Общие требования к специалисту педагогического профиля.
Тема 2.3. Содержание высшего педагогического образования План. 1. Общие требования к специалисту педагогического профиля. 2. Цель и задачи изучения педагогических курсов. 3. Дифференциация содержания педагогического образования.
Общие требования к специалисту педагогического профиля. Структура и содержание подготовки будущих педагогов в педагогических вузах определяются требованиями общества на переходном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях. Новая образовательная стратегия, выработанная Минобразованием России, определяет современное педагогическое образование как разновидность гуманитарного. Педагогическое образование призвано обеспечить готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции учительства, его профессиональных умений моделирования и проектирования вариативных способов деятельности. В качестве основы содержания общих требований к специалисту педагогического профиля выступает целостное представление о сфере образования как специфической области гуманитарного знания. К этим требованиям относятся: • основные закономерности природы, общества и мышления; • знания о человеке как об индивидуальности и личности; • способы освоения педагогической действительности; • современные системы поиска, обработки и применения информации; • управленческие решения в педагогической деятельности. В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» осуществлена разработка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее — ГОСВПО). Разработчики ГОСВПО руководствовались новой государственной образовательной политикой, основными направлениями Федеральной программы развития образования, личностно-ориентированной концепцией развития педагогического образования. ГОСВО является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения необходимого качества обучения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории России.
Рассмотрим, как выглядит в настоящее время содержание подготовки учителя. Прежде всего, надо отметить, что впервые в ГОСВПО приведены требования к уровню подготовки абитуриента, в которых указано, что предшествующим уровнем образования поступающего в педвуз является среднее (полное) общее образование, что должно быть подтверждено наличием документа государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. Системообразующим фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника, содержащаяся в разделе «Общая характеристика специальности». Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать: 1) Конституцию Российской Федерации; 2) законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; 3) Конвенцию о правах ребенка; 4) основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно- управленческих задач;
5) педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; 6) методику преподавания предмета и воспитательной работы; 7) программы и учебники; 8) требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; 9) средства обучения и их дидактические возможности; 10) основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; 11) основы права, научную организацию труда; 12) правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Кроме того, ГОСВПО содержат требования к профессиональной подготовленности специалиста, который должен; — решать педагогические задачи, соответствующие его квалификации; — осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета; — стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению; — анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; — выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений; — выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания; — знать русский язык (государственный язык России). Особое место в структуре подготовки учителей занимает общепедагогическая подготовка, главной целью которой является формирование учителя, владеющего не только знаниями по педагогической теории, но и практическими умениями и навыками в области образования и воспитания. Общепедагогическая подготовка закладывает фундамент для дальнейшего непрерывного образования учителя. Большинство исследователей в области педагогического образования (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А Сластенин, Л.В. Спирин) в систему общепедагогических знаний включают следующие блоки: • фундаментальные методологические знания (знание методологии педагогической науки, теории обучения, воспитания, вопросов педагогического менеджмента);
• теоретико-практические знания об отдельных сторонах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте по обучению, воспитанию, управлению школой; • методические знания о формах организации, методах и приёмах обучения и воспитания. Таким образом, под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|