Существуют основания, по которым можно получить отсрочку или рассрочку уплаты налоговых платежей.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Изменение сроков уплаты налогов осуществляется в порядке, установленном главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налогов предусмотрено в виде отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, при этом срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.[13] Статьей 62 НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога заинтересованному лицу (решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене): 1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; 3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство. При этом в любом случае заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке. Отсрочка или рассрочка уплаты налоговых платежей Основаниями для изменения срока уплаты налога могут являться: 1) причинения лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3) угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер[14] 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации. Общий срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, не может превышать один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, поименованы в ст. 63 НК РФ, в том числе, в отношении федеральных налогов - Федеральная налоговая служба, а решения об отсрочке/рассрочке уплаты федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от 1 до 3-х лет- Правительство РФ; региональных и местных налогов - Управление ФНС России по субъекту РФ; налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России – Федеральная Таможенная служба, ЕСН – Федеральная налоговая служба по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, ФОМС РФ). Инвестиционный налоговый кредит Наряду с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты налогов организация также может предоставляться инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии достаточных оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.
Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите, тем не менее, п.3 ст. 66 НК РФ установлено, что в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, а накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период, в случаях же, если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.[15] Основаниями, для предоставления инвестиционного налогового кредита, являются: 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами (кредит предоставляется в размере 30%в стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей); 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Указанные основания должны быть документально подтверждены. Процедура изменения порядка уплаты налогов
Бездействие налоговых органов в виде нерассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога незаконно и может быть обжаловано в установленном порядке (Постановления ФАС Уральского округа от 21.01.08 №Ф09-11304/07-С3, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.07 № А56-11816/2007 ).
Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено досрочно в случаях либо уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока либо нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки. В последнем случае налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.[16] Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда, также с последующим обязательством в установленные подп. 8 и 9 ст. 68 НК РФ сроки уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога. Новая антикризисная поправка в НК РФ С 1 января 2009 года вступили в силу следующие уточнения порядка изменения срока уплаты налогов, которые могут быть полезны крупным и оборонным предприятиям (так называемая «антикризисная поправка»): 1) Глава 9 НК РФ была дополнена ст. 64.1, в соответствии с которой Министр финансов РФ вправе предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий (п. 5 ст. 63, абз. 3 п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 НК РФ). Данные обстоятельства компании должны быть документально подтверждены (п. 2 ст. 64.1 НК РФ- справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пенями штрафам; предполагаемый график погашения задолженности; документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности; письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации) при обращении в Министерство финансов РФ с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки). Копия такого заявления направляется в налоговый орган по месту учета организации.
Срок для принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) составляет один месяц со дня получения заявления (п. 4 ст. 64.1 НК РФ). Указанная отсрочка/рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения. Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта РФ и (или) муниципального образования; решение об отсрочке или рассрочке в части ЕСН, подлежащего зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов. При этом на сумму задолженности, по которой Министром финансов РФ принято решение об отсрочке или рассрочке (по аналогии с общим порядком предоставления отсрочки или рассрочки, содержащимся в ст. 64 НК РФ), начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в период отсрочки (рассрочки) (п. 5 ст. 64.1 НК РФ). 2) Перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита на основании соглашения, заключенного с уполномоченным органом, дополнен выполнением организацией государственного оборонного заказа (подп. 4 п. 1 и подп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ). Заключение
В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы. Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.[17] Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, -- это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях. Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы: - изъятия; - скидки; - освобождения. Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы). В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо: 1. Провести «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах налоговых льгот; 2. Выработать их системную концепцию; 3. Установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным осуществлением. Таким образом, мы рассмотрели основные способы предоставления налоговых льготв общих чертах и на примере конкретных налогов для физических и юридическихлиц. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Поэтому все, на кого распространяется действие налоговых льгот, заинтересованы в знании законов,своих прав и обязанностей.
Список использованной литературы:
1.Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. - 2010. - №10. - с.122 - 136. 2.А.Н. Майданская. Налоговые льготы как инструмент финансового регулирования малого предпринимательства: региональный аспект. Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) ТюмГУ, г. Нижневартовск, 2008г. 3.Авдеев А.А. "О порядке применения налоговых льгот (на примере налоговых льгот по налогу на прибыль организаций)". "Налоги", М., 2008, N 25 4.Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2009. N 2. С. 39 - 40. 5.Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2009. N 3. С. 16. 6.Горобинская В. Процесс налогового регулирования как процесс реализации экономических интересов / В сб. Государственное регулирование трансформационных экономик. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 2008. С. 12. 7.Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2006. С.89. 8.Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. – М.: «Гелио» АРВ, 2010, - 536с 9. Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2009. 10. Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот Финансовое право, 2010, № 2. - С. 14-21. 11.Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России. Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2008. С. 62. 12.Коновалова Т., Кузьмина Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности // Финансы. №6. 2009. С.40. 13. Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2010. С. 484. 14. Матинов А.С. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) // Финансовое право. 2010. N 4. С. 48. 15. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юрист, 2009. С. 66. 16. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2010. - 591с. 17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Книжный мир», 2010, - 592с 18. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. - М.,, 2009.- 123 с. 19. Парыгина В.А., К.Браун, Дж.Масгрейв, А.А.Тендеев – Налоги и налогообложение в России,Москва 2008,- 640 с. 20.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2009 21.Румянцев А.В.Налоговое регулирование в зарубежных странах. М., 2010г. 22.Скорик Т. Основные направления совершенствования налогового администрирования в переходной экономике современной России // В сб. 23.Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Волгоград. 2009 24. Шалюхина М.Н. Уроки реструктуризации // Налоговый вестник. 2010. N 2. С. 3. 25. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2011 г. - 528 с. 26. Финансовое право России. Учебник. Крохина Ю.А. М.: Экзамен 2009, 3-е изд., 720с. 27. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. - 606 с.
Ссылки на используемую литературу: [1]Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. - М.,, 2008.- 123 с. [2]Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824. [3]Финансовое право, 2004, № 2. - 126с. [4]Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. 360с. [5]Парыгина В.А., К.Браун, Дж.Масгрейв, А.А.Тендеев - Налоги и налогообложение в России,Москва 2006,- 640 с.. [6]Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам. [7]В соответствии с п. 2 ст. 259.3 НК РФ [8] п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса. [9]Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 56) [10]Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. [11]«О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». [12]Федеральный закон "О пожарной безопасности" [13]Налогового кодекса Российской Федерации глава 9 п. 3 ст. 61 НК РФ [14]Закон "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" [15]НК РФ п.3 ст. 66 [16](п. 4 ст. 68 НК РФ). [17]ст. 56 НК РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|