Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новоевропейская личность и понятие рефлексии




Только в Новое время разум (и рассудок) философы начинают целиком относить к человеку и трактуют как способности его души. В сфере души оказываются обе составляющие: и природные страсти (стремления, желания), и способности разума (сознания), обращенные как на страсти, так и на самих себя. Необходимое условие "замыкания" этих составляющих души в самой душе – формирование представления о личности. Действительно, начиная с Возрождения формируется социальный институт личности и сама личность человека. Институт личности – это система культурных и правовых норм, правил и обычаев, закрепляющая самостоятельное поведение человека в обществе, его роли и функции, преимущественную ориентацию на других людей (и лишь во вторую очередь на бога и церковь). В психологическом плане все эти моменты обеспечиваются особой организацией поведения и сознания человека, т.е. собственно "личностью". Человек теперь отождествляется не только с различными религиозными персонажами (богом, святыми), но, во-первых, с самим собой (центрирует жизнь на своем "я") и, во-вторых, с себе подобными. По механизму такое отождествление предполагает конструирование "образа себя" и подчинение ему "естественного поведения" человека. Хотя содержание "образа себя", как правило, берется со стороны (при заимствовании внешних образцов), оно одновременно рассматривается как присущее самому человеку (как его способности, характер, конституция, склонности, потребности). Личность – это такой тип организации сознания и поведения человека, в котором ведущую роль приобретают "образы себя" и действия с ними: уподобление и регулирование естественного поведения со стороны "образов себя" (сознательное, волевое и целевое поведение); отождествление ранее построенных "образов себя" с теми, которые действуют в настоящее время (воспоминание); поддержание "образов себя" (самоактуализация); смена "образов себя" (развитие, изменение) и т.п. Но сам человек обычно не сознает "искусственный" аспект своего поведения, для него все эти действия с "образом себя" переживаются как его естественные состояния или как события, которые он претерпевает.

Если взглянуть теперь на процесс формирования личности с точки зрения механизмов самоорганизации психики, то можно утверждать, что "образ себя" и манипулирование с ним есть способ семиотического опосредования жизнедеятельности, на основе которого и формируется особая реальность, реальность "я". События этой реальности переживаются человеком как его собственная жизнь, имеющая прошлое, настоящее и будущее, жизнь, обусловленная его индивидуальными, личными желаниями и устремлениями, его характером, конституцией и способностями.

В структуре личности разум берет на себя новую функцию – он интегрирует, согласует, связывает различные, несовпадающие характеристики "я". Действительно, по мере развития человека его психика вынуждена согласовывать новые характеристики "образа себя" со старыми; аналогично, подобное согласование необходимо и в тех случаях, когда человек попадает в принципиально новые ситуации (ведет себя в них неожиданно для самого себя) или сталкивается с новыми людьми, отождествляя себя с ними и т.п. При этом новое состояние личности должно как бы проистекать из старого; не может быть двух независимых "образов себя" (это ведет или к параличу жизни, или к психической патологии – шизофрении, раздвоению личности). Разум (сознание) как ясная, истинная инстанция личности (скрытый ангел-хранитель нашей души) берет на себя функцию в реальности "я" осуществлять все подобные синтезы, сливать новое со старым, быть причиной изменения (развития) "я". Он постоянно фиксирует несоответствие "я" самому себе (его рассогласование внутри себя), осмысляет его с точки зрения иной инстанции "я" (по сути божественной, но в данном случае рассматриваемой как разумная). Но ведь это и есть рефлексия, как ее понимал Локк. Она выполняет две функции: а) получает знания о внутренних деятельностях души и б) осмысляет, сознает эти деятельности (момент, связанный с разумом). Этим функциям как раз и соответствует понимание Локком рефлексии как "отражения", "отклонения" (т.е. перенос осознаваемых внутренних деятельностей души в иную сферу – разумную, божественную); да и роль рефлексии у него любопытна – обеспечивать веру, познание, воспоминание.

Итак, в философии Нового времени понятие рефлексии было призвано объяснить целостность и развитие человека как личности. С одной стороны, личность постоянно приобретает новые знания, представления, понятия, способности, с другой – все эти новообразования прочно закованы в круг "я", принадлежат универсуму личности и, следовательно, должны проистекать из уже существующего в "я", т.е. из старого. Разрешение этого противоречия, как и в античной философии, происходит в рамках рефлексивного мышления (но в данном случае уже вводится осознанное понятие рефлексии). Универсуму личности приписывается особая способность – рефлексия, сочетающая в себе одновременно искусственный план (отображение деятельности души, познание ее) и естественный (сама рефлексия есть часть души, механизм ее изменения). Безусловно, личность изменяется не только и не столько сама по себе, сколько под влиянием внешней среды (взаимоотношений, деятельности, попыток разрешить различные проблемы) и поэтому отнюдь не является универсумом. Однако в плане реальности "я" личность есть именно универсум, и пока подобная точка зрения работает, будет работать и понятие рефлексии.

Список литературы

Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. – Т. 1. – М., 1960.

Аристотель. Метафизика. – М.; Л., 1934.

Марсилио Фичино. Комментарий на "Пир" Платона // История эстетики. – Т. 1. – М., 1962.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.org.ua/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...