Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество как исторический процесс; антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы.

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики

1. Общество как исторический процесс; антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы.

2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества.

3. Философские аспекты цивилизационной динамики.

4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

Общество как исторический процесс; антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы.

Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято вне контекста исторического развития. Процессуально-динамические характеристики социальной реальности являются предметом философии истории, которая изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса. А также особенности и формы самого исторического познания.

Антропогенез – длительный период становления человека от высших ступеней к низшим. Социогенез – возникновение и развитие общества. Антропо- и социогенез представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса.

Выделяют несколько подходов к интерпретации социогенеза. Креационистский подход формировался в русле религиозного понимания общества. В натуралистическом подходе утверждался естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы здесь не рассматривались. В эволюционистском подходе возникновение общества трактовалось как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции.

Одной из наиболее распространенных теорий антропосоциогенеза является трудовая теория Ф. Энгельса. Сам по себе человек – это еще не общество. Группа людей, объединенных какой-либо целью представляет собой общество, так как чтобы жить, люди создают необходимые предметы с помощью труда. Отсюда труд является главным условием существования общества. Наиболее важные вехи социогенеза: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры, моногамной семьи в результате неолитической революции, института частной собственности, государства и сложных форм духовности.

В ХХ в. появились такие концепции социогенеза, как игровая (Й. Хейзинга), культурно-символическая (Э. Кассирер), психоаналитическая (З. Фрейд и др.), которые рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор в процессе становления и развития человека и общества.

Развитие и функционирование общества определяется объективными факторами, независимыми от воли и сознания людей (социально-экономические, природно-географические, демографические, этнокультурные, технико-технологические) и субъективными факторами, представляющими собой сознательную деятельность различных социальных субъектов (социальные группы, политические институты, элиты, массы, человечество в целом), направленную на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. Противоречивость в объяснении действия социальных законов заключается в абсолютизации роли либо объективных, либо субъективных факторов исторического процесса. Так, в традиции философского течения волюнтаризма (от лат. voluntas – воля) в абсолют возводится воля субъекта как надындивидуальное иррациональное начало и рассматривается как высший принцип социального бытия. Фатализм (от лат. fatum – судьба) наоборот исключает свободный выбор и активную роль человека в истории.

В социальной философии рассматривается проблема источника социальной динамики. Так, например, в марксизме в качестве источника социальных изменений выступают социальные антагонистические противоречия, ведущие к разрушению исходной социальной системы и формированию новой. В концепции структурного функционализма         Т. Парсонса функционирование и развитие общества обеспечивается за счет равновесных отношений между подсистемами общества и социальными силами. В теории социального конфликта Р. Дарендорфа динамизм обществу придают разнообразные социальные конфликты.

Трансформация и модернизация как основные типы социального изменения представляют собой содержательный аспект концепции индустриализации: модели семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества. «Первичная» модернизация – это процесс изменений, осуществленный в эпоху промышленных революций. «Вторичная» модернизация – это процесс формирования индустриального общества в странах третьего мира в ситуации наличия образцов (центров индустриально-рыночного производства) и возможностей прямых контактов с ними. «Вторичная» модернизация была представлена двумя образцами: советизация и вестернизация.

Классическая модернизационная теория объясняла социальную динамику как переход общества от традиционной стадии развития к современной. При этом под традиционным обществом понимается общество, воспроизводящее себя на основе традиции и имеющее следующие характеристики: ориентация в организации социальной жизни на мифологические и религиозные представления; коллективизм; преобладание локального над универсальным; экономика сельского хозяйствования; авторитарность власти, циклическое развитие и др. Современное общество коренным образом отличается от традиционного тем, что ориентируется на инновации; демократические институты; на инструментальные ценности; массовое образование; преобладание универсального над локальным; персональная выделенность и индивидуализированность индивида; поступательное нециклическое развитие и др.

Одним из альтернативных типов модернизационной теории является транзитология, сущность которой сводится к двум основным принципам: демократизация и маркетизация. В частности, в России и других странах СНГ осуществление этого проекта модернизации столкнулось с рядом проблем, например противоречие между рационализацией производительных сил и традиционными национальными ценностями. Анархия как определенный тип свободы, во многом свойственная славянскому менталитету, обернулась в процессе модернизации в негативную форму индивидуализма, отрицающую не только власть, но интересы другого. В результате такого конфликта ценностей это радикальный вариант модернизации привел к демодернизации, демократизация – к анархическому порядку. При этом следует отметить, что освоение демократических идей не обязательно приводит к демократии, напротив даже подчас формирует специфические квазидемократии. В силу указанных проблем проект транзитологии себя не оправдал. Россия, Республика Беларусь в настоящий момент ориентированы на другой модернизационный проект, а именно модернизация на основе собственной идентичности.

Современная концепция цивилизационного поворота как перехода от цивилизаций локального типа к глобальной цивилизации выдвигает идеал единого планетарного социоприродного комплекса, основанного на этно-культурном многообразии и полицентризме, где культурная гетерогенность мира является основой не только стабильности, но и эволюционного культурного потенциала человечества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...