Факторный анализ финансового результата от продаж
Анализ состава и динамики прибыли
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают, главным образом, от реализации продукции (работ, услуг), а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
В процессе анализа используют следующие показатели прибыли:
Валовая прибыль (маржинальная прибыль) — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от продаж представляет собой разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
Балансовая (общая) прибыль включает финансовые результаты реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.
Чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Нераспределенная прибыль — это чистая прибыль за минусом её использованной суммы на накопление и потребление.
Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:
1) анализируется прибыль по составу в динамике;
2) проводится факторный анализ прибыли от реализации;
3) анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;
4) анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль;
5) дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;
6) анализируется использование прибыли на накопление и потребление;
7) разрабатываются предложения по составлению финансового плана.
При этом следует учитывать, что методика факторного анализа применима как при анализе показателей прибыли за отчетный период, так и при обосновании плана.
Формирование прибыли от всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (механизм образования прибыли) представлено на схеме.
Формирование и распределение общего финансового результата
Оборот - выручка от реализации продукции
| (-)
| Себестоимость продукции (оборота)
|
|
|
|
| =
|
Расходы периода
| (-)
| Брутто-результат (валовая прибыль) от реализации продукции (оборота)
|
|
|
|
| =
|
Результат от операционной (прочей) деятельности
| (+)
| Финансовый результат от реализации продукции
|
|
|
|
| =
|
Результат от прочей внереализационной деятельности
| (+)
| Финансовый результат от финансово-хозяйственной деятельности
|
|
|
|
| =
|
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи в бюджет
| (-)
| Финансовый результат до налогообложения
|
|
|
|
| =
|
Чрезвычайные доходы и расходы
| (+)
| Финансовый результат от обычной деятельности
|
|
|
|
| =
|
|
| Чистая прибыль
|
| | | | |
Факторный анализ финансового результата от продаж
Существуют различные методики факторного анализа финансового результата (ФР) от продаж, отличия которых заключается в перечне факторов, влияния которых предполагается найти. По данным отчёта о финансовых результатах можно определить влияние следующих факторов:
· Изменение выручки от реализации ΔПВ;
· Изменение цены реализации ΔПЦ;
· Изменение уровня себестоимости ΔПС;
· Изменение коммерческих расходов ΔПКР;
· Изменение управленческих расходов ΔПУР.
ФР (050) = В – С – КР – Ур
где,
В1 - выручка от продаж в отчётном периоде;
В0 - выручка от продаж в базисном периоде;
ΔВЦ - изменение выручки от продаж под влиянием цены;
RР0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
ΔВЦ = В1 – В’
В’ = В1/IЦ
IЦ = индекс цены
IЦ = (100 + TRЦ) / 100
TRЦ – средний темп прироста цен.
RР0 = ФР0 / В0
Воспользуйтесь поиском по сайту: