Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников




 

Гипотезой нашего курсового исследования выступает тезис, что дидактические игры оказывают положительное влияние на сенсорное развитие дошкольников.

В подтверждение выдвинутой гипотезы подобраны дидактические игры и упражнения для сенсорного развития дошкольников (Приложения 1-). В зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, уровня его сенсорного развития и т.д.) их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Педагог должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях.

Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Дидактические игры для сенсорного развития детей следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

 

Проведение экспериментальной работы

 

Для доказательства выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста в группе детского сада в количестве 8 детей в форме наблюдения за детьми.

На начальном этапе было проведено исследование уровня сенсорного развития дошкольников, были получены следующие результаты:

 

Таблица

№ п/п ФИ ребенка Уровень сенсорного развития
1 Лиза М. Средний
2 Настя П. Низкий
3 Петя И. Низкий
4 Андрей Г. Средний
5 Артем Р. Средний
6 Амалия М. Средний
7 Катя С. Средний
8 Слава К. Низкий

 

Таким образом, мы видим, что на начальном периоде исследования в группе было 63% детей со средним уровнем сенсорного развития, 37% детей - с низким уровнем и ни одного ребенка с высоким уровнем сенсорного развития.

После проведения серии дидактических игр с детьми мы получили следующие результаты:

 

Таблица

№ п/пФИ ребенкаУровень сенсорного развития    
1 Лиза М. Высокий
2 Настя П. Средний
3 Петя И. Средний
4 Андрей Г. Средний
5 Артем Р. Высокий
6 Амалия М. Высокий
7 Катя С. Средний
8 Слава К. Средний

 

Мы видим, что детей с низким уровнем сенсорного развития в группе не стало, также осталось 63% детей со средним уровнем и 37% детей показали высокий уровень сенсорного развития.

 

Рис.


Таким образом, мы видим положительную динамику сенсорного развития детей средней дошкольной группы после проведения серии дидактических игр.

 


Заключение

 

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как воспитателем.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок-дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориентировкой.

На основе этих задач подобрана система дидактических игр, способствующая сенсорному развитию дошкольников.

Игры-занятия для детей дошкольного возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Проведенная экспериментальная работа показала, что предлагаемая система игр дает хорошие результаты. В группе из 8 детей среднего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повысился.

Таким образом, нами доказана гипотеза курсового исследования - постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.

 


Список используемой литературы

 

.Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.

.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.: ил.

.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 1978 г.

.Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. -128 с., ил.

.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И.М. Кононова и др.// Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с., 4 л. ил.

.Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 1978.

.Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М., 1980.

.Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. - М., 1973 г.

.Козлов, Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 1998. - 136 с.

.Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964 - 478 с.

.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

.Логинова, В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М Просвещение, 1988.

.Люблинская, А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

.Маркова, Т.А. Творческие игры дошкольников по сюжетам детских книг советских писателей // Творческие игры дошкольников в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, К.П. Татищева- 1951.

.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 1986 г.

.Никитин, Б.П. Развивающие игры. - М., 1994. - 189 с.

.Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста./ Под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. - 189 с.

.Рогов, Н.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999. - Кн. 1, 214 с.

.Руководство практического психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

.Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. - 215 с.

.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982 г.

.Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 1996.

.Стребелева, Е.А. Обучение дошкольников. - М.,1993 г.

.Шапарь, В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 808 с.

.Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

.Эльконин, Д.Б. Психологические игры. - М., 1978. - 301 с.

 


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...