Здоровье и факторы его формирования
В настоящее время большинство ученых выделяет два критерия оценки здоровья: социальный – мера трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру; личностный – стратегия жизни человека, степень господства человека над собой и над обстоятельствами жизни. Более подробный перечень признаков, определяющих здоровье, включает: · нормальную реакцию организма на внешнее воздействие; · динамическое равновесие организма с факторами внешней среды; · полноценное выполнение основных социальных функций, участие в общественно полезном труде; · адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям существования; · отсутствие признаков заболеваний или каких-либо нарушений; · гармоничное развития физических и духовных сил организма. Помимо общепризнанных компонентов здоровья: физического, психического, социального, следует также учитывать многие другие компоненты, в том числе сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный. Исключительно важное значение для оценки здоровья имеют морально-волевые и ценностно-мотивационные характеристики, а также такой свойственный лишь человеку личностно-психологический компонент, как внушение и самовнушение. С точки зрения количественной характеристики здоровье можно определить как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Как понятие динамическое здоровье следует рассматривать в трех аспектах – индивидуальном, возрастном и историческом.
Индивидуальный аспект здоровья тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество. Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организацией. Определяя здоровье в историческом аспекте, следует учитывать, что становление человеческой цивилизации (развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т. д.) ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается условий окружающей природы, а также места и роли человека в социуме. Тенденции к комфорту, рост качества и ритма жизни, высокие социальные притязания, – все это становится причиной того, что человек для поддержания жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все больше – достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека. Поскольку человек есть часть биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во вселенной, в биосфере Земли. Исходя из целостного (холистического, или комплексного) подхода, выделяют следующие уровни индивидуального здоровья:
· соматический – отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма, степень их развития, функциональные возможности, включает генетический, биохимический, метаболический, морфологический и функциональный подуровни; · психический – характеризует состояние психической сферы человека. включает эмоциональный, интеллектуальный и личностный подуровни; · социально-духовный (нравственный) – выражает комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа опосредована базовыми потребностями (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.), доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Это состояние зависит от возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. Нравственное здоровье человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. В основе системы лежат общечеловеческие принципы морали и нравственности, в значительной мере определяющие духовность человека. В упрощенном и в то же время обобщенном виде целостную модель индивидуального здоровья человека следует представлять как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга. Поскольку организм как система и единое целое живет и взаимодействует со средой, на него действуют социальные и экологические факторы. Изменения в социальной и (или) экологической среде влияют на физическое и психическое здоровье. В то же время и сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных (воздействующих изнутри) и экзогенных (воздействующих извне) факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье.
Наряду с индивидуальным здоровьем существует понятие общественного (популяционного) здоровья, или здоровья населения, определяемое как здоровье возрастно-половых, социальных, профессиональных и других групп населения, проживающих на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье есть результат социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни группы населения. Вопросами общественного здоровья занимается медицинская и демографическая статистика. Оценивается популяционное здоровье по основным демографическим показателям: рождаемости, общей и младенческой смертности, продолжительности жизни, заболеваемости.
Гомеостаз
Здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижаются его адаптивные возможности и нарушаются механизмы регуляции. При определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека при том или ином состоянии. При хорошем состоянии здоровья человек, как правило, чувствует себя комфортно, он не задумы вается, «не ощущает» своих внутренних органов и физиологических систем тела. Это достигается гармоничностью функционирования организма, которая возможна в том случае, если организм, несмотря на разнообразные внешние воздействия (порой экстремальные), сохраняет постоянство, устойчивость своей внутренней среды.
Постоянство внутренней среды (гомеостаз) – необходимое условие свободной жизни организма, условие для различных проявлений человеческой деятельности. Гомеостаз следует считать биологической основой (субстратом) здоровья. В зависимости от степени стабильности внутренней среды человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции. Поскольку степень стабильности параметров гомеостаза (консервативной части системы) изменяется в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени под влиянием факторов внешней среды, степень комфортности самочувствия также меняется, вплоть до дискомфорта. Наряду с законами постоянства внутренней среды организма существует закон отклонения гомеостаза как условие развития. Это дает возможность гомеостатическим системам увеличивать свою мощность по мере развития для того, чтобы их деятельность могла обеспечить потребности роста и развития. Увеличение мощности гомеостатических систем и есть развитие, переход на новые уровни здоровья. Стационарность, устойчивость, гомеостаза обеспечивается на основе двух фундаментальных биологических качеств – адаптации и саморегуляции. Совместное действие адаптационных и саморегуляционных механизмов поддерживает постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с внешней средой.
