Позиция «Тезис» работает на удержание изучаемого материала, за счёт сворачивания содержания в более компактную форму.
Позиция «Апологет»
Апологет (греч.) – тот, кто выступает с апологией кого (чего)-либо; защитник какой – либо идеи, учения. Апология – неумеренное, чрезмерное восхваление; защита кого (чего)-либо, часто предвзятое; заступничество. Апологетика – предвзятая защита чего-либо, вместо объективного суждения. Позиция «Апологет» направлена на подчеркивание приятия студентом изучаемого содержания, восхищение содержанием. Задание: Вам необходимо на время семинара стать ревностным приверженцем идей предъявленного вам содержания. Нужно записать на выданном вам листке ряд положений, тезисов (их может быть сколько угодно), которые демонстрируют привлекательность содержания. К каждому тезису необходимо выдвинуть систему доказательств, обоснований. Доказательства могут быть любыми: логическими, примерами из жизни, мысленными экспериментами и т.п. Единственное, что запрещается: приводить доказательства, которые были в тексте. Таким образом, в исследуемом содержании выделить позитивные положения. Составить список положений.
Позиция «Критик»
Критик (греч.) – тот, кто занимается критикой. Критика – 1.Обсуждение, разбор чего-нибудь, с целью оценить, выявить недостатки; 2. Отрицательное суждение о чём-нибудь, указание на недостатки. Позиция «Критик» направлена на то, чтобы в исследуемом содержании обнаружить несоответствия и противоречия. Задание: Вам необходимо на время семинара встать в оппозиционную содержанию текста позицию, то есть выделить несколько положений (тезисов), которых может быть любое количество, и доказать их ложность. Способы опровержения могут быть любыми: логическими, примерами из жизни, мыслительными экспериментами и т.п. Не забывайте, что все позиции условны: в реальной жизни вы может быть и со всем согласны, но тут уж ничего не поделаешь – придётся опровергать, позиция такая.
Таким образом, в исследуемом содержании обнаружить несоответствия и противоречия. Составить список положений, с которыми вы не согласны.
Позиция «Символ»
Символ – 1.То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи; 2. Принятое в науке условное обозначение какой-нибудь единицы, величины. Позиция «Символ» направлена на отображение содержания изучаемого материала в виде наглядного художественного (знакового) образа. Задание: Вам необходимо на время семинара встать в позицию художника, который по ходу знакомства с текстом, кодирует информацию в виде рисунков-образов. Вспомните художественное творчество на полях произведений великих людей (рукописи А.С.Пушкина, конспекты Леонардо да Винчи) или вспомните автомобильную дорогу, информация о которой представлена на дорожных знаках. Символов может быть сколько угодно, важно указать, к какому из фрагментов содержания относится каждый предложенный вами символ. Например, ко всему тексту или к какому-то фрагменту, фразе, тезису. Таким образом, исследуемое содержание отобразить наглядным или наглядными образами, которые отражают основные идеи изучаемого материала.
Позиция «Схема». Схема – совокупность взаимосвязанных частей какого-либо устройства, прибора, узла, а также чертёж, разъясняющий принципы работы такого устройства; изложение, описание, изображение чего-либо в главных чертах. Схема (от греч. schema – образ, вид, форма) – иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений и символов передаёт суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру и т.д.
Схема – наглядное изображение систематизированных представлений, дающее возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания. Схема – позволяет в обобщённом и систематизированном виде представить содержание информации. Позиция «Схема» направлена на отображение содержания изучаемого материала в виде наглядного изображения взаимосвязей отдельных компонентов, идей, положений структуры содержания текста. Задание: Ваша задача – отразить содержание текста в виде схемы. По форме схема может быть любой, на ваш выбор. Помните, схема – это не оглавление текста, не простое перечисление его элементов. Схема должна отражать наиболее существенные взаимоотношения между понятиями, идеями, положениями текста. Желательно в схеме как можно меньше использовать слова, а применять иные средства (разного рода стрелки, геометрические фигуры, условные обозначения и т.п.). Таким образом, исследуемое содержание текста отобразить схематическим изображением, которое отражает основные взаимосвязи между понятиями и идеями изучаемого материала.
Позиция «Понятие» Формы отражения действительности: Ощущение – отражение свойств предметов окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно действующего на органы чувств, процесс формирования этого образа. Представление – образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (в памяти, воображении). Понятие – форма обобщённого отражения объектов и явлений окружающего мира в мышлении (отражение существенных признаков единичных объектов определённого класса). Понятие: Ø Форма отражения действительности человеком Ø Отражение в мышлении Ø Отражение существенных признаков объектов определённого класса Ø Обобщение Термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие. Определение понятия: Словесное обозначение видового понятия (термин) – словесное обозначение родового понятия, перечисление существенных признаков, отличающих понятие данного вида. Позиция «Понятие» направлена на то, чтобы в исследуемом содержании обнаружить понятия, раскрывающие изучаемое содержание.
Задание: Вам необходимо выделить из содержания прочитанного текста ряд понятий (сколько получится) и раскрыть их. Понятия легче находить, если помнить, что любое понятие предназначено для того, чтобы понимать какую-то проблему. Так, например, понятие «мышление» может быть нам важным при исследовании общения людей друг с другом. Таким образом, вам необходимо составить список основных понятий текста, раскрывающих изучаемое содержание и дать определение каждому понятию.
Позиция «Тезис» Тезис – 1. положение, требующее доказательства. 2. положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения. Тезисы (по Н.Н.Соловьёвой): Ø Повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно); Ø Всегда имеют доказательства; Ø Выявляют суть содержания; Ø Позволяют обобщать материал; Ø Ценны для критического анализа сочинения.
Виды тезисов: простые (чаще всего составляются из цитат); основные (формулируются обычно самостоятельно); сложные (совмещают в себе записи двух видов). Схема построения тезиса Позиция «Тезис» работает на удержание изучаемого материала, за счёт сворачивания содержания в более компактную форму. Задание: Вам необходимо выделить из текста статьи несколько тезисов (сколько угодно). Помните, что под тезисом понимается некоторая чётко сформулированная, законченная мысль, высказывание, требующее доказательства. Название какого-либо факта тезисом не является (например: Зигмунд Фрейд создал психоанализ). Таким образом, представить содержание статьи в тезисной форме. Позиция «Ассоциация» Ассоциация (толк.словарь) – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Представление – форма отражения действительности в сознании, при которой возникает образ предмета или явления, на основе прошлого опыта (в памяти, воображении). Ассоциация (психол.словарь) – закономерная связь двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т.д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает возникновение другого или других психических процессов. Различают ассоциации по сходству (голубое – синее), по контрасту (чёрное – белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребёнка в тёмной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (яркая вспышка света – болевое ощущение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|