Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позиция «Тезис» работает на удержание изучаемого материала, за счёт сворачивания содержания в более компактную форму.

Позиция «Апологет»

 

Апологет (греч.) – тот, кто выступает с апологией кого (чего)-либо; защитник какой – либо идеи, учения.

Апология – неумеренное, чрезмерное восхваление; защита кого (чего)-либо, часто предвзятое; заступничество.

Апологетика – предвзятая защита чего-либо, вместо объективного суждения.

Позиция «Апологет» направлена на подчеркивание приятия студентом изучаемого содержания, восхищение содержанием.

Задание:

Вам необходимо на время семинара стать ревностным приверженцем идей предъявленного вам содержания. Нужно записать на выданном вам листке ряд положений, тезисов (их может быть сколько угодно), которые демонстрируют привлекательность содержания. К каждому тезису необходимо выдвинуть систему доказательств, обоснований. Доказательства могут быть любыми: логическими, примерами из жизни, мысленными экспериментами и т.п. Единственное, что запрещается: приводить доказательства, которые были в тексте.

Таким образом, в исследуемом содержании выделить позитивные положения. Составить список положений.

 

 

Позиция «Критик»

 

Критик (греч.) – тот, кто занимается критикой.

Критика – 1.Обсуждение, разбор чего-нибудь, с целью оценить, выявить недостатки;

2. Отрицательное суждение о чём-нибудь, указание на недостатки.

Позиция «Критик» направлена на то, чтобы в исследуемом содержании обнаружить несоответствия и противоречия.

Задание:

Вам необходимо на время семинара встать в оппозиционную содержанию текста позицию, то есть выделить несколько положений (тезисов), которых может быть любое количество, и доказать их ложность. Способы опровержения могут быть любыми: логическими, примерами из жизни, мыслительными экспериментами и т.п. Не забывайте, что все позиции условны: в реальной жизни вы может быть и со всем согласны, но тут уж ничего не поделаешь – придётся опровергать, позиция такая.

Таким образом, в исследуемом содержании обнаружить несоответствия и противоречия. Составить список положений, с которыми вы не согласны.

 

Позиция «Символ»

 

Символ – 1.То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи;

2. Принятое в науке условное обозначение какой-нибудь единицы, величины.

Позиция «Символ» направлена на отображение содержания изучаемого материала в виде наглядного художественного (знакового) образа.

Задание:

Вам необходимо на время семинара встать в позицию художника, который по ходу знакомства с текстом, кодирует информацию в виде рисунков-образов. Вспомните художественное творчество на полях произведений великих людей (рукописи А.С.Пушкина, конспекты Леонардо да Винчи) или вспомните автомобильную дорогу, информация о которой представлена на дорожных знаках. Символов может быть сколько угодно, важно указать, к какому из фрагментов содержания относится каждый предложенный вами символ. Например, ко всему тексту или к какому-то фрагменту, фразе, тезису.

Таким образом, исследуемое содержание отобразить наглядным или наглядными образами, которые отражают основные идеи изучаемого материала.

 

 

Позиция «Схема».

Схема – совокупность взаимосвязанных частей какого-либо устройства, прибора, узла, а также чертёж, разъясняющий принципы работы такого устройства; изложение, описание, изображение чего-либо в главных чертах.

Схема (от греч. schema – образ, вид, форма) – иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений и символов передаёт суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру и т.д.

Схема – наглядное изображение систематизированных представлений, дающее возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания.

Схема – позволяет в обобщённом и систематизированном виде представить содержание информации.

Позиция «Схема» направлена на отображение содержания изучаемого материала в виде наглядного изображения взаимосвязей отдельных компонентов, идей, положений структуры содержания текста.

Задание:

Ваша задача – отразить содержание текста в виде схемы. По форме схема может быть любой, на ваш выбор. Помните, схема – это не оглавление текста, не простое перечисление его элементов. Схема должна отражать наиболее существенные взаимоотношения между понятиями, идеями, положениями текста. Желательно в схеме как можно меньше использовать слова, а применять иные средства (разного рода стрелки, геометрические фигуры, условные обозначения и т.п.).

Таким образом, исследуемое содержание текста отобразить схематическим изображением, которое отражает основные взаимосвязи между понятиями и идеями изучаемого материала.

 

Позиция «Понятие»

Формы отражения действительности:

Ощущение – отражение свойств предметов окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно действующего на органы чувств, процесс формирования этого образа.

Представление – образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (в памяти, воображении).

Понятие – форма обобщённого отражения объектов и явлений окружающего мира в мышлении (отражение существенных признаков единичных объектов определённого класса).

Понятие:

Ø Форма отражения действительности человеком

Ø Отражение в мышлении

Ø Отражение существенных признаков объектов определённого класса

Ø Обобщение

Термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие.

Определение понятия:

Словесное обозначение видового понятия (термин) – словесное обозначение родового понятия, перечисление существенных признаков, отличающих понятие данного вида.

Позиция «Понятие» направлена на то, чтобы в исследуемом содержании обнаружить понятия, раскрывающие изучаемое содержание.

Задание:

Вам необходимо выделить из содержания прочитанного текста ряд понятий (сколько получится) и раскрыть их. Понятия легче находить, если помнить, что любое понятие предназначено для того, чтобы понимать какую-то проблему. Так, например, понятие «мышление» может быть нам важным при исследовании общения людей друг с другом.

Таким образом, вам необходимо составить список основных понятий текста, раскрывающих изучаемое содержание и дать определение каждому понятию.

 

Позиция «Тезис»

Тезис – 1. положение, требующее доказательства.

2. положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из

основных мыслей сочинения.

Тезисы (по Н.Н.Соловьёвой):

Ø Повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

Ø Всегда имеют доказательства;

Ø Выявляют суть содержания;

Ø Позволяют обобщать материал;

Ø Ценны для критического анализа сочинения.

 

Виды тезисов: простые (чаще всего составляются из цитат); основные (формулируются обычно самостоятельно); сложные (совмещают в себе записи двух видов).

Схема построения тезиса

Позиция «Тезис» работает на удержание изучаемого материала, за счёт сворачивания содержания в более компактную форму.

Задание:

Вам необходимо выделить из текста статьи несколько тезисов (сколько угодно). Помните, что под тезисом понимается некоторая чётко сформулированная, законченная мысль, высказывание, требующее доказательства. Название какого-либо факта тезисом не является (например: Зигмунд Фрейд создал психоанализ).

Таким образом, представить содержание статьи в тезисной форме.

Позиция «Ассоциация»

Ассоциация (толк.словарь) – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Представление – форма отражения действительности в сознании, при которой возникает образ предмета или явления, на основе прошлого опыта (в памяти, воображении).

Ассоциация (психол.словарь) – закономерная связь двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т.д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает возникновение другого или других психических процессов. Различают ассоциации по сходству (голубое – синее), по контрасту (чёрное – белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребёнка в тёмной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (яркая вспышка света – болевое ощущение).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...