Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реабилитация различных категорий населения

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ЗАДАЧА 1.

Во время патронажа семьи социальный работник обнаружила в квартире мужчину средних лет, без сознания.

При осмотре – не контактен, речь отсутствует, болевая реакция сохранена. На лице множественные ушибленные рваные раны, в лобной части подкожная гематома. На волосистой части головы, в затылочной области, подкожная гематома без повреждения кожных покровов. Левый зрачок немного шире, чем правый. АД 80/60 мм рт. ст., пульс 64 уд./мин., дыхание поверхностное, учащенное, ЧДД 26 в минуту.

Задание

1. Определите неотложное состояние, развившееся у больного.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

 

ЗАДАЧА 2.

При посещении семьи социального работника пригласили в соседнюю квартиру. Мужчина 60 лет находится в бессознательном состоянии. Со слов жены, за несколько часов до потери сознания жаловался на сильную головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. Накануне было застолье с употреблением алкоголя. В анамнезе – гипертоническая болезнь, систематически не лечился.

Объективно:

Неконтактен, речь отсутствует. Психомоторное возбуждение. АД 280/120 ударов в минуту, пульс 120 ударов в минуту, дыхание шумное, глубокое с периодами апноэ до 5-10 сек.

Задания

1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

 

ЗАДАЧА 3.

В общественном месте на земле лежит женщина в возрасте примерно 30 лет. Сознание отсутствует. Кожные покровы бледные, цианотичные. Челюсти сжаты, голова запрокинута назад. Руки и ноги в полусогнутом положении, мышцы напряжены. Зрачки расширены, равны с обеих сторон, на свет не реагируют. Через несколько секунд после осмотра развились симметричные подергивания мышц лица и конечностей. Появились розовая пена изо рта. Непроизвольное мочеиспускание. АД 180/90 мм рт.ст., пульс 102 удара в минуту.

Задания.

1.Определить неотложное состояние, развившееся у пациента

2.Составить алгоритм оказания неотложной помощи и обосновать каждый этап.

 

ЗАДАЧА 4.

Мужчина внезапно потерял сознание и с криком упал. Появились тонические, а затем клонические судороги. Наблюдается цианоз лица, выделение розовой пены изо рта, непроизвольное мочеиспускание. Реакция зрачков на свет отсутствует.

Задания

1.У больного большой судорожный припадок. Заключение основано на том, что приступ развился внезапно с потерей сознания, падением больного, наблюдались тоническая, а затем клоническая фаза припадка, характерный цианоз лица, выделение розовой пены изо рта (за счет прикуса языка), непроизвольное мочеиспускание.

2. Алгоритм неотложной помощи:

- если больной упал лицом вниз, необходимо положить его на спину,

- голову повернуть набок, чтобы обильно выделяющаяся слюна не попала в дыхательные пути,

- расстегнуть воротник и пояс для облегчения дыхания,

- под голову положить что-нибудь мягкое для предохранения от ушибов,

- не следует применять силу при удерживании больного во время судорог для профилактики вывихов и переломов,

- с целью предохранения языка от прикусывания, вложить сбоку между коренными зубами ручку ложки или шпатель, обернутый марлей, если этих предметов нет под руками, можно воспользоваться туго свернутой тканью или жгутом из края одежды.

Запрещается применять не обернутые металлические или деревянные предметы, возможна аспирация обломками зубов, дерева или металла

- специального лечения во время приступа не производится в связи с кратковременностью и обратимостью приступа.

Согласны ли Вы с данным решением задачи, что упущено и как можно еще действовать в подобной ситуации?

3. Какие факторы в практике работы специалиста по социальной работе могут спровоцировать подобные ситуации?

 

ЗАДАЧА 5.

Специалиста по социальной работе пригласили соседи. Перед ним молодая женщина с криком, рыданиями катается по полу, отмечаются хаотичные судорожные движения конечностей с выразительным выгибанием тела дугой. На вопросы не отвечает. При попытке определения реакции зрачков на свет, женщина плотно сжимает веки. Со слов мужа этому состоянию предшествовала ссора.

Задания

1.Определите состояние, развившееся у женщины. С чем следует его дифференцировать?

2.Составьте алгоритм ваших действий.

3. У какого специалиста необходимо проконсультировать женщину?

