Основной нормативный акт, регулирующий процесс по банкротству, это Федеральный закон “О банкротстве” от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Процедура реорганизации
При реорганизации юридического лица, затрагиваются интересы кредиторов, поэтому права кредиторов, это основной вопрос правового регулирования реорганизации. Обязанностью учредителей является, уведомить в письменном виде всех кредиторов о реорганизации юридического лица. Кредиторы вправе потребовать досрочное исполнение обязательств или прекращения, должником по которому является юридическое лицо, а также возмещение убытков. В тех случаях, которые предусмотрены законом, реорганизация в форме присоединения или слияния, проводится только с согласования уполномоченных государственных органов. При несогласии на реорганизацию антимонопольного органа, организация имеет право обраться в суд. Для реализации принципа универсального правопреемства, который закреплен в Гражданском кодексе, нужно иметь объективные данные об финансовых обязательствах и имуществе реорганизуемого общества. Эти данные, в обязательном порядке, должны быть подтверждены результатами инвентаризации. Инвентаризация является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества и финансовых обязательств и носит обязательный характер. После проведенной инвентаризации, в обязательном порядке составляется разделительный баланс или передаточный акт. В данных актах содержится положение о правопреемстве, оно включается в себя, все обязательства реорганизованного юридического лица, в частности всех должников и кредиторов, также включает в себя, обязательства, которые оспариваются сторонами. В том случае, когда передаточный акт не может определить правопреемника данного реорганизованного юридического лица, то новые юридические лица несут по обязательствам этого лица ответственность перед кредиторами.
Реорганизационная процедура имеет правила и этапы, которые используются всеми формами реорганизации: ) При завершении реорганизации юридического лица, которое создано в процессе слияния, преобразования, выделения, это лицо обязано встать в налоговую на учет и изготовить новую печать, а также встать на учет в государственные внебюджетные фонды и получить коды ОКВЭД. 2) После присоединения и слияния, прекращается деятельность юридического лица - предшественника. Ликвидация этих юридических лиц будет завершена только после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр, а для этого необходимо снять предприятие с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать. 3) Юридическое лицо будет считаться реорганизованным, исключение составляет реорганизация - присоединение, с того момента, когда происходит регистрация нового возникшего юридического лица. А реорганизация, проходящая в форме присоединения одного юридического лица к другому, то первое является реорганизованным с момента ликвидации лица, которое к нему присоединилось. Методические указания, по которым формируется бухгалтерская отчетность при реорганизации юридического лица, принятые Министерством финансов, далее соответствующие методические указания: Для полного отражения информации в бухгалтерской отчетности, в принятом решении о проведении реорганизации учредителями, могут предусмотреть соответствующие методические указания: ) сроки проведения инвентаризации обязательств, имущества; ) способы оценки принимаемого или передаваемого в порядке правопреемства обязательств или имущества; ) в связи с изменениями в обязательстве и имуществе, порядок правопреемства, может возникнуть после момента утверждения разделительного баланса или передаточного акта в процессе данной деятельности реорганизуемой организации, а также порядок по осуществлению особых хозяйственных операций (предоставление или получение займа и кредита, а так выполнение финансовых вложений);
) порядок, в соответствии с которым формируется уставной капитал, фонд, складочный капитал, паевого фонда и величина его для отображения в документах, появившихся организаций и реорганизуемых лиц; ) распределение чистой прибыли данного отчетного периода, а также отчета прошлых лет данной реорганизуемой организации с веденым учетом необходимой направленности на выкуп у акционеров акций и списание условный обязательств; При проведении реорганизации, то формируется бухгалтерская отчетность при наличии соответствующих методических указаний: ) учредительный документ организации, которая возникла в процессе реорганизации; ) решение соответствующих органов или учредителей, которые определены законодательством РФ; ) договор о присоединении или слиянии, которые установлены законодательством РФ; ) передаточного акта или разделительного баланса данной организации; ) документ, который подтверждает факт, что в единый государственный реестр была внесена запись; В решении, принимаемом учредителями, указывается, что передаточный акт и разделительный баланс, включают данные приложения: 1) бухгалтерская отчетность, согласно которой определяется состав обязательств и имущества, а также их оценка на отчетную дату, перед датой, когда оформлялась передача; 2) опись обязательств реорганизуемой организации и инвентаризации имущества, которая проведена после создания передаточного акта или разделительного баланса, которая подтверждает их достоверность; ) учетный первичный документ по материальным ценностям; акты передачи-приемки средств, производственно-материальный запас, иному имуществу, подлежащему приемке-передаче; ) расшифровка дебиторской и кредитной задолженности, содержащие информацию о письменном уведомлении в поставленные сроки дебиторов и кредиторов о переходе обязательств и имущества к правопреемнику, расчетов с государственными внебюджетными фондами и соответствующими бюджетами и др.;