Норма здоровья
Долгое время норма рассматривалась как среднестатистическая величина, полученная в состоянии покоя организма без учета его индивидуальных особенностей. Например, в медицине общеприняты следующие среднестатистические нормы покоя: кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.; частота сердечных сокращений – 60-80 уд./мин; концентрация N+ в плазме крови – 130-140 ммоль/л и т.д. В настоящее время все более широкое распространение у специалистов находит комплексный подход к пониманию нормы. Согласно такому подходу норму следует понимать как величину индивидуальную, а показатели нормы необходимо интерпретировать в соответствии с конкретными условиями жизни индивида, а также его конституциональными особенностями, т. е. наследственно формирующимися чертами, признаками, определяющими тип физического развития, высшей нервной деятельности, темперамент и т. д. Например в возрасте 7 лет у 85% девочек более высокие показатели «школьной зрелости», т. е. уровень психофункционального развития, необходимый для обучения в школе без перенапряжения, чем у большинства мальчиков того же возраста, проживающих в том же регионе. В то же время на Крайнем Севере у детей 7 лет показатели «школьной зрелости» достоверно ниже, чем у детей средней полосы Западной Сибири.
Таким образом, следует говорить о возрастно-половой, региональной, индивидуальной норме – оптимуме функционирования организма, обеспечивающем его гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды. Кроме нормы покоя, которую оценивают в состоянии физиологического покоя организма при оптимальных условиях, в физиологии и медицине все более широко применяются нагрузочные пробы, позволяющие определить степень реактивности организма и его систем (норму реагирования) и их резервные возможности. Если в состоянии покоя благодаря компенсации со стороны других систем и включению «резервных мощностей» нарушения могут не диагностироваться, то в условиях повышенных требований к организму, созданных нагрузкой, проявляются гомеостатические сдвиги, свидетельствующие о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к которой использована нагрузка. По величине сдвига и длительности его сохранения можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. снижении уровня здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболезни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако после применения сахарной нагрузки концентрация глюкозы в крови повышается в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здоровых людей. В настоящее время разработаны различные функциональные нагрузки, позволяющие оценить состояние практически всех вегетативных систем, нейроэндокринных механизмов, а также нервно-психическое состояние. Поэтому нагрузочные пробы являются очень важным диагностическим тестом уровня здоровья. При количественной характеристике здоровья все показатели должны быть сопоставлены с индивидуальной нормой покоя и нормой реакции.
Взаимосвязь здоровья и болезни
Впервые количественный подход к определению здоровья использовал еще Авиценна в Х веке. Он различал шесть переходных состояний – от полного здоровья до полной болезни. Установление абсолютно здоровых лиц на основании количественного подхода к определению здоровья оказалось малоуспешным. В результате появился термин «практическое здоровье», т. е. относительное, не абсолютное. В свою очередь невозможность разделить всех людей на практически здоровых и больных стала причиной выделения промежуточного состояния, названного «предболезнь». Предболезнь как неполное здоровье может длиться очень долго и при определенных условиях переходить как в болезнь, так и в здоровье. В настоящее время создано множество классификаций переходных состояний здоровья. Согласно одной из наиболее конкретных следует различать: · условное здоровье. · функциональные отклонения, · пограничные состояния, · хронические заболевания, · инвалидность, · полную утрату функций, · смертельный исход. Задача специалистов заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства должны в той или иной степени действовать именно этим путем – стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушен гомеостаз, а с другой – каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации. Количественный подход к здоровью не только оставляет больному (при любом уровне здоровья) и специалисту (врачу, валеологу, специалисту лечебной физкультуры и др.) надежду на полную реабилитацию, но и показывает стратегию такой реабилитации – посредством нагрузочных воздействий на различные функциональные системы. Введение количественных критериев уровня здоровья позволяет говорить и об уровне болезни. Между обоими уровнями существует отрицательная зависимость. Еще более определенно высказывался в этом отношении известный российский клиницист и основатель научной школы И. В. Давыдовский (1887-1968). Он утверждал, что между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим.