4.Какие социально-психологические технологии возможно использовать в данной ситуации?

 

ЗАДАЧА 6.

Перед вами мужчина 42 лет. Он находится в состоянии двигательного возбуждения. Поведение неадекватное, дезориентирован в месте и времени, в стахе оглядывается, заглядывает под стол, что-то стряхивает с себя, отмахивается от кого-то, обращается к мнимому собеседнику. Кожные покровы гиперемированы, выраженная потливость, отмечается дрожь всего тела, тремор рук. Тахикардия 110 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст. Со слов родственников - мужчина в течение 7 лет злоупотребляет спиртными напитками, был длительный запой.

Задания.

1.Определите развившееся состояние у мужчины.

2.Составьте алгоритм действия.

3. Какие специалисты должны заниматься мужчиной в данной ситуации?

4.Назовите социально-медицинские, социально-педагогические и социально-психологические технологии, которые возможно использовать с профилактической и патогенетической целями в данной и подобных ситуации.

 

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

 

ЗАДАЧА 1.

Женщина 56-ти лет оперирована по поводу онкологического заболевания 3 года назад. Удачно проведена медицинская реабилитация и наблюдается стойкая ремиссия. По комплексу заболеваний внутренних органов она является инвалидом 2 группы с причиной «общее заболевание», не работает в течение пяти лет. Живет с матерью и мужем-инвалидом. В последнее время отмечается раздражительность, сниженное настроение, покашливание и поперхивание при разговоре и еде. Наблюдается у терапевта, отклонений от нормы в анализах и исследованиях не выявляется. Рекомендовано наблюдение у психотерапевта.

Задания.

1.Какой вид реабилитации должен был быть проведен в послеоперационном периоде и в позднем отсроченном периоде после операции?

2. Какие специалисты должны наблюдать женщину?

3. В каких учреждениях медицинских и социальных возможно получить помощь?

4. Какие рекреационные технологии возможно использовать для снятия утомления от сложной домашней работы, ухода за мужем и психоэмоционального напряжения, связанного с онконастороженностью женщины?

 

ЗАДАЧА 2.

Ребенок страдает ДЦП (детским церебральным параличом), является инвалидом с детства; двигательная активность сохранена, имеет расстройство зрения, интеллектуально-мнестические нарушения, не контролирует свое поведение. Большую часть времени проводит дома, имеет няню, психолога, воспитателя. Ежегодно отец вывозил ребенка в Израиль, Египет, Турцию, Грецию для отдыха и лечения. В детский сад для детей с расстройствами зрения не был принят, так как в анамнезе имелись эпилептические приступы, что явилось противопоказанием для посещения специализированного детского дошкольного учреждения. К своим 10 годам ребенок пребывает практически в полной социальной изоляции. Отец через 10 лет ушел из семьи.

Задания.

1. Какие виды реабилитации и абилитации показаны ребенку и в учреждениях какого профиля?

2. Могла бы дать положительные результаты иппотерапия или дельфинотерапия?

3. Должен ли ребенок включаться в социум и какими путями?

4. Как вы считаете, рационально ли нахождение таких детей в специализированном интернате постоянно или в течение нескольких часов каждый день?

 

 

ЗАДАЧА 3.

В бюро МСЭ представлен больной 50-ти лет, имеющий среднее образование, специальность - водитель, женат, не работает последние 4 года, имеет 3 группу инвалидности.

Обследуемый предъявляет жалобы на «давящие» ощущения в голове, постоянный шум и звон в левом ухе, частое «мельтешение» в глазах, «забывчивость на давние события», нетерпимость к звуковым раздражителям, в том числе и к речи, плохую переносимость жаркой погоды. Характеризует себя в молодости как человека «уравновешенного, средне общительного, стеснительного, впечатлительного, обидчивого, принимающего все близко к сердцу». После накопления негативного потенциала возможны были импульсивные реакции, в результате чего часто менял места работы. Отмечает, что за период болезни стал «более раздражительным», даже «агрессивным» (что проявляется в ругани). Присутствует «постоянная тоска». Круг общения узок, к контактам не стремится. В беседах вязок, детален, ипохондричен. Фиксирован на своих переживаниях, другие темы не являются значимыми и игнорируются. Напряжен, тревожен. Легко аффектируется в ситуациях несогласия с ним. Претенциозен. Считает свою жизнь сложившейся неудачно. Склонен обвинять в этом окружающих, обстоятельства.

