Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов




Второй период развития социологической имели в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919г. был учрежден Социологический институт. В 1920г. в Петроградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

Выпускник Петербургского университета, Сорокин чрезвычайно рано обнаружил интерес к новой социологической науке, которой и посвятил уже началь­ные этапы своей научной карьеры. Сочетая огромную трудоспособность с прирожденным талантом к научной деятельности, Сорокин также стал одним из лидеров партии эсеров.

После Февральской революции 1917 года он входил в состав Временного правительства, а после октября 1917 года ушел в оппозицию большевистскому правительству. Годы духовных и физических преследований Сорокина, последовавшие после установления в России Советской власти, привели к его практически насильственной высыл­ке из России на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвард­ского университета, где его влияние испытали такие корифеи современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Тирикьян и др.

П.А. Сорокин разрабатывал теорию социальной мо­бильности и стратификации, которая будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику со­циальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.

Еще большую известность приобрело фундаменталь­нейшее исследование, проведенное Сорокиным и посвя­щенное социокультурной динамике. Задача, стоявшая перед Сорокиным, вернее, задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемир­но-историческое развитие человечества и создание соц­иокультурной “суперсистемы”. В своей циклической эво­люции суперсистема проходит три стадии: “чувственная” стадия, “умозрительная” стадия и “идеалистическая” ста­дия. Эти стадии или своеобразные парадигмы определя­ют, по мысли Сорокина, все основные социальные струк­туры м процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур.

Влияние теорий Сорокина на развитие западной соц­иологии было значительным.

На втором этапе также продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература: Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-х тт., 1922г.), Бухарин Н. А. “Теория историчес­кого материализма. Популярный учебник марксистской социоло­гии” (1922 г.), Салынский М. С. “Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию” (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место вних занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

Положение социологии в нашей стране после Октяб­рьской революции, как было изложено выше, характеризовалось сравнительно крат­ковременным подъемом вначале и середине 20-х годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетним периодом запретов и гонений на эту науку и ее предста­вителей. Социологическая теория, по природе своей при­знающая плюрализм теоретических интерпретаций и под­ходов, была полностью подчинена господству институализированного марксизма и его идеологии.

Итак, в 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве социологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что “исторический материализм - это и есть социология марксизма”, и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых “социалистических завоеваний”. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отныне ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...