В соответствии с НК РФ ст. 54, “то налогоплательщик, исчисляющий налоговую базу, основываясь на данных регистров в бухгалтерском учете или на других основанных документах, подтверждающих данные об этих объектах, которые подлежат налогообложению. Согласно этому, то данные документы очень важны организации, для того, чтобы они могли вести налоговый учет.” “Компания, которая приняла решение о том, что будет проводиться реорганизация, должна в письменном виде представить сообщение в налоговый орган по месту учета, не позднее трех дней, после принятия данного решения.”- (п. 2 ст. 23 НК РФ). После нарушение этого срока, на нарушителя и на юридическое лицо, налагается штраф: ) в размере 1000 рублей для организации ) 300 или 500 рублей для руководителя В соответствии с Федеральным законом " O государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей " ст. 14, при регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации, то в соответствующий орган представляются: ) заявление вновь возникшего юридического лица о государственной регистрации; В данном заявлении указывается, что: а) учредительные документы, создаваемые путем реорганизации юридического лица, соответствуют законодательству РФ, а именно требованиям к документам этого юридического лица, соответствующей организационно-правовой формы; б) достоверные сведения, которые содержатся в учредительных документах и заявление о государственной регистрации; в) разделительный баланс (передаточный акт), содержащий положения обо всех обязательствах к новому возникшему юридическому лицу, в отношении ко всем кредиторам; г) все кредиторы уведомлены в письменной форме, данного реорганизуемого лица, о его реорганизации, возникшие вопросы при реорганизации согласованы с государственными органами или местным самоуправлением. На каждое юридическое лицо, которое возникает в процессе реорганизации, заполняет заявление;
) учредительные документы юридических лиц, созданных путем реорганизации (удостоверенные копии нотариусом или подлинники); ) решение о проведении реорганизации юридического лица; ) договор о присоединении или слиянии; Поэтому, каждое общество проводит общее собрание, участвующих в реорганизации юридического лица в форме слияния, они принимают главное решение, а также и решение о принятии договора о слиянии. ) разделительный баланс (передаточный акт); 6) документ, который подтверждает уплату государственной пошлины; Юридические лица, создаваемые путем реорганизации, имеют отличия по месту нахождения с лицами реорганизуемого лица. Государственная регистрация нового созданного юридического лица, в процессе реорганизации, проходит согласно ст. 8 закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по месту его нахождения. Всю эту процедуру осуществляет соответствующий орган по месту нахождения данного лица. Для этого им дается не более пяти рабочиx дней, со дня внесения документов в орган, их регистрирующий. Юридическое лицо признано реорганизованным, только после государственной регистрации новых юридических лиц. Исключениями являются реорганизации, проходившие в форме присоединения. в данном случае юридическое лицо, является реорганизованным, после того, как будет внесена в ЕГРЮЛ запись, о прекращении деятельности последнего юридического лица. Важно отметить, что юридические лица, которые созданы в процессе преобразования, выделения, слияния, разделения, после их регистрации, они обязаны встать на налоговый учет, получить коды ОКВЭД, изготовить печать, а также в государственных внебюджетных фондах встать на учет. Согласно тому, что при присоединении и слиянии деятельность юридических лиц прекращается, то ликвидация их будет завершена после того, как будет внесены записи в ЕГРЮЛ. Для этой операции необходимо снять данную организацию с налогового учета, а также закрыть расчетный счет в банке, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, уничтожить печать. Глава 2. Ликвидация юридических лиц
Понятие и основания ликвидации юридических лиц
Ликвидация юридического лица - это его прекращение, которое не влечет образования новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В таких случаях к совсем другим лицам имущество переходит, которое осталось после прекращаемого юридического лица, без изменения количества численности его лиц и характера их юридической личности. Так как юридическое лицо было создано для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации нужно завершить имущественные отношения с его участием.
