Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прямые корреспондентские отношения




Прямые корреспондентские отношения представляют собой дого­ворные отношения между двумя или несколькими кредитными уч­реждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого, а также о предоставлении кредитов, ока­зании инвестиционных и иных услуг (см. рис.2.). Эти отношения возникаю: между кредитными учреждениями, находящимися как внутри стра­ны, так и за ее пределами. В современных условиях практически каж­дый коммерческий банк связан корреспондентскими отношениями не с одним, а с десятками банков.

Предметом этих отношений являются главным образом два вида операций: по обслуживанию клиентов и собственные межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов и оказанию им трастовых услуг, платежи на основе различ­ных форм расчетов (дебетовых и кредитовых переводов, аккредитива, инкассо), клиринг, операции с ценными бумагами, предоставление га­рантий. Собственные операции банка включают активные и пассив­ные кредитные операции, покупку и продажу валют, ценных бумаг.

Рис 2. Схема документооборота при прямых корреспондентских отношениях между коммерческими банками России

Корреспондентские отношения обычно сопровождаются откры­тием счетов (отношения со счетом) на взаимной основе (друг у друга) или в одностороннем порядке (только у одного из партнеров, как пра­вило, у крупного банка). Выбор в пользу взаимных или односторон­них корреспондентских отношений зависит от различных факторов, к которым следует отнести такие: объем взаимных потоков платежей, иена и спрос на рынке кредитных ресурсов, возможность участия в торгах на региональных валютных биржах, а также возможность опе­ративного отзыва находящихся на корреспондентских счетах средств.

Возможно установление отношений между корреспондентами без открытия счета, когда взаимные расчеты осуществляются по счетам, открытым ими в третьем кредитном учреждении. Частный случай та­кой структуры договорных связей — расчеты через корреспондентские счета, открытые в подразделениях банков. Однако они могут проводи­ться и через счета, открываемые в каком-либо коммерческом банке, обычно являющемся крупным центром межбанковских расчетов.

Установление корреспондентских отношений оформляется об­менными письмами или заключением корреспондентского договора, в которых предусматриваются порядок и условия выполнения соот­ветствующих банковских операций. Для этого банки представляют друг другу следующие документы, необходимые для изучения надеж­ности и состоятельности партнеров:

• нотариально заверенные копии уставов и лицензий на проведе­ние различных операций;

• отчеты о деятельности, включая балансы;

• справки о соблюдении экономических нормативов и др.

На основании заключенного межбанковского соглашения банки открывают корреспондентские счета. Счет одного банка в другом имеет два разных на­звания в зависимости от того, идет ли речь с точки зрения банка, пре­доставляющего услугу по счету, или же банка, пользующегося услугой по счету. Допустим, банк А пользуется услугой другого банка по счету и является владельцем средств на этом счете. Банк Б предоставляет услугу по счету и является банком, в котором открыт этот счет. Для банка А счет будет называться счетом НОСТРО, а сам банк А — бан­ком-респондентом. Для банка Б счет будет называться счетом ЛОРО, а сам банк Б будет именоваться банком-корреспондентом. Банк-рес­пондент является владельцем средств на счете НОСТРО и может самостоятельно распоряжаться ими. Банк-корреспондент является лишь администратором платежных поручений банка-респондента, однако ему принадлежит право устанавливать условия использования счета НОСТРО. К примеру, банк-корреспондент определяет уровень предоставляемого им обслуживания, включая своевременность и точ­ность обработки зачисления и снятия средств со счета. Он также уста­навливает расценки на комиссионные сборы за предоставляемые им платежные услуги и может ввести требование о минимальном уровне остатков. И наконец, самое главное состоит в том, что банк-коррес­пондент осуществляет контроль размеров предоставляемого бан­ку-респонденту кредита по счету, ограничивая при этом объем разре­шенных им овердрафтов.

Договором могут устанавливаться как односторонние, так и вза­имные корреспондентские отношения. В первом случае банк-коррес­пондент открывает счет ЛОРО для своего респондента и производит по нему операции, а банк-респондент ведет учет операций по соот­ветствующему счету НОСТРО. При взаимных корреспондентских от­ношениях счета ЛОРО и НОСТРО появляются на балансе обоих бан­ков.