По заключению психолога: внимание, память, мышление, восприятие изменены по астеническому невротическому типу. Личностные изменения умеренно выражены. Трудонаправленность: неустойчивая. Социальная недостаточность: имеет место. Социально-бытовой статус: нарушен вследствие нарушения психических свойств личности умеренной степени и физического здоровья, приведших к ограничению жизнедеятельности по следующим основным категориям: умеренная степень ограничения способности к общению и легкой степенью ограничения способности к обучению, способности к ориентации, способности к труду, способности к самоконтролю, способности к самообслуживанию, способности к передвижению. Психологический реабилитационный потенциал удовлетворительный. Психологический прогноз неопределенный в виду личностных особенностей пациента. Установка на реализацию ИПР: неопределенная. Рекомендовано в комплексе реабилитационных мер включить психологическую коррекцию ценностных ориентаций, трудовых установок, мотивов. Возможность компенсации за счет создания специального режима осуществления жизнедеятельности. Показаний к консультации психиатра нет.

Задания:

1. Какой режим показан пациенту?

2. Какие учреждения могут помочь компенсировать нарушенные функции и будут способствовать успешной адаптации пациента?

3. Назовите специалистов, которые необходимы данному пациенту?

4. В чем выражается социально-психологическая функция технологий социальной работы с подобными больными?

 

ЗАДАЧА 4.

Пациент, направленный на МСЭ, контактен, эмоционально несколько напряжен и лабилен. В беседе многословен, трудно переключаем, вязок. Предъявляет многочисленные жалобы соматического характера, при этом отмечает ухудшение памяти, повышенную раздражимость и утомляемость. Считает себя тяжело больным и в силу этого практически нетрудоспособным. Установка на трудовую деятельность отрицательная. Отношение к обследованию в целом адекватное.

Результаты психологического обследования указывают на умеренные нарушения функций вербальной кратковременной памяти. Сколь-нибудь существенных расстройств зрительной и ассоциативной памяти не выявлено. Концентрация и переключение активного внимания страдают умеренно, распределение – незначительно. Мышление несколько замедленное и вязкое, чрезмерно обстоятельное. В суждениях излишне категоричен, недостаточно критичен. При выполнении заданий, требующих относительно высокого уровня обобщения, испытывает незначительные затруднения. Ослаблен мотивационный компонент мышления. Динамика продуктивности умственной работоспособности характеризуется умеренно повышенной неустойчивостью и истощаемостью. Эмоционально-мотивационный тонус несколько снижен, эмоциональный фон лабилен, в целом характеризуется доминированием отрицательных переживаний. Значительное повышение ситуативной и личностной тревожности сочетается со снижением толерантности к фрустрациям. Склонен к эмоциональным реакциям типа раздражительная слабость, болезненным реакциям при замечаниях в свой адрес, переоценке тяжести заболевания. Фиксирован на ощущениях соматического неблагополучия и чувстве собственной неполноценности (в том числе социальной). Способность к волевым усилиям ослаблена. Самооценка неустойчива, уровень притязаний в целом несколько завышен. Отношение к заболеванию – преимущественно по неврастеническому типу (достаточно выражены тревожно-ипохондрические тенденции). Круг интересов относительно возраста и уровня образования сужен. Ценностные ориентации преимущественно утилитарны, эгоистичны и сутиативны (сутяжническое поведение). Отношение к возможным и проведенным ранее реабилитационным мероприятиям крайне избирательное и неоднозначное. Негативно относится к какой-либо профессиональной реабилитации, позитивно - к медицинской и тем видам социальной реабилитации, которые выражаются в предоставлении социальной помощи в виде дополнительных материальных средств и т.п.. Мотивация на трудовую деятельность отрицательная. Сколь-нибудь очевидных профинтересов не выявлено. В относительно большей степени склонен к деятельности в сфере отношений «человек-техника», отличающейся исполнительским, алгоритмизированным характером.