Причины низкого уровня здоровья населения
Выделяют четыре группы причин, обусловливающих ухудшение всех демографических показателей: · нездоровый образ жизни, · психоэмоциональное напряжение и стресс, · неблагополучная экологическая обстановка в стране, · несоблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту. Нездоровый образ жизни включает: · неправильное питание; · вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем); · дефицит физической активности (гипокинезия); · психический дискомфорт; · низкая мотивация на здоровье. Разработка и обоснование физиологических норм питания проводится на уровне ВОЗ и ученых различных стран, разрабатывающих национальные нормы питания. Нормы питания представляют собой рекомендуемые величины потреб ления пищевых веществ и энергии, достаточные для удовлетворения потребностей в них конкретных групп здоровых лиц с учетом возраста, пола, характера труда и других факторов. Различия между рекомендуемыми нормами потребления и реальной потребностью в них конкретного человека могут составлять 20-25 %. В среднем современные дети недополучают до 30 % белков и 15-50 % витаминов. Это приводит к задержке развития, снижению иммунитета, ухудшению нервно-психической деятельности, развитию заболеваний. С другой стороны, неправильное питание становится причиной избыточной массы тела, что формирует предпосылки для возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертонии), сахарного диабета и т. д. Неуклонно растет число людей, особенно детей и подростков, страдающих никотиновой зависимостью. Курильщики не только подвергают опасности собственное здоровье (в 2 раза чаще развивается ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, в 7 раз – рак бронхов, легких, желудка, на 7-15 лет укорачивается продолжительность жизни), но и оказывают негативное влияние на потомство. Так, у активных курильщиц в 16 раз чаще рождаются дети с дыхательными аллергозами, а в семьях с «пассивным» курением в 6-8 раз чаще дети страдают болезнями дыхательной системы, чем в некурящих семьях. Очень серьезной проблемой является чрезмерное употребление алкогольных напитков на фоне снижения возраста приобщения к ним молодежи. Пьянство и алкоголизм негативно влияют на здоровье населения страны: приводят к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, нервно-психических расстройств, часто становятся причиной бытовых и производственных травм (более 50-70% несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий происходят в состоянии алкогольного опьянения). Огромный ущерб здоровью населения страны наносит потребление наркотиков и токсичных веществ. Наркоманы, как правило, – люди молодого возраста: около 20% выявленных больных составляют лица до 21 года, около 80% – до 25 лет. По данным статистики, наркомания является одной из причин участившихся случаев рождения детей с нарушениями нервно-психической сферы, интеллекта, с врожденными дефектами и уродствами, что представляет угрозу психическому здоровью нации. Не сокращается и число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения или в связи с потреблением и приобретением наркотиков. Гипокинезию (понижение двигательной активности) также следует считать одним из проявлений нездорового образа жизни. По данным Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, в России около 70% населения не занимаются физкультурой. Среди мальчиков 11-14 лет распространенность гипокинезии колеблется в различных городах от 50 до 60%, а среди девочек – от 60 до 80%. Более 90% студентов имеют недостаточную физическую активность, а 60% из них – выраженный дефицит активности. Причину широкого распространения гипокинезии в нашей стране следует видеть в том, что с детского возраста не вырабатывается потребность в подвиж ном образе жизни. Так, для нормального развития детскому организму требуется 8-12 ч двигательной активности в неделю, однако, как правило, дети имеют лишь1,5-2 ч организованной физической деятельности. Повсеместное распространение телевидения и компьютеров на фоне уменьшения физических нагрузок еще больше усугубило проблему двигательного дефицита. В современных социально-экономических условиях личная роль каждого в сохранении здоровья особенно важна. Во многих развитых странах (США, Японии, Германии и т.д.) оказалась эффективной просветительская кампания среди населения по пропаганде ежедневной физической активности как нормальной части жизни. В нашей стране анкетирование различных групп населения (школьников, студентов и т. д.) показало, что здоровье в иерархии ценностей и потребностей респонденты ставят на одно из последних мест, после таких материальных благ, как квартира, машина, престижная работа и т. д. Поэтому для России одной из важных государственных задач следует считать создание престижа здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ), поддерживаемой экономически моды на здоровье. Формирование правильного отношения к собственному здоровью должно стать показателем общей культуры человека. Причин возникновения психоэмоционального напряжения и стрессов, отрицательно влияющих на здоровье населения, существует множество, в том числе: экономическая необеспеченность