Пре­имущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам заключаются в следующем.

Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. При открытии корсчета банк может купить определенные услуги для кли­ентов гораздо дешевле, нежели осуществлял бы их сам, главным обра­зом за счет экономии на масштабах. Имеют место случаи, когда банк открывает корсчет в другом банке для обслуживания даже одного крупного клиента. Известно, что организация расчетов, как в рублях, так и в валюте, является ключевым моментом в выборе клиентами обслуживающего банка. В условиях усиления конкуренции зa привлечение и удержание клиентов после августовского (1995 г.) кризиса рын­ка МБК этот фактор стал одним из важнейших.

Вторым немаловажным преимуществом прямых корреспондент­ских отношений является обеспечение ускорения расчетов. Это до­стигается за счет того, что расчеты осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев. Оперативности расчетов способствует испо­льзование в отношениях между корреспондентами системы электрон­ных платежей или телексной связи.

В-третьих, при развитых прямых корреспондентских отношениях создаются условия для проведения клиринга — зачета взаимных по­ручений банков, как правило, посредством открытия счетов в одном каком-либо крупном банке. Проведение клиринга между банка­ми-корреспондентами позволяет минимизировать остатки средств на корсчетах, а значит, высвободить часть их в расчетах и использовать для получения дохода. Клиринговые банки, имеющие у себя сотни счетов других банков, играют значимую роль в экономике благодаря четкой работе и устойчивости. Они организуют транзитные платежи: перечисления средств по поручению банков в различные регионы, с банками которых налажены корреспондентские отношения. Однако нормативная база такого рода платежей практически отсутствует, что затрудняет внедрение их в практику и создает в случае использования дополнительные риски.

В-четвертых, расширяются возможности для активной работы банков на рынке и применения целого набора финансовых инстру­ментов. С одной стороны, крупный банк может привлечь на коррес­пондентский счет значительные дополнительные средства и исполь­зовать их на разнообразные операции. Широкая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имен в качестве обеспече­ния на корсчетах неснижаемые остатки, получать кредиты под опера­ции, которые осуществляет основной банк.

Крупные банки, устанавливая корреспондентские отношения, как правило, обмениваются корсчетами, а более мелкие открывают счета в более крупных банках и проводят расчеты аналогично порядку осуществления расчетов через РКЦ. Открытие корсчета для бан­ка-корреспондента означает то же самое, что открытие отделения банка. В то же время он. сохраняет право собственности в отношении средств на этом корсчете и возможность контроля за своими операци­ями без лишних затрат.

Многие банки для поддержания и расширения полезных банков­ских связей идут на сокращение стоимости услуг в пользу корреспон­дентов. Известно, что банки, не имеющие достаточного престижа, не избираются в качестве корреспондентов и рискуют потерять свои по­зиции в деловом мире. Степень развития и количество корреспондент­ских связей могут стать основой для более глубокого подчинения од­них банков другими. Практически все банки, осуществляющие расче­ты при прямых корреспондентских отношениях с другими банками, проводят их с электронным исполнением платежей преимущественно на валовой основе. В целом сроки платежей здесь минимальные. Вмес­те с тем электронный способ перевода финансовой информации у нас не получил еще твердого юридического обоснования. Имеет место также и замедление движения средств, когда эти расчеты являются многоступенчатыми (в одной операции могут участвовать 3 — 4 банка). Однако разветвленная система прямых корреспондентских отно­шений приводит к рассредоточению денежных средств по многочис­ленным банкам-корреспондентам. Расчетные операции в этом случае носят локальный характер, так как затрагивают платежи клиентов ограниченного числа банков. Для полного удовлетворения потребно­стей клиентов банка в организации платежного оборота коммерче­скому банку необходимо было бы устанавливать прямые корреспон­дентские отношения условно с тысячей банков, т.е. открыть тысячу корсчетов, что для среднего банка неприемлемо. Кроме того, парт­нерство между банками в процессе установления корреспондентских отношений связано с рисками финансовой надежности контрагентов.и требует квалифицированного анализа результатов их деятельности. В ряде случаев такие расчеты при использовании кредитных линий могут быть даже опасны: неплатежеспособность одного из банков способна вызвать цепочку неплатежей, в результате чего пострадают клиенты банка. В конечном счете, при установлении корреспондент­ских отношений получение пользы для банка должно сопоставляться с издержками. Количество корсчетов должно быть оптимальным для обеспечения нормального процесса кредитно-расчетных взаимоотно­шений. Список банков-корреспондентов периодически должен пере­сматриваться для исключения наименее активных банков.