Заключение психолога. Обнаружены в целом умеренные нарушения интеллектуально-мнестических функций (в большей степени страдают функции памяти и внимания, в меньшей-мышления) в сочетании с выраженными изменениями на уровне личности (неврозоподобные расстройства в виде неврастенической симптоматики с ипохондрическими элементами). Психологический реабилитационный потенциал – удовлетворительный. Установка на реализацию ИПР – неустойчивая, неоднозначная. В комплекс реабилитационных мер целесообразно включение психокоррекции (формирование позитивных установок и мотивов на трудовую деятельность), аутотренинга (повышение эмоциональной устойчивости, толерантности к фрустрациям), психотерапии (сглаживание или ликвидация неврозоподобной симптоматики). Психологические компенсации возможны, главным образом, за счет сохранности функций мышления и расширения смысла фактически утилитарных ценностных ориентаций посредством повышения их социальной значимости.

Задания:

1. Какие меры социальной реабилитации может назначить специалист по социальной работе для улучшения состояния пациента?

2. Какие учреждения и каких специалистов может посещать пациент для проведения реабилитационных мероприятий?

3. Сможет ли одна медицинская реабилитация компенсировать нарушения, имеющиеся у пациента?

4. Какие ограничения жизнедеятельности выявили при освидетельствовании пациента в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) специалист по социальной работе с клиницистом – экспертом?

5. Какие потребности пациента необходимо удовлетворить в первую очередь для полноценной жизни в обществе?

 

ЗАДАЧА 5.

Студентка университета - инвалид вследствие травмы нижней конечности ежегодно проходит реабилитацию в санатории с применением грязе – и водолечения. Отмечает положительный эффект на непродолжительное время. С каждым годом наблюдается затруднение передвижения и боли в позвоночнике.

Задания.

1. Какие разделы в индивидуальной программе реабилитации должны быть усилены?

2. Какие виды реабилитации необходимо добавить для повышения реабилитационного потенциала студентки?

3. Какие службы должны заниматься реабилитационными мероприятиями?

4. Какие социально-психологические технологии возможно могли бы дать положительный эффект?

 

ЗАДАЧА 6.

Молодой человек-инвалид вследствие дорожной травмы протезирован после ампутации нижних конечностей и одной верхней конечности работает в реабилитационном центре инженером. Центр посетила английская королева Елизавета. Ей был представлен данный сотрудник с целью демонстрации социализации человека в результате удачного протезирования. Английская королева Елизавета подарила молодому человеку автомобиль»Жигули».

Задания.

1. Какой вид реабилитации помогла осуществить английская королева?

2. Как изменилось качество жизни молодого человека?

3. Какой реабилитационный потенциал молодого человека и объясните почему?

4. Какие виды рекреационных технологий стали более доступны для молодого человека?

 

ЗАДАЧА 7.

Девочке 11 лет. Она учиться в 6 классе обычной школы. Девочка страдает заболеванием опорно-двигательного аппарата, имеет затруднения при передвижении, легкую хромоту. У нее множество вопросов относительно своей внешности, особенностей передвижения, которые вызывают у нее плохое настроение и даже - ухудшение самочувствия. Ее очень волнует, что думают о ней, о ее внешности окружающие. У девочки хорошие отношения с родителями и она часто обсуждает эти вопросы с ними, однако ей хотелось бы услышать и мнение других людей.

В широком смысле понятие «здоровье» охватывает личность в целом и предполагает физическое, психическое, умственное, социальное и духовное благополучие. Значение имеют не только собственные действия человека и его восприятие собственного «Я», но и то, как он взаимодействует с окружающими и воспринимается ими. Умению «быть здоровым» в этом широком смысле необходимо учиться. Ответственность за такую учебу лежит на самой личности, на родителях, на медиках и специалистах по социальной работе. Предполагается, что приобретение достаточных знаний будет способствовать формированию у человека положительной социальной установки и обусловит оптимальное поведение и выработку полезных привычек.

Согласно холистическому подходу, исследование личности «по частям» с целью лучше познать ее не дает нам целостного представления о ней. Лишь рассмотрение этих частей в совокупности, в динамике, во взаимодействии с окружающим миром позволяет получить истинную картину. Далее различные стороны личности школьника рассматриваются по отдельности, однако, специалист по социальной работе со школьником должны рассматривать их в совокупности, учитывая и перспективу развития в последующем подростковом периоде. Психологи утверждают, что школьникам в возрасте от 9 до 12 лет присущи три основных качества: пробуждение логического мышления, повышенный интерес к сверстникам и формирование характера. Этот период является определяющим для формирования привычек, поэтому целесообразно содействовать ребенку в: развитии навыков общения; выработке качеств лидера; выработке организованности; расширение ответственности; познании собственного «Я» и самоконтроле.