Основания для ликвидации юридического лица можно поделить на 2 пункта: )Добровольная ликвидация; )Принудительная ликвидация; К добровольной ликвидации относится (Наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности его принудительной ликвидации, если на момент обращения с иском процесс добровольной ликвидации не завершен и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ.): а)решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация; б) по достижению цели, ради которой учреждение создано; в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего закона, если эти несоблюдения нельзя устранить; К принудительной ликвидации относятся: а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом активности без получения лицензии, когда это необходимо или вообще запрещенной законом; б) другое грубое нарушение действующего законодательства; в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом активности, который противоречит его уставным целям; г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным, принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора;
Порядок ликвидации юридических лиц
Органы юридического лица или участники, которые приняли решение о его ликвидации, должны немедленно в письменной форме донести об этом органу, который зарегистрировал его, этот орган вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридический участник прибывает в стадии ликвидации. Участники, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Главная цель - завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами. Для того чтобы узнать эти связи, комиссия по ликвидации должна быть помещена в органах печати, которые публикуют сведенья о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами, которые не могут быть меньше двух месяцев с начала создания такого объявления. Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия должна сама принять меры к выявлению кредиторов, уведомить их письменно о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и взять с них долг. По завершению сроков для предъявления требований кредиторами, комиссия по ликвидации создает промежуточный ликвидационный баланс, являющийся предварительным определением соотношением имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он обязан содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, а также о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом по согласованию с органом, зарегистрировавшим эту организацию. Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст. 855 ГК и включает в себя два варианта: при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п. 2 ст. 855 и включающий в себя шесть очередей; если денежных средств достаточно для того, чтобы оплатить все долги, то они оплачиваются по мере их поступления. Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то имущество, которое закреплено за юридическим лицом распродается с публичных торгов. Если учитывать случай того, что и после реализации имущества ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, для того чтобы расплатиться по всем его долгам, п. 1 ст. 64 ГК предвидел очередность погашения требования кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она подобна той очередности, которая предвидена в п. 3 ст. 25 ГК, она регулирует очередность выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, которого призвали по решению суда банкротом, с такими свойствами: для реализации процедуры выплаты долгов юридического лица в определенном порядке не требуется постановление суда о признании его несостоятельным должником; в отношении имущества юридических лиц, в отличие от капитала граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки “…на которое может быть направлено взыскание”, т.е. в таких случаях может быть направлено на весь закрепленный за юридическим лицом капитал. Запросы кредиторов, которые заявлены после истечения срока, заданной ликвидационной комиссией, довольствуются из имущества юридического лица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в свое время. Запросы кредиторов, которые отклонены ликвидационной комиссией (если кредиторы не обжаловали это в суд или суд не удовлетворил их жалобу), а также те обстоятельства, которые оказались не положительными из-за недостатка капитала юридического лица, считаются погашенными. После окончания расчетов с кредиторами, комиссия по ликвидации собирает окончательный ликвидационный баланс, который содержит в себе сведения об окончательном имущественном положении ликвидируемой организации. Если у нее остался какой-либо капитал, то он по общему правилу отправляется его основателю, имеющий вещные права на этот капитал (например, учредители общественных и муниципальных унитарных организаций) или неизбежные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное не предусмотрено нормативными актами или образовательными протоколами юридического лица. На основание вышеизложенного, можно скомпоновать сжатые сведенья о порядке ликвидации юридических лиц: .Учредители или орган, который принял решение о ликвидации, устанавливают ликвидационную комиссию. (Ликвидационная комиссия образуется собственником ликвидируемого предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом для ликвидации предприятия.) .Комиссия по ликвидации выпускает в прессе сообщение о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. .Ликвидационная комиссия обнаруживает кредиторскую и дебиторскую задолженность. .Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. .Удовлетворяет спрос кредиторов. .Организовывает окончательный ликвидационный баланс, который является основанием для исключения юридического лица из государственного лица из государственного реестра юридических лиц. С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной.