Возникают проблемы и в процессе проведения контроля за фи­нансовым состоянием банков-корреспондентов. Анализ сложившей­ся системы проведения расчетов через взаимные корсчета банков по­казывает, что она менее эффективна по сравнению с глобальной ва­ловой системой на базе РКЦ в связи с разрозненностью корсчетов и слабым взаимодействием между основными банками (банками, име­ющими межбанковские расчетные центры по корсчетам). Коррес­пондентские банковские связи должны использоваться параллельно с последней и дополнять ее, что будет способствовать повышению эф­фективности функционирования российской платежной системы.

Межбанковский клиринг

 

Главным направлением коренного улучшения расчетов между бан­ками в нашей стране является развитие межбанковского клиринга.

Клиринг представляет собой систему экономических отношений, при которых денежные претензии (дебиторская задолженность) уча­стников погашаются их же денежными обязательствами (кредитор­ская задолженность) без использования реальных денег или с их ми­нимальным использованием. Следовательно, клиринг можно рас­сматривать как одну из форм проведения безналичных расчетов юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги, основанную на зачете их взаимных требований и обязательств.

Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платеж­ных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает рас­четы. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряют­ся расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность, что в ко­нечном счете способствует повышению уровня стабильности и ликвидности участников расчетов.

Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри стра­ны, так и между странами (международный валютный клиринг). Ор­ганизация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от ис­торических особенностей развития банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики.

Клиринговые операции классифицируются по двум признакам:

• по периодичности их проведения;

•по составу участников.

По периодичности проведения взаимозачетов клиринг может быть разовым или постоянно действующим. Разовый клиринг прово­дится эпизодически по мере накопления дебиторско-кредиторской задолженности. Постоянно действующий — осуществляется перио­дически независимо от состояния денежных обязательств и денежных претензий участников. По составу участников клиринг осуществляет­ся либо между двумя юридическими (физическими) лицами, либо между их группами, объединенными по отраслевому или территориа­льному признакам.

Организация клиринга варьируется в зависимости от того, явля­ются ли банки—участники взаимозачетов самостоятельными юриди­ческими лицами или они входят в состав одного и того же банка. В первом случае банки обычно обмениваются между собой чеками.векселями и другими долговыми обязательствами клиентов, доплачи­вая лишь разницу в специально создаваемых для расчетов организа­циях. При внутрибанковском клиринге все расчеты, связанные с не­обходимостью перевода денег клиентом одного филиала клиенту дру­гого филиала одного банка на основании различных расчетных документов, осуществляются путем отнесения этих сумм в адрес го­ловного офиса, клиринговый отдел которого и производит зачет по филиалам собственной системы.

В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть локальным, что означает проведение взаимозачетов между банками одного региона, либо между банками определенной группы, либо между филиалами одного банка, и общегосударственным, кото­рый предполагает зачет взаимных требований банковских клиентов в пределах одной страны, В свою очередь, специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Можно выделить клиринг, совершаемый:

•через учреждения Центрального банка РФ и крупнейшие ком­мерческие банки;

•через специальные межбанковские организации — расчетные (клиринговые) палаты;

•через клиринговый отдел (расчетный центр) головного-банка. Клиринг возможен при наличии хозяйственных или других связей

между его участниками, если эти связи носят характер взаимных де­нежных отношений. Эти связи должны быть либо взаимными, либо последовательными. При взаимных хозяйственных связях движению стоимости от одного участника к другому противостоит встречное движение стоимости от второго участника к первому. При этом виде хозяйственных связей взаимные денежные обязательства и денежные претензии одного участника по отношению к другому являются соот­ветственно денежными претензиями и денежными обязательствами второго по отношению к первому.