До сих пор нет четкого ответа на вопрос, кто должен отвечать за обучение ребенка концепциям психологического здоровья. Безусловно, большая роль отводится родителям. В некоторых школах эти концепции включены в такие дисциплины, как основы безопасной жизнедеятельности, общественные науки и естественные науки. Во многих школах социальный педагог вместе со школьной медсестрой могут заинтересовать директора и совет школы, предложив внедрение учебной программы здоровья. Эти специалисты могут входить в комитет по разработке такой программы, выступать в роли консультанта учителей, ведущих эту программу, либо вести эту программу самостоятельно. Они должны привлекать к деятельности по содействию здоровью ключевые заинтересованные группы (родители, организации и клубы, заинтересованные в конкретных аспектах здорового образа жизни, общественные лидеры и представители бизнеса). Такие программы могут включать в себя, например, проведение кампаний по борьбе с курением, с проявлениями всякого рода дискриминаций, по популяризации правил личной гигиены. Замечено, что школьники проявляют огромную тягу к знаниям, если получают поддержку заинтересованных в этом родителей. Поэтому для школьного центра здоровья крайне важно привлекать в учебные программы здоровья родителей и поддерживать их заинтересованность в этих вопросах. Необходимо при работе с данной возрастной группой следует иметь в виду, что атмосфера в классе будет во многом определять, что и как усвоят учащиеся. Построив свой учебный план на основе интерактивных методов обучения, можно получить дополнительную поддержку.

Для начала следует раздать анкету, содержащую различные концепции здоровья, и дать учащимся возможность самим выбрать наиболее интересные для изучения темы. Предоставляя им такую возможность и возлагая на них ответственность, вы демонстрируете им свое уважение. Это может послужить залогом последующего участия в программе.

Задания:

1. Какие вопросы вы включили бы в анкету?

2. Чем отличаются проблемы здоровых школьников и девочки с органиченными возможностями?

3. Какие виды реабилитации более показаны девочке с ограниченными возможностями?

4. Какие социальные технологии возможно еще использовать в подобных ситуациях?

 

ЗАДАЧА 8.

Женщина 75 лет (по классификации ВОЗ старческого возраста) проживает в доме престарелых после перенесенного перелома шейки бедра. Имеет семью: сына, невестку и внуков. Старой женщине трудно читать из-за резкого снижения зрения и плохой освещенности помещения. Общение с окружающими ограничено из-за снижения остроты слуха и недержания мочи.

В последние годы появилось много публикаций, посвященных людям старших возрастных групп и их потребностям. Предоставляется ценная информация об опасностях, связанных с окружающей средой, а также объясняются, какие

изменения происходят в их организме. Пожилой человек может упасть из-за снижения способности сохранять равновесие, а перелом происходит в результате пониженного содержания кальция в костях. Острота зрения начинает падать в 20-25 лет; а к 40-45 годам происходит резкое ее падение.

Острота слуха также снижается, причем в пожилом возрасте особенно резко. Результатом этого нередко становится отрицательное отношение к действительности. Ввиду снижения функции органов чувств для сохранения осознанного восприятия окружающего мира и интереса к нему пожилым людям необходимо большое количество и разнообразие стимулов.

В пожилом возрасте снижается способность поддерживать постоянную температуру тела, что мешает адаптации к перепадам температуры окружающей среды. Уменьшение толщины кожи и подкожно-жировой прослойки также влияет на способность поддерживать постоянную температуру тела. Эффективность работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем также снижается, поэтому пожилым людям важно поддерживать разумный баланс между физическими упражнениями и отдыхом. Выделительная функция почек несколько снижена, отмечается ослабление работы сфинктеров и недержание мочи.

К этому можно добавить ухудшение памяти, что связано с атеросклеротическим процессом сосудов мозга и психоорганическим синдромом.

