Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.




Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти (государственного управления). В качестве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Правительстве РФ, в положениях о федеральных министерствах и т. п. Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государственно-управленческой деятельности.

Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юри-дических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т. п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Диспозиция нормы — это предписания, зап-реты и дозволения. Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы. С другой стороны, конкретные административные санкции всегда закрепляются в нормах, предусматривающих составы конкретных административно-правовых правонарушений.

Права, обязанности и ответственность граждан в сфере административного права

Административно-правовой статус гражданина — это составная часть общего правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами.

Основные права гражданина в сфере государственного управления:

Социально-экономические:

  • право на образование (право на поступление в общеобразовательную школу, право на поступление в высшее учебное заведение);
  • право на жилище;
  • право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Политические:

  • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • свобода мысли;
  • свобода шествий;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  • право на административное обжалование;
  • право на судебное обжалование (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изм. и доп.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);
  • право на объединение;
  • право мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

 

Личные:

  • право на личную неприкосновенность;
  • право на приобретение оружия, на хранение и ношение определенных видов оружия (реализуется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и контролируется органами внутренних дел);
  • право на донорство;
  • право на перемену фамилии, имени, отчества;
  • право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
  • права на управление транспортными средствами;
  • право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности

Основные обязанности гражданина в сфере государственного управления

  • соблюдение законов, подзаконных актов;
  • своевременная уплата установленных законом налогов и сборов;
  • обязанность проходить службу в вооруженных силах;
  • соблюдение административно-правовых норм и требований органов государственной власти и местного самоуправления;
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены;
  • обязанность соблюдать трудовую дисциплину;
  • обязанность соблюдать правила дорожного движения;
  • обязанность регистрации и снятия с регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания

Содержание административной правосубъектности граждан:

1. Административная правоспособность:

Признаваемая возможность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера. Многие права гражданина, имеющие административно-правовой характер, возникают с момента его рождения, затем в течение жизни приобретаются им и прекращаются с его смертью (например, активное избирательное право наступает по достижении лицом 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы — с 21 года, а Президентом РФ — с 35 лет).

2. Административная дееспособность:

Способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами права. Согласно Конституции РФ полная дееспособность граждан Российской Федерации возникает с 18 лет (ст. 60). Однако административная дееспособность может возникнуть и раньше (например, с 16 лет в связи с совершением административного правонарушения или по другим основаниям).

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права.

Административная правоспособность — это возможность субъекта вступать в правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...