На практике взаимные хозяйственные связи встречаются реже, чем последовательные, при которых происходит одностороннее дви­жение стоимости через ряд экономически обособленных участников общественного производства. В результате такого движения стоимо­сти имеет место и одностороннее направление денежных расчетов. Клиринг возможен, если на базе хозяйственных связей образуется по­следовательная цепь денежных расчетов. Важным моментом является то, что каждый из участников клиринга должен являться звеном этой цепи и эти звенья должны быть связаны между собой, с одной сторо­ны, денежными обязательствами, а с другой — денежными претензи­ями.

Наиболее эффективным является многосторонний клиринг, ког­да его участники имеют денежные обязательства и требования во взаимоотношениях со многими другими участниками. Предположим, что между участниками клиринга было проведено множество опера­ции, документы по которым предъявлены is клиринговый центр для зачета и отражены по неденежным лицевым счетам. В зарубежной практике такие счета носят название «транзитный счет-позиция» и представляют собой отношение суммы предъявленных к зачету дол­гов к сумме взаимно погашенных.

Таким образом, при организации клиринга деньги как средство обращения не участвуют, а присутствуют идеально как мера стоимо­сти, которая проявляется в иенах товаров, работ и услуг, зафиксиро­ванных обслуживанием сферы обращения, что. в свою очередь, сокращает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банков.

Многие российские банки проводят между собой расчеты в по­рядке непосредственного перевода денег с использованием взаимных корреспондентских счетов. Это способствует более четкой организа­ции расчетов, но не сокращает массу реальных денег, а скорее спо­собствует их иммобилизации, так как расчеты через корсчета застав­ляют банки хранить крупные суммы в банках-корреспондентах. Раз­меры этих средств сравнимы с текущими денежными запасами, включая их остатки в РКЦ. В 1992 г. Центральный банк РФ совместно с группой коммерческих банков провел исследование возможностей осуществления межбанковского клиринга в новых условиях хозяйст­вования. В результате было выработано временное положение о кли­ринговом учреждении.

Положение предусматривало, что клиринговое учреждение созда­ется на основе любой формы собственности и осуществляет свою дея­тельность на коммерческой основе. Деятельность клирингового уч­реждения определяется его уставом и осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ. Учредителями кли­рингового учреждения могут быть коммерческие банки, Централь­ный банк РФ и другие юридические и физические лица, за исключе­нием органов власти, политических организации и специализирован­ных общественных фондов. Организацией клиринговых расчетов могут заниматься и специальные (внебанковские) структуры — кли­ринговые учреждения (клиринговые центры, клиринговые расчетные палаты). Целью создания таких учреждений является проведение клиринговых расчетов не только между местными банками. В сферу их деятельности включаются также и межрегиональные расчеты.

Основныезадачи клиринговых учреждений сводятся к следую­щему:

•ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными учреждениями в Российской Федерации и с другими го­сударствами;

•повышение достоверности и надежности расчетов;

•развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (че­ков, векселей, кредитных карт и др.);

• наиболее рациональное использование временно свободных ре­сурсов банков;

•внедрение современных международных технологий, стандар­тов, протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую сис­тему;

• создание современной информационной банковской структуры;

•прием, передача данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), способов шифрования данных, сертифицированных упол­номоченным органом, надежная многоуровневая зашита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фаль­сификации на этапах обработки и хранения:

• контроль достоверности данных на всех этапах.

В настоящее время могут быть использованы две модели создания клиринговых учреждений. Согласно первой клиринг производится с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении. По второй — клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга. Одной из основных задач функционирования межбанковской клиринговой системы начнется ликвидация дебетового сальдо, т.е. проведение окончательного расчета по результатам клиринга. Здесь возможны три варианта.