В доме престарелых, в котором проживает старая женщина, проводятся вечера встреч и регулярно устраивают карточные игры. Основным источником и объектом любви для нее остается семья сына. Она любит, когда ее навещают сын и внуки, пьют с ней вместе чай. Однако часто она чувствует себя не у дел, особенно сейчас, когда дети подросли и не очень-то прислушиваются к ее мнению. Если бы ее спросили, что для нее, как для старого человека является наиболее важным, она бы ответила – «уважение».

Вопросы:

1. Какие проблемы наиболее остро беспокоят старую женщину?

2. Какие пути решения проблем, имеющихся у данной женщины?

3. Какие виды реабилитации целесообразно реализовать в условиях дома престарелых?

4. Назовите социальные технологии применимые в данном возрасте и в подобных ситуациях?

 

ЗАДАЧА 9.

Мужчина среднего возраста 45 лет, трудолюбив, амбициозен, настроен на соперничество. Он много курит, страдает артериальной гипертензией, имеет избыточный вес. Имеет представление об ишемической болезни сердца (ИБС), так как она стала причиной смерти обоих родителей.

В конце недели вечером после обильного ужина почувствовал давящие боли за грудиной. Он посчитал их проявлением ранее диагносцированной диафрагмальной грыжи. Для вправления грыжи он побегал в течение 15 минут трусцой вокруг дома. При повторном приступе болей он почувствовал непреодолимую слабость. Боль была сильной, имела давящий характер (у мужчины появилось ощущение, «будто ему на грудь встал слон»), сопровождалась тошнотой и другими диспептическими явлениями. Жена застала мужа лежащим на диване. Его лицо было белым как мел, со лба стекали струйки пота. Руки мужа были холодными как лед, его бил озноб. «Это сердце», - задыхаясь сказал он, после того как его вырвало. Она немедленно вызвала скорую помощь, и муж был госпитализирован в блок интенсивной терапии с подозрением на острый инфаркт миокарда. Диагноз был подтвержден после регистрации электрокардиографии (ЭКГ) и получения анализа крови.

Вспоминая случившееся, мужчина подумал о расстроенной жене и о десятилетнем сыне. Мысли об инфаркте миокарда испугали мужчину. Он думал о том, как долго ему придется оставаться в больнице, каково будет жене и сыну без него. Ему не хотелось думать о том, как его больное сердце повлияет на его карьеру. До случившегося он знал, что через два года он станет руководителем компании, но теперь вряд ли кто захочет видеть его руководителем.

Не имея возможности ухаживать за собой, он почувствовал себя беспомощным. Ему не позволяли вставать с кровати, самому умываться, делать резкие движения.

Задания:

1. Какие факторы, предрасполагающие к ИБС, имелись у мужчины?

2. Какие проблемы наиболее значимы для мужчины?

3. Когда и где осуществляется реабилитация постинфарктных больных?

4. Какие виды реабилитации назначаются пациентам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями?

5. Перечислите мероприятия по реабилитации, которые должны быть указаны в индивидуальной программе реабилитации больного бюро МСЭ.

6. Какой специалист и где проинформирует больного о правах и льготах инвалидов, компенсирует дефицит знаний о болезни?

7. Какие специалисты и в каких структурах научат семью правилам ухода за больным с сердечно-сосудистой патологией, обучит здоровому образу жизни, приемам профилактики утяжеления течения сердечной патологии?

 

ПЕДИАТРИЯ

 

ЗАДАЧА

В семье, проживающей в сельской местности, родился ребенок с пороком сердца. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) находятся далеко от места проживания семьи.

Задания:

1.Какова тактика в подобной ситуации?

2. Какие законы защищают права ребенка в данной ситуации?

3. Как поможет новорожденному и его семье признание ребенка инвалидом?

4.Какую социально-медицинскую помощь могут оказать семье социальные работники и специалисты по социальной работе?

 

ГЕРОНТОЛОГИЯ

 

ЗАДАЧА 1

Сочинение третьеклассницы на тему "Кто такая бабушка?". "Бабушка - это такая женщина, у которой нет своих детей. Она любит маленьких девочек и мальчиков, которые дети других людей. Дедушка - это тоже бабушка, только мужчина. Он ходит гулять с мальчиками, и они разговаривают о рыбалке и других вещах. Бабушкам ничего не надо делать, только приходить в гости. Они старые, и поэтому им нельзя бегать и много прыгать. Но они могут отвести нас на ярмарку, и у них должно быть много денег, чтобы покатать нас на карусели. Если они с нами гуляют, то они останавливаются, чтобы посмотреть на всякие вещи, например, на красивые листья или на гусениц. Они никогда не говорят: "Пошли быстрее". Они носят очки и могут вынимать свои зубы. Бабушки не должны быть очень умными, только отвечать на такие вопросы, как "Почему собаки гоняют кошек?" или "Где у червяка голова". Когда они читают нам книжки, они ничего не пропускают и не говорят, что эту сказку мы уже читали. Каждый должен стараться, чтобы у него была бабушка, потому что они единственные взрослые, у которых есть свободное время для детей.

