу прошла. В самом деле, смешно: признаваться в том, что все знают.

- Мы прятались от завуча Нины Васильевны, - сказал он.

- Зачем же прятались?

- Она загоняла нас в хор.

Анна Викторовна колыхнулась у дверей. - Что значит "загоняла"? Ты соображаешь, что говоришь?

Кирилл опять ощутил едкую досаду. - Соображаю, - сказал он. - Она стояла у выхода с учителем пения, хватала всех и отбирала дневники, если кто записан в хоре и не хочет идти.

- И вы решили обмануть завуча и учителя,- словно подводя итог, произнесла Ева Петровна.

Кирилл пожал плечами.

- Странно, что ты не хочешь ходить на занятия,- мягко сказала Ева Петровна. - Почему? Ты же любишь петь.

- Я не люблю, когда меня заставляют. Хор - это не уроки. Это добровольное дело.

Анна Викторовна колыхнулась у двери. - Добровольное для тех, у кого сознательная дисциплина. А для тех, кто не дорос до нее, мы применяем добровольно-обязательный метод.

- Как у кошки с воробьем,- сказал с задней парты Климов.

- Что-что? - Анна Викторовна устремила в глубину класса настороженный взгляд. - Ну-ка объясни.

Климов охотно объяснил: - Кошка поймала воробья и говорит: "С чем тебя есть? С уксусом или сметаной? Выбирай добровольно..."

- Ну-ка, поднимись, юморист,- потребовала Анна Викторовна.

Климов поднялся, и все засмеялись. Если он вставал, всегда возникало веселье: такая мачта вырастала над партой.

- Как его фамилия?- обратилась директорша к Еве Петровне.

- Климов, - сказала та. И в голосе ее слышалось: "Это всем известный Климов, который может лишь паясничать и ни на что серьезное не способен".

- Завтра ко мне с отцом!- распорядилась Анна Викторовна.

Класс притих. Отец Климова в прошлом году разбился в автомобиле. Климов слегка побледнел, но ответил прежним тоном:

- Никак невозможно. Отца нет.

- В таком случае с матерью, - не дрогнув, потребовала Анна Викторовна.

- Тоже невозможно. Она в командировке.

- С кем же ты живешь?

- С бабушкой, - вздохнул Климов.

- Вот и прекрасно.

- А бабушке восемьдесят два года, - поспешно предупредил Климов.- Она уже не боится директоров.

- И ты, видимо, тоже?- язвительно поинтересовалась Анна Викторовна.

Климов сокрушенно покивал: - Мама говорит: я весь в бабушку.

- "Неуд" по поведению за всю неделю!- распорядилась директор.- Ева Петровна, не забудьте.

Та покачала головой и укоризненно посмотрела на Климова: "Вот видишь, достукался. Жаль, но сам виноват".

Раздался звонок с шестого урока. Анна Викторовна досадливо поморщилась.

- Ева Петровна, у меня совещание. Разберитесь сами. Особенно с этим...- Она посмотрела на Кирилла.- Как его фамилия?

- Векшин... И знаете, Анна Викторовна, он все годы был вполне нормальным учеником. Не могу понять, когда у него это началось...

- Наверное, когда начал сооружать свою прическу, - заметила директорша.- Ишь отрастил, ушей не видать! Чтобы сегодня же остриг свои космы!

- Не космы, а волосы,- негромко сказал Кирилл. - Все так носят. У других еще длиннее...

- Будем рассуждать? Ева Петровна, завтра в школу с такой прической не пускать!.. А впрочем... - Она словно спохватилась: - Там, где он скоро окажется, его остригут как надо.

Литература

Основная

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания, М.-2008 с. 41- 96

2. Битянова М., Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения журнал "Школьный психолог" № 27/2000

  1. Верба И.К. - Психология эффективного общения с. 15-20

4. Карандашев В.Н. Педагогическая психология – хрестоматия, СПб.2006 - (Бернс Э. Я – концепция учителя) с. 318-350

  1. Колюжный А. Психология формирования имиджа учителя

6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, СПб. 1999 с. 322-340

Допонительная

  1. Андреева Г.М. - Социальная психология
  2. Андреенко Е.В. - Социальная психология
  3. Бодолев А. А. Психология общения. Москна-Воронеж. 1996,
  4. Бороздина Г.В. - Психология делового общения
  5. Вердербер К. - Психология общения
  6. Кузнецов И. (сост.) - Деловое общение. Деловой этикет
  7. Майерс Дэвид Изучаем социальную психологию

8. Мелибруда Е. - Я — Ты — Мы Психологические возможности улучшения общения (Восприятие и понимание людей)

  1. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...