I. В клиринговой палате (центре) соучредители создают резерв­ный фонд, который используется для погашения дебетового сальдо, если кто-либо из участников не в состоянии его оплатить. Резервный фонд хранится на корреспондентском счете клирингового центра в местном учреждении Центрального банка РФ. На этот же счет пере­числяются деньги от банков-дебиторов. При таком варианте возмож­но открытие участниками в клиринговом центре собственных субкор­счетов, т.е. клиринг будет производиться путем перечисления реаль­ных денег по этим счетам. В данном случае от банков требуется иммобилизация денег в клиринговый центр.

2. Клиринговый центр предъявляет для оплаты дебетовое сальдо по результатам зачета к корсчету участника в соответствующем учреждении Центрального банка РФ. Оплата производится независимо от наличия денег на счете банка-участника, поэтому может образова­ться дебетовое сальдо, что по существу будет означать выдачу участ­нику зачета краткосрочного кредита, предоставленного для заверше­ния расчетов. При этом варианте возможны также соглашения между коммерческим банком — кредитором клиринга и учреждением Цент­рального банка РФ о предоставлении специальной краткосрочной ссуды для погашения долга в пользу клирингового центра.

3. Если после осуществления зачета кредитовых и дебетовых запи­сей по лицевому счету кто-либо из участников будет не в состоянии урегулировать свое дебетовое сальдо, производится пересчет много­сторонних позиций, восстанавливающих платежи или обязательства. После пересчета сальдо каждый участник должен заплатить большую сумму или может получить меньшую сумму. Даже у тех участников клиринга, которые не вели расчетов с неплательщиком, могут увели­читься потребности в ликвидности. Это произойдет в том случае, если участники, с которыми они вели расчеты, испытывают недостаток ликвидности из-за задержки погашения дебетового сальдо другими участниками. При этом варианте неплатежеспособность одного уча­стника клиринга распределяется между всеми другими.

Второй вариант представляет собой чистый классический кли­ринг. Он наиболее простой и отвечает интересам всех участников клиринга и самого органа, осуществляющего зачетные операции. Кроме того, благодаря современным каналам передачи информации наряду с местным клирингом может быть проведен как региональ­ный, так и межрегиональный клиринг. Технология проведения кли­ринга по второму варианту предполагает определенную последовате­льность проведения операций. Прежде всего, каждому участнику от­крывается лицевой счет (транзитный счет-позиция), на котором записи носят только счетный характер. Они проводятся на основе до­кументов, поступающих в порядке переводов через компьютерную систему, для чего формируется система электронной идентификации владельца этого счета. Одновременно клиринговое учреждение (центр) открывает корреспондентский счет в территориальном уч­реждении Центрального банка РФ, а его учредители вносят на этот счет причитающиеся согласно уставу деньги. В первой половине опе­рационного дня клиринговый центр по каналам электронной связи получает платежные поручения (чеки), сумму которых ЭВМ заносит в дебет лицевого счета плательщика и кредит счета получателя денег. Во второй половине дня ЭВМ определяет сумму дебетового (кредито­вого) сальдо по лицевому счету каждого участника. В конце дня кли­ринговое учреждение заменяет сальдовую ведомость по результатам клиринга и передает ее учреждению Центрального банка РФ, кото­рый списывает дебетовое сальдо со счета банка-участника, зачисляя его сумму на корреспондентский счет клирингового учреждения. С этого счета деньги перечисляются на корреспондентские счета бан­ков-участников, у которых сформировался положительный результат зачета (кредитовое сальдо). На основе выписки из своего корреспон­дентского счета клиринговый центр отражает результаты зачета по лицевым счетам участников. Формирование клиринга с предварите­льным депонированием средств на корсчетах в клиринговом центре содержит ряд спорных положений, которые заключаются в следую­щем:

1. Клиринговое учреждение формируется как банк с выполнением одноименных функций обычного коммерческого банка, который со­средоточивает у себя депозитные счета банков-участников. Это требу­ет постоянной иммобилизации средств на счетах;

2. К зачету принимаются денежные требования участника, если на депозитном счете контрагента есть достаточно средств для выполне­ния соответствующего обязательства, что исключает возможность по­явления краткосрочного дебетового сальдо. Данное положение сво­дит на нет достоинство клиринговых расчетов и заменяет их платежа­ми с использованием реальных денег.                                                                                                                                                                                                                        

Главное назначение любого многостороннего, в том числе и бан­ковского, клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной пе­риодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.

