Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие требования к специалисту педагогического профиля.

Тема 2.3.

Содержание высшего педагогического образования

План.

1. Общие требования к специалисту педагогического профиля.

2. Цель и задачи изучения педагогических курсов.

3. Дифференциация содержания педагогического образования.

 

Общие требования к специалисту педагогического профиля.

Структура и содержание подготовки будущих педагогов в педагогических вузах определяются требованиями общества на переходном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях. Новая образовательная стратегия, выработанная Минобразованием России, определяет современное педагогическое образование как разновидность гуманитарного. Педагогическое образование призвано обеспечить готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции учительства, его профессиональных умений моделирования и проектирования вариативных способов деятельности.

В качестве основы содержания общих требований к специалисту педагогического профиля выступает целостное представление о сфере образования как специфической области гуманитарного знания. К этим требованиям относятся:

• основные закономерности природы, общества и мышления;

• знания о человеке как об индивидуальности и личности;

• способы освоения педагогической действительности;

• современные системы поиска, обработки и применения информации;

• управленческие решения в педагогической деятельности.

В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» осуществлена разработка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее — ГОСВПО). Разработчики ГОСВПО руководствовались новой государственной образовательной политикой, основными направлениями Федеральной программы развития образования, личностно-ориентированной концепцией развития педагогического образования. ГОСВО является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения необходимого качества обучения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории России.

Рассмотрим, как выглядит в настоящее время содержание подготовки учителя. Прежде всего, надо отметить, что впервые в ГОСВПО приведены требования к уровню подготовки абитуриента, в которых указано, что предшествующим уровнем образования поступающего в педвуз является среднее (полное) общее образование, что должно быть подтверждено наличием документа государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Системообразующим фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника, содержащаяся в разделе «Общая характеристика специальности». Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать:

1) Конституцию Российской Федерации;

2) законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

3) Конвенцию о правах ребенка;

4) основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно- управленческих задач;

5) педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

6) методику преподавания предмета и воспитательной работы;

7) программы и учебники;

8) требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

9) средства обучения и их дидактические возможности;

10) основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

11) основы права, научную организацию труда;

12) правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Кроме того, ГОСВПО содержат требования к профессиональной подготовленности специалиста, который должен;

— решать педагогические задачи, соответствующие его квалификации;

— осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;

— стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

— анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

— выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

— выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

— знать русский язык (государственный язык России).

Особое место в структуре подготовки учителей занимает общепедагогическая подготовка, главной целью которой является формирование учителя, владеющего не только знаниями по педагогической теории, но и практическими умениями и навыками в области образования и воспитания. Общепедагогическая подготовка закладывает фундамент для дальнейшего непрерывного образования учителя.

Большинство исследователей в области педагогического образования (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А Сластенин, Л.В. Спирин) в систему общепедагогических знаний включают следующие блоки:

• фундаментальные методологические знания (знание методологии педагогической науки, теории обучения, воспитания, вопросов педагогического менеджмента);

• теоретико-практические знания об отдельных сторонах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте по обучению, воспитанию, управлению школой;

• методические знания о формах организации, методах и приёмах обучения и воспитания.

Таким образом, под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...