и правовая незащищенность населения, тяжелая криминогенная обстановка, утрата социального статуса, неуверенность в будущем, миграционные процессы и т. д. Примерно 70% населения России в настоящее время находятся в состоянии умеренного и сильного психосоциального стресса. Отдельного внимания заслуживает проблема высоких психоэмоциональных нагрузок, связанных с осуществлением трудовой деятельности в современных условиях. Последние изменения в экономике и обществе в целом привели к тому, что понятие стресса, практически не упоминавшееся в отечественных учебниках по психиатрии времен СССР, стало объектом пристального внимания психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами. Так, издержки, обусловленные стрессом на рабочем месте, являются одной из значимых статей непродуктивных расходов современных организаций. К наиболее точно установленным стрессорам (причинам, вызывающим состояние стресса), связанным с производственной средой, относят: · неуверенность в завтрашнем дне – боязнь потерять работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине; · характер выполняемой работы – высокая сложность решаемых задач и степень ответственности, опасные условия труда (уровень шума и т. п.), монотонная механическая работа; · ролевая двусмысленность – неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль; · ролевой конфликт – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе; · специфика организационной структуры – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение и вынуждающая работника одновременно выполнять распоряжения двух руководителей; · стрессогенный стиль поведения руководства – частое использование методов неоправданного давления и угроз; · давление рабочего графика – сменная работа, работа по скользящему графику, очень напряженный рабочий график, который затрудняет либо исключает одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей. Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на стрессогенные факторы индивидуальны. Тем не менее, статистические данные свидетельствуют, что в трудовых коллективах с низким уровнем социальной поддержки распространенность артериальной гипертонии и смертность в 4 раза выше, чем в группах, где люди связаны более тесными социальными узами. Не меньшую опасность здоровью населения наносят стрессы, обусловленные конфликтной ситуацией в семье. В настоящее время доказано, что межличностное общение в семье может стать причиной возникновения соматических и ряда других заболеваний. Так, при выявлении причин гипертонической болезни у обследованных установлено, что одним из ведущих факторов ее возникновения у женщин является именно внутрисемейный конфликт. Нерациональная организация учебного процесса, учебные нагрузки, превышающие физиолого-гигиенические нормативы, сокращение времени, необходимого на восстановление сил, – эти и другие факторы могут стать причиной неврозов и пограничных расстройств школьников. Невроз – неадекватный способ реагирования на сложности, заболевание, вызванное трудными обстоятельствами, переживание которых полностью не завершилось. Невроз проявляется в эмоциональных, двигательных, поведенческих расстройствах, отклонениях со стороны вегетативной нервной системы и внутренних органов. Школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, т.е. в дезадаптивном поведении. Симптомами школьной тревожности – сравнительно мягкой формы эмоционального неблагополучия – служат волнения, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Неврозам и школьной тревожности подвержены не только педагогически запущенные и умственно отсталые дети, но и успевающие школьники, поведение которых резко меняется вследствие эмоциональных перегрузок или эмоциональных потрясений. Как правило, невроз начинается с подавления темперамента. В процессе эволюции сформировались три врожденных типа приспособления (темперамента) – холерический, флегматический и сангвинический. Темперамент проявляется ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни и благополучию, в трудно - стях в достижении особо значимых целей, обеспечивая индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, человек (ребенок и взрослый) преодолевает трудности наиболее эффективно, а действуя вопреки темпераменту, – поступает противоестественно. Дети с подавленным темпераментом закономерно терпят неудачи. Они теряют уверенность в себе, у них обостряется инстинкт самосохранения, тревожность превращается в черту характера, страхи появляются даже в тех случаях, когда бояться нечего. Появляются мнительность, недоверчивость к другим с ожиданием обиды. При своевременном лечении невроз – состояние обратимое, но длительность и тяжесть психической травмы может привести к срыву нервной системы, тогда возникают более тяжкие нарушения, которые труднее поддаются лечению. Положительные результаты при школьном неврозе и школьной тревожности приносит создание благоприятной социальной среды (в семье, школе, специальных секциях и т. д.) и непосредственная работа с ребенком по разрядке накопившихся эмоциональных комплексов, развитию и усилению функций «я», обучению более подходящим способам поведения и общения. Невроз