Задания:

1. Назовите основные видимые признаки возраста.

2. Как изменяются роли человека с возрастом?

3. Какие социальные технологии призваны продлить активное долголетие?

 

ЗАДАЧА 2

Из письма немолодого человека: «Со мной происходит что-то странное. Я давно написал тебе письмо и вот жду от тебя ответа, долго жду, а ответа нет и нет. Я решил вновь проверить свою почту и вдруг открыл для себя, что e-mail я тебе не отправил

Вывод напрашивается один - маразм крепчает. По-видимому, я начал жить как в том маленьком рассказе «Жизнь в 70 лет и старше». Я решил помыть свою машину, но когда пошел в гараж, то заметил почту на столе в холле и решил просмотреть ее, прежде чем мыть машину. Я положил ключи от машины на стол, просмотрел почту, заметил в ней счета на оплату и хотел бросить надоевшую рекламу, которая была в почте, в мусорный бачок под столом, но бачок оказался полным. Тогда я решил положить счета обратно на стол и сначала выбросить мусор, но подумал, что когда я его вынесу из дома, то окажусь рядом с почтовым ящиком и смогу отослать оплаченные счета. Поэтому я взял со стола чековую книжку, но там оказался только один пустой чек. Дополнительные чеки лежали в моем письменном столе, и я пошел туда, но на столе нашел бутылку кока-кола, которую я не допил. Я собрался поискать чеки, но сначала мне надо было поставить бутылку куда-нибудь подальше, чтобы случайно не сбить ее со стола. Бутылка была теплой, и я решил поставить ее в холодильник. Когда я зашел на кухню, то заметил, что на полке стоит ваза с цветами, которые нужно полить. Я поставил бутылку на полку и вдруг там обнаружил свои очки для чтения, которые я искал все утро. Я решил, что будет лучше, если я положу их опять на письменный стол, но сначала я должен полить цветы. Я вернул очки обратно на полку, налил лейку, но неожиданно заметил пульт управления телевизором. Кто-то оставил его на кухонном столе. Я понял, что сегодня вечером, когда мы пойдем смотреть телевизор, мы начнем искать пульт, но никто не вспомнит, что он остался на кухонном столе, поэтому его надо положить на место, но сначала полью цветы. Я плеснул в вазу немного воды, но большую часть я пролил на пол. Поэтому я положил пульт обратно на стол, взял несколько бумажных полотенец и вытер лужу. Потом я пошел в холл, пытаясь вспомнить, что я планировал сделать.

Итог дня: машина не помыта, счета не оплачены, теплая бутылка кока-колы стоит на полке, цветы не политы, в моей чековой книжке по-прежнему один пустой чек, я не могу найти свои очки, не могу найти пульт от телевизора и я не помню, что я сделал с ключами от машины.

Когда же я попытался понять, почему сегодня ничего не успел сделать, я зашел в тупик. Я четко знал, что весь долгий день был занят и очень устал. Я понял, что это серьёзная проблема и мне надо попытаться получить помощь, но сначала надо просмотреть свою интернет-почту.

Задания:

1. С чем связана подобная непродуктивная деятельность в пожилом и старческом возрасте?

2. Как можно более рационально организовать свой быт в пожилом и старческом возрасте?

3. Какие социально-медицинские технологии в работе с пенсионерами позволяют дольше сохранить их ментальное здоровье?

4. Сможет ли повысить концентрацию памяти правильно спланированный день, ведение дневника, режим труда и отдыха, активный образ жизни, релаксационные упражнения?

 

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

ЗАДАЧА 1

Семья, состоящая из 4 человек, проводит свободное время в театре 2 раза в неделю, после чего проходят бурные обсуждения увиденного и изучение литературных и исторических источников для уточнения затронутых тем.