У этой системы есть ряд преимуществ. Прежде всего, она значи­тельно упрощает процесс расчетов. Кроме того, центральный банк может способствовать снижению риска для клиринговой палаты, обеспечив достаточные остатки на счетах участников, положение ко­торых является нестабильным, или участников, деятельность которых находится на уровне риска. Причем в большинстве стран коммерче­ским банкам разрешено использовать клиринговые счета в централь­ном банке для выполнения резервных требований.

Второй вариант окончательного расчета по счетам основывается на методе авансирования. Клиринговая палата создается в форме ак­ционерного общества банками данного региона и действует как спе­циальный клиринговый банк. Банки — участники системы взаимоза­чета открывают в клиринговой палате корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих первоначальный капитал клиринговой палаты. В свою очередь, клиринговая палата от­крывает свой корреспондентский счет в центральном банке.

Организация подобных систем помимо их прямого назначения способствует существенному прогрессу в развитии всего банковского дела. Осуществляется стандартизация первичной банковской доку­ментации, улучшается веление учетно-операционной работы, а для центральных банков, помимо этого, обеспечивается косвенный конт­роль за состоянием ликвидности обслуживаемых клиринговыми сис­темами коммерческих банков. Клиринговый режим предусматривает возможность образования на корсчете дебетового сальдо вследствие автоматизма производства операций, поэтому возрастают требования к управлению рисками в таких системах.

Клиринг предполагает полную компьютеризацию всей банковской инфраструктуры, что позволяет производить расчеты практиче­ски мгновенно. Таким образом, он должен включать электронно-те­лекоммуникационные системы: клиент -- банк, банк -- филиал, банк — клиринговый центр. Сеть клиринговых учреждений, осна­щенных современными программно-техническими средствами и сис­темами передачи данных, функционирующих на единой норматив­но-правовой базе, образует клиринговую систему. Развертывание банковских корреспондентских связей, изучение зарубежного опыта межбанковских расчетов, подавляющую часть которых (до 80%) в раз­витых странах составляет клиринг, позволили приступить в России с конца 1992 г. к созданию соответствующих технологий и програм­мных продуктов, к организации клиринга через крупнейшие коммер­ческие банки, клиринговые центры (КЦ) локального характера.

Высокий уровень рисков обусловил лицензирование частной кли­ринговой деятельности со стороны ЦБ РФ. В феврале 1993 г. департа­ментом информатизации ЦБ РФ были утверждены Временное поло­жение о клиринговом учреждении и Временное положение о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям. С их утверждением российские клиринговые центры получили официальное право на су­ществование.

Впоследствии нормативная база клиринга была расширена. Кли­ринговому центру необходимо получить две лицензии: на совершение банковских (в том числе клиринговых) операций, поддерживающих выполнение клиринга, и техническую лицензию, подтверждающую готовность КЦ к включению расчетов в систему электронных расче­тов. Клиентами клирингового учреждения могут быть его учредители, а также другие коммерческие банки и иные кредитные учреждения.

Первым клиринговым учреждением в России стала Центральная расчетная палата (ЦРП). В начале 1993 г. ряд кредитных учреждений получил техническую лицензию ЦБ РФ на клиринговую деятель­ность, что дало им право проводить электронные платежи. 19 нояб­ря 1993 г. четыре организации: Межбанковский финансовый дом (МФД). Московский клиринговый центр (МКЦ),Банковские инфор­мационные технологии (БИТ, г. Тула) и Финансовая группа Урала (ФГУ, г. Челябинск) получили первые банковские лицензии на право открытия и ведения счетов, проведения межбанковских расчетов и клиринговых операций, В середине 90-х годов насчитывалось 10 кли­ринговых центров.