навязчивых состояний – расстройство невротического уровня и преимущественно психогенного происхождения с преобладанием в клинической картине навязчивых состояний (фобий, мыслей, действий, воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травмирующую ситуацию) или навязчивой нетерпимости в отношении некоторых внешних воздействий. Для детей с неврозом навязчивых состояний характерна контрастность переживаний и поступков, обусловленная внутренним конфликтом. Эти дети гипер- социальны. Они дисциплинированны, обязательны, тревожно-осмотрительны, с выраженной установкой «надо!», но из-за обостренного инстинкта самосохранения также подвержены другой установке – «опасно, поэтому не надо!». Такие дети борются со всем классом, они стеснительны, но и навязчивы, деликатны и бесцеремонны. Они боятся чего-то неопределенного, подвержены страху высоты, страху покраснеть, загрязниться и ряду других фобий. Профилактикой этого вида невроза можно считать воспитание ребенка в духе веры в свои силы для преодоления жизненных трудностей. Истерический невроз (истерические реакции, истерия) – ряд расстройств психической, чувствительной и двигательной сферы, возникающих в связи с перенапряжением основных физиологических процессов в коре головного мозга; характеризуется наличием различной клинической симптоматики. Полиморфность симптомов обусловлена повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. В развитии истерического невроза большую роль играет механизм «бегства в болезнь». Классической формой истерии являются припадки, имитирующие эпилептические, однако от них отличные, так как протекают без ауры и потери сознания. Припадки содержат в себе клоунаду, оснащенную эмоциональными переживаниями (страстные позы, истерическая дуга), которые поддерживаются и затягиваются сочувственным отношением окружающих. Выход из припадка не идет через фазу сумеречного состояния сознания, как это бывает при эпилепсии. Реже встречается истерическая глухота, слепота, рвота. Профилактика истерических реакций начинается с раннего детства. У ребенка надо воспитывать любовь к труду, не допускать чрезмерного баловства, когда любимцу все дозволено без каких-либо ограничений. Баловство – предпосылка для развития эгоцентричности, капризности, склонности к бурным эмоциональным реакциям. Травмирующая семейная обстановка – пьянство, ссоры родителей, нерешенные материальные проблемы – также повинна в характерологических уродствах ребенка. Дисциплина в школе, семье, умелое удовлетворение запросов подрастающих детей, привитие трудовых навыков – залог формирования гармоничной, устойчивой в психическом отношении личности. Заикание – сложный дефект речи, при котором плавное ее течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие судорог речевых мышц. Причины заикания разнообразны. Оно может быть вызвано непосредственным повреждением головного мозга, но в большинстве случаев это типичный невроз, обусловленный врожденными особенностями нервной системы ребенка. Нередко заикание развивается после психотравмы, перенесенной инфекционной болезни или повреждения эндокринной системы; вялотекущие заболевания внутренних органов, истощающие нервную систему ребенка, также могут привести к неврозу. Заикание может появиться и как результат подражания другому, уже заикающемуся ребенку. В дальнейшем результат такого подражания может прочно закрепляться и столь же трудно поддаваться лечению, как у действительно больного, которому ребенок подражал. Дети, страдающие заиканием в семье, детском саду и школе, нуждаются в особом отношении, ибо речевой дефект отрицательно сказывается на психике, ведет к формированию комплекса неполноценности. При невротическом формировании личности необходимо отвлекать ребенка от дефекта речи, внушать веру в себя. Правильное воспитание детей (не только физическое, но и речевое), избавление от торопливой, «захлебывающейся» речи, выправление дефектов, подбор взрослого персонала с нормальным произношением способствуют профилактике заикания и лечению легких случаев. Энурез – ночное недержание мочи, встречается примерно у 10% детей в возрасте 3-12 лет. Нередко у таких детей одновременно наблюдаются ночные страхи, скрежетание зубами (бруксизм), раздражительность. Функция мочевыделения может нарушиться у детей под влиянием психических причин, например от страха. Обычно эта реакция длится несколько часов или дней и проходит по мере исчезновения психического напряжения. Если психотравма продолжительна по времени, и болезненные проявления закрепляются, это свидетельствует о невротическом состоянии. Для избавления не обходима психотерапия с соблюдением пищевого режима: вечером не следует употреблять жидкость; перед сном – несколько раз сходить в туалет; спать только на спине (постель должна быть полужесткой); следует отвлекать ребенка от тяжелых переживаний и щадить его психику, объяснить, что вскоре это пройдет. Хороший результат оказывают физические упражнения, игры на воздухе, прогулки. Воздействовать на ребенка наказаниями не следует – практически всегда нарушения в подобных случаях закрепляются, а иногда и усиливаются. Писчий спазм (писчая судорога) – расстройство моторики, из-