Порядок проведения анализа АВС
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВС И XYZ-АНАЛИЗА Для того, чтобы определить степень значимости товарных позиций чая в формировании товарных запасов предлагается использовать АВС – анализ. Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основные внимание и силы. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение – на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности. Определение метода АВС гласит: метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравно мощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма. Общий алгоритм проведения анализа АВС приводится в табл..
Таблица Порядок проведения анализа АВС
Товары (материалы) класса А – это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позициям группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.
Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов. Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным, но информацию о запасах товарных позиций в пределах данной группы собирают постоянно. Запасы рекомендуется сводить к минимуму, а некоторые товарные позиции сокращать. В процессе работы торгового предприятия кофейня «Провинция» сформировались данные о товарных запасах по ассортиментным позициям чая на 15 января 2011 года и объемах продаж за каждый квартал 2011года (см. табл. 1). При разделении анализируемого ассортимента по группам А,В и С нужно воспользоваться следующим алгоритмом: · в группу А включаются позиции упорядоченного списка, стоимость которых составляет ≈ 75% в общем запасе; · в группу В включаются следующие позиции, стоимость которых составляет в среднем 20% (доля нарастающим итогом от 75 до 95%); · группа С состоит из оставшихся позиций, стоимость которых составляет 5% (доля нарастающим итогом от 95 до 100%). Таким образом, анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат.
Таблица 1 Исходные данные по сформированным товарным запасам и объемам продаж чая
Проведем дифференцирование ассортимента (см. табл. 2).
Таблица 2 Анализ АВС
В АВС- анализе мы смотрим уровень товарных запасов данного продукта, по XYZ мы определяем, насколько спонтанен спрос. Если анализ показывает, что товары группы А попадают в категорию Y или тем более Z, это означает, что с этим товаром существуют какие-то проблемы. Спрос на них неустойчивый, хотя товар очень продаваемый. Такая ситуация приводит к существенному росту запасов. Зная об этом, можно сфокусировать внимание коммерческой службы и отдела маркетинга на проблемном ассортименте для изменения ситуации с его продвижением и как следствие снизить издержки.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации расхода запаса по этой позиции. Порядок проведения анализа XYZ рассмотрен на рис.3.
Рис.3. Порядок проведения анализа X Y Z
Коэффициент вариации расхода запаса рассчитывается по формуле:
где - i -e значение расхода запаса по оцениваемой позиции; -среднее значение расхода по оцениваемой позиции; n – число кварталов, за которые приведена оценка. Разделение запасов на группы X, Y и Z производится в соответствии со следующим алгоритмом: · Группа X (0 ≤ ν ≤ 10%); · Группа Y (10% ≤ ν ≤ 25%); · Группа Z (25% ≤ ν < ∞). Рассчитаем коэффициент вариации для позиции 1. Средний расход за квартал составит: упаковок. Коэффициент вариации: Аналогично произведем расчеты значений коэффициентов вариации для других позиций и внесем их в табл. 3. Разделение запасов на группы X, Y и Z производится в соответствии со следующим алгоритмом: · Группа X (0 ≤ ν ≤ 10%); · Группа Y (10% ≤ ν ≤ 25%); · Группа Z (25% ≤ ν < ∞). Таблица 3 Анализ XYZ
Этап 3: Построение матрицы АВС – XYZ и анализ результатов
Матрица АВС – XYZ создается путем совмещения результатов двух анализов и приведена в табл. 4. Таблица 4 Матрица АВС – XYZ
Выводы: 1. Для товарных позиций, входящих в группы AY ( Черный чай Ахмад крупнолистовой, Черный чай Ахмад листовой, Черный чай «Земляничная поляна», «Райские птицы», Черный чай «Дарджилинг», Nadin Deluxe, Акбар чай черный крупнолистовой) и AZ ( Черный чай с бергамотом Эрл Грей, «Райские птицы», «Чай любви» черный цейлонский, Heladiv, Акбар чай черный мелколистовой) следует выработать индивидуальные технологии управления запасами. Позиции, входящие в группу AZ ( Черный чай с бергамотом Эрл Грей, «Райские птицы», «Чай любви» черный цейлонский, Heladiv, Акбар чай черный мелколистовой ) следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть существенный страховой запас. 2. Управление запасами по позициям, входящим в группы BY ( Чай черный «Ароматная фантазия», Hilltop, Чай черный «Вальс цветов», Hilltop, Чай черный «Осенний вальс», Hilltop) и BZ ( Чай черный «Смородиновый блюз», Hilltop) может осуществляться как по одинаковым, так и индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки). 3. Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы CX ( Чай черный «Ягодный микс», Hilltop), CY ( Черный элитный чай «Восхищение», «Райские птицы», Черный чай с малиной, Heladiv, Черный чай с персиком, Heladiv, Чай черный «1002 ночь», Nadin Deluxe, Чай черный «Лампа Алладина», Nadin Deluxe, Чай черный «Мятный коктейль», Hilltop) и CZ ( Чай черный «Граф Орлов», Nadin Deluxe), может осуществляться на более длительный период, например на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запасов на складе. Стоит предполагать, что к группе А отнесены самые востребованные запасы, к группе С относятся запасы с наименьшим спросом. Группа Z имеет самые высокие колебания спроса, группа X – самые низкие. Таким образом, в соответствии с данными табл.5, можно подвести итоговые результаты по контролю за состоянием запасов. Таблица 5 Способы контроля товарных запасов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|