Задания:

1. Какие потребности удовлетворяет семья?

2. Какие рекреационные технологии еще необходимо предложить семье для восстановления трудоспособности?

3. Обоснуйте, для кого больше подходит подобный отдых.

 

 

ЗАДАЧА 2

Студент первокурсник проводит все свободное время, сидя за монитором компьютера, часто даже ночные часы. В последнее время у студента появились жалобы на резь в глазах, слезотечение, покраснение, кроме того, появилась раздражительность, плохой сон, снизилась успеваемость в институте.

Задания:

1. Какие системы и органы страдают от такого провождения времени?

2. Является ли данное занятие рекреацией?

3. Какие рекомендации Вы дадите этому студенту по рациональному использованию времени, в том числе и для полноценного отдыха и рекреации?

 

ЗАДАЧА 3

Три друга (40-45) лет проводят время в казино, играя в рулетку. Часто игрокам приходится переезжать из города в город, для участия в игре в рулетку в других странах.

Задания:

1. Является ли такое данное провождение времени рекреацией?

2. Какие рекреационные технологии в большей степени подходят этим людям?

3.Относится ли джанкет туризм к рекреационным технологиям?

 

ЗАДАЧА 4

В романе Джером К. Джерома «Трое в лодке, не считая, собаки» автор отчетливо указывает на признаки переутомления главных героев и пути борьбы с этой проблемой: «Я, должно быть, уже совсем зачах, так как через каких-нибудь полчаса вовсе потерял интерес к еде, - этого еще со мной не случалось, - и даже не притронулся к сыру.

Выполнив, таким образом, свой долг, мы снова налили до краев стаканы, закурили трубки и возобновили разговор о плачевном состоянии нашего здоровья. Что, собственно, с нами творилось, определенно никто сказать не мог, но мы единодушно решили: что бы там ни было, все дело в переутомлении.»Нам просто-напросто нужен отдых», - сказал Гаррис. «Отдых и перемена обстановки, - добавил Джордж, – «умственное переутомление вызвало упадок деятельности всего организма. Перемена образа жизни и освобождение от необходимости думать восстанавливает психическое равновесие».

Задания:

1. Назовите признаки переутомления перечисленные автором?

2. Оцените грамотность рекреационных предложений.

3. Какие вредные привычки снижают эффективность рекреации?

 

 

ЗАДАЧА 5

Студенты сидят в аудитории по 4-5 часов с перерывами через 1,5 часа по 30 минут, стены аудитории выкрашены в бледно - желтый цвет, на стенах нет никаких таблиц, картин, схем (стены чистые), освещенность рабочих мест низкая.

Задания:

1. Назовите причины переутомления?

2. Как изменить окружающую студентов среду, чтобы уменьшить неблагоприятное влияние ее на здоровье и работоспособность учащихся?

3. Какие правила эргономики необходимо учитывать в учебных помещениях?

 

ЗАДАЧА 6

На рабочем месте секретаря всегда беспорядок, в кабинет постоянно заходит большое количество приятелей, много времени уходит на разговоры, не касающиеся дела. Секретарь, по мнению начальника, работает нечетко, часто допускает ошибки, отсутствует на рабочем месте. Заработная плата секретаря очень низкая, в связи с этим несколько раз в неделю в ночные и вечерние часы приходится работать еще в двух организациях.

Задания:

1. В чем причина плохой работы секретаря?

2. Назовите возможные пути улучшения работы секретаря.

3. Какие рекреационные технологии подходят в данной ситуации?

 

ЗАДАЧА 7

Первоклассник с низкой массой тела и невысокого роста, плохой физической тренированностью приходит каждый день домой после школы очень усталым. Родители водят ребенка в музыкальную школу два раза в неделю, где он почти всегда засыпает на уроках сольфеджио. По выходным ребенок занимается в бассейне. К новому году, оценивая результаты учебы в школе, родители были очень огорчены. Так же обстояли дела и в музыкальной школе. Примечательно, что в конце декабря ребенку исполнилось семь лет.

Задания:

1. Какие факторы вызывают переутомление у первоклассника?

2. Каким способом можно было бы избежать чрезмерных нагрузок?

3. Какие виды рекреационных технологий необходимы ребенку?

 

<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...