Банкротство как способ ликвидации юридических лиц
Банкротство - это способ по ликвидации юридического лица. Под ним понимается признание арбитражным судом или должник объявляет о том, что неспособен выполнить требования кредиторов в договоренном объеме по исполнению обязанности, по денежным обязательствам и уплате платежей. Основной нормативный акт, регулирующий процесс по банкротству, это Федеральный закон “О банкротстве” от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Ликвидация по данной процедуре применяется в отношении только юридических лиц, к ним относятся: ) хозяйственное товарищество и общество ) производственные кооперативы ) государственные и муниципальные предприятия То есть лица, относящиеся к коммерческим организациям, но также и к некоммерческим юридическим лицам, а именно: ) потребительский кооператив ) благотворительные организации ) иные фонды К казенным предприятиям не применяют процедуру банкротства, потому что они обладают признаками некоммерческой организации, так и коммерческой, и они не несут субсидиарную ответственность, так как ее несет собственник, а именно Российская Федерация. В Федеральном Законе “О банкротстве” от 26.10.2002 N 127-ФЗ, указано, что арбитражные суды занимаются рассмотрением споров по делам о банкротстве. Должник, кредитор и прокурор обладают правом обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании банкротом должника, согласно с невыполнением его денежных обязательств. Также налоговые и другие уполномоченные органы могут обратиться в арбитражный суд. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением, если обнаружены им признаки фиктивного или умышленного банкротства. Банкротство является умышленным, если происходит преднамеренное создание собственником неплатежеспособности предприятия, увеличение руководителями ущерба нанесенного ими для личных интересов, а также интересов других лиц или заранее ведение дел некомпетентно. Банкротство является фиктивным, если заранее ложное объявление предприятием о своем банкротстве, целью которого является заблуждение кредиторов для отсрочки платежей, и в то же время, для получения скидки с долгов или рассрочки платежей. Прокурор может отозвать заявление до возбуждения производства дела. Дело о банкротстве рассматривается в судебном заседании арбитражного суда, срок для рассмотрения дела, в течение трех месяцев. Согласно Федеральному закону “О банкротстве” в данный срок обязаны быть приняты следующие решения: 1) признать должника банкротом, и признать об открытии конкурсного производства, как было в данном “деле №А57-3283/2014 арбитражного суда саратовской области признать должника - Общество с ограниченной ответственностью "Малахит", 413840, Саратовская область, город Балаково, ул. Волжская, 74 А, ОГРН 1126439000050, ИНН 6439077931, несостоятельным (банкротом) как ликвидируемого должника и открыть конкурсное производство.” 2) отказ в признании должника банкротом; ) определение о введении внешнего управления; 4) определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Существует несколько видов процедур банкротства, к ним относятся: 1) Наблюдение. Смысл наблюдения в том, что когда арбитражный суд принимает решение о производстве заявления о банкротстве должника, то не понятно, соответствует ли он признакам фактической несостоятельности,(т.е. может ли он по своим денежным средствам, удовлетворить требования кредиторов или выполнить оплату обязательных платежей в полном объеме) а наблюдение и ограничение прав руководителя, позволит установить платежеспособность должника, а также сохранность его имущества. 2) Внешнее управление. В законе о банкротстве указаны две процедуры банкротства это санация и внешнее управление имуществом. В нашем законодательстве, по процедуре банкротства, применяется только внешнее управление имуществом, а досудебная санация, в основном используется, как мера по предупреждению банкротства. 