В России приняты две базовые модели клиринга. По первой моде­ли клиринг производится без предварительного депонирования средств на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении (ЦРП, БИТ, ФГУ). Рассмотренные выше клиринговые учреждения развиваются от валовой системы осуществления платежей между бан­ками к собственно клирингу. Дальнейшее совершенствование состо­ит в создании на базе каждого такого КЦ так называемого «банка бан­ков». Последний, как свидетельствует мировая практика, является исторически более высокой ступенью развития по сравнению с кли­ринговыми палатами, поскольку представляет собой высокотехноло­гичную и гибкую банковскую структуру, которой другие банки пере­дают некоторые платежные полномочия. Совмещая в своей операци­онной среде тесно связанные между собой информационный, дилинговый и расчетный (клиринговый) сегменты, она освобождает банки от больших финансовых затрат на разработку некоторых но­вейших банковских технологий, доступ к которым происходит через «банк банков».

Такая специализация и экономное расходование ресурсов выгод­ны всем. Черты «банка банков» ярко проявляются уже сейчас в дея­тельности Центральной расчетной палаты, Межбанковского финан­сового дома.

 Учитывая сложность, масштабность (территорию страны пересекают 11 часовых поясов) и капиталоемкость этой работы, ведущая роль в совершенствовании платежной системы России отводится Банку России. Результаты проводимых Банком России экспериментов по­казали необходимость создания в рамках электронной системы меж­банковских расчетов (ЭЛСИМЕР) двух систем:

• системы переводов платежей (СПКСП) с особыми требования­ми к защите информации, технологии ее обработки;

• системы электронного межбанковского клиринга (СЭМКЛИР) для обработки мелких платежей.

Такое разделение клиринговых систем принято во многих разви­тых странах мира. СПКСП — это совокупность средств и методов обработки платежных документов в реальном масштабе времени, осно­ванная на комплексном решении проблем зашиты и передачи бан­ковской информации и предназначенная для совершенствования межбанковских внутрирегиональных платежей, нижняя граница сум­мы которых определяется ЦБ РФ. а также всех срочных и межрегио­нальных платежей.

Под государственной системой электронного межбанковского клиринга понимается система автоматизированного многосторонне­го взаимозачета на неттинговой основе электронных платежей, доку­ментов коммерческих банков, накопленных в течение определенного промежутка времени и проходящих через клиринговый центр с отра­жением чистых позиций на корсчетах банков. При этом учреждения Банка России (РКЦ, ГРКЦ) не только выступают в качестве расчет­ного агента, выполняющего окончательные расчеты по клирингу, но и функционируют в качестве клиринговых палат. Общенациональ­ный клиринг, осуществляемый учреждениями центрального банка, выгоден коммерческим банкам в связи с упрощенной инкассацией расчетно-платежных документов и ускоренным получением платежей по ним.

Все системы клиринговых расчетов имеют много общих техноло­гических и функциональных аспектов. Схема создания клиринговой системы включает следующие основные элементы:

•автоматизированные рабочие места (АРМ) в банках, на пред­приятиях и в РКЦ;

•транспортную среду для соединения АРМ с центрами коммуни­каций;

•центры коммуникации, организующие прием и передачу фи­нансовых документов;

•клиринговые центры, выполняющие взаимозачеты встречных потоков межбанковских платежей.

Эффективность взаимных расчетов между банками путем зачета финансовых требований и обязательств во многом определяется пра­вильностью выбора схемы клиринговой обработки экономической информации. Электронный клиринг позволяет финансовым органи­зациям на базе АРМов открывать кредиты вплотную к дате расчетов, тем самым сокращая время возврата неуплаченных дебетовых плате­жей за счет оперативного получения кредитов и уменьшения времен­ных рисков неплатежей.

С целью совершенствования организации межбанковских расче­тов и широкого внедрения в практику межбанковского клиринга Бан­ком России разработана долговременная программа по созданию сис­тем локальных клирингов и общегосударственного клиринга.


Часть II

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...