Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система государственной экономической власти в Казахстане




Органы государственной власти составляют единую систему. Такое единство определяется унитарным характером государственного устройст­ва РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.

Система органов государственной власти - это совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых фор­мах функции единой государственной власти. Таким образом, система ор­ганов государственной власти состоит из следующих основных видов: ор­ганов законодательной власти (представительных), органов исполнитель­ной власти, органов судебной власти.

Органы законодательной власти состоят из:

- Парламента Республики Казахстан;

- местных представительных органов власти (маслихатов). Указанные органы занимаются преимущественно нормотворческой деятельностью.

Органы исполнительной власти включают:

- Правительство РК, республиканские министерства, комитеты, агентства и ведомства;

- Глав (акимов) администраций (акиматов) областей городов, районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация по­ложений Конституции РК, законов, нормативных указов Президента РК, решений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти общей компетенции - это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министер­ства, государственные комитеты, другие ведомства). Они подразделяются на отраслевые органы (министерства) и межотраслевые органы, осущест­вляющие межотраслевое управление (государственные комитеты).

Органы судебной власти предназначены для осуществления право­судия посредством гражданского, уголовного и иных установленных зако­ном форм судопроизводства. Судами республики являются Верховный суд и местные суды, учреждаемые законом.

 

СРС№4

 

Основные виды прогнозов. Принципы прогнозирования: комплексность, альтернативность, целенаправленность.

В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования.

Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения.


Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).


-Технологические прогнозы охватывают
уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятие, выпускающее компьютеры, интересует перспективы расширения объема памяти на дискетах, т.к. они являются дополнительной продукцией для использования компьютеров, а предприятие, использующее вредные, токсичные вещества в своем производстве, интересует разработка технологий по очистке и утилизации отходов. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.

-Экономический прогноз позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д. Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов.

-На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

Принципы:

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития объекта исследования и его отдельных элементов по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения возможных путей развития объекта.

Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

 

2 Виды планирования: директивное и индикативное. Принципы планирования. Экономическое планирование.

Планирование является важнейшей функцией управления, которая так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Существуют:

 

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Следует подчеркнуть, что вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

 

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития.

Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, а обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана заключается в том, чтобы выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, в случае, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию.

Индикативное планирование применяется также и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Многие зарубежные исследователи отмечают необходимость четко различать обязательства и планы. В отличие от плана (индикатора), обязательство (директива) связано с принятием решения о конкретных действиях.

Принципы планирования:

А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

 

- Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

 

- Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

 

- Принцип непрерывности предполагает, что:

· процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

· разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

- Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

· резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

· низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

- Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Экономическое планирование - это планирование бюджетных затрат, дохода и, в итоге, прибыли предприятия. Планирование прибыли – это возможность иметь планы источников финансирования целевых программ (в т.ч. инвестиционных мероприятий).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...