3) Конкурсное производство - это одна из процедур банкротства, она применяется к должнику, который признан банкротом, ее основной целью является, удовлетворение требований кредиторов. Главным моментом по открытию конкурсного производства, является, принятое решение арбитражным судом, о признании должника банкротом. ) Мировое соглашение - это особое соглашение сторон, в котором прекращается судебный спор, на основании взаимных уступков. Его смысл в том, что этот спор урегулируется мирным путем между сторонами. Приемлемо мировое соглашение между кредитором и должником, независимо от стадии рассмотрения дела арбитражным судом, даже после решения арбитражного суда, о признании должника банкротом. Также учитывается стадия, на которой было утверждено мировое соглашение, поскольку от стадии, зависят последствия, а именно: ) мировое соглашение, принятое в процессе наблюдения и внешнего управления, считается основанием для прекращения производства по делу. ) если мировое соглашение утверждено в ходе внешнего управления, то оно является основанием, для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов. ) если мировое соглашение, утверждено в ходе конкурсного производства, то признание должника банкротом и открытие конкурсного производства, по решению арбитражного суда, не подлежит исполнению. После утверждения мирового соглашения арбитражным судом, оно сразу вступает в силу, для должника, так и для конкурсных кредиторов и третьих лиц, т.е. всех участников мирового соглашения. Заключение
В прекращение деятельности юридического лица, можно выделить несколько критериев классификации, - в зависимости от органа, который принял данное решение о прекращение деятельности юридического лица, или от наличия правопреемства. Также можно классифицировать в зависимости от органа, который принял данное решение о прекращение деятельности юридического лица, оно может быть добровольное или принудительное. Прекращение является добровольным, когда сторона сама принимает решение о прекращение своей деятельности. А принудительное, это когда решение по прекращению деятельности, происходит по решению суда, или уполномоченным на то, государственным органом. От наличия правопреемства существует два вида прекращения деятельности юридических лиц, это реорганизация и ликвидация. Прекращение деятельности юридических лиц, как видно из гражданского законодательства, занимает очень важно место в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, т.к. происходит исключение лица из числа субъектов гражданского права. Что касается ликвидации, а именно их механизмов финансового оздоровления и банкротства, в экономических преобразованиях не имеют особого значения в России. Очень значимы результаты проводимых процедур, т.к. они влияют на эффективность реформирования и перестройку на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики. Важно отметить, что в гражданском обороте часто возникают проблемы, связанные с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц. Изменение на стороне одного из субъектов правоотношения находится вне контроля другой его стороны и может привести к утрате контрагентом возможности удовлетворить охраняемый законом интерес или защитить нарушенное право. Подобное изменение - это риск, который нельзя избежать. В то же время законодательная регламентация процедур прекращения названных хозяйствующих субъектов довольно лаконична и не отражает всего многообразия возникающих на практике ситуаций.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. (N 51-ФЗ действующая редакция от 14.11.2013) 2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 01.01.2014) 3. Государство и право / Носырева И. - 2007 г. - №9. 4. Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2007 г. 5. Гражданское право: Учебник./ Под ред. Цыбуленко З.И. - М.: Юристь, 2009 г. 6. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). / Под ред. Садикова О.Н. - М., 2010 г. 7. Сабаков С.К. Ликвидация юридических лиц. - Н.Новгород, Экономика и жизнь, 2008 г. 8. Федеральный закон “О банкротстве” от 26.10.2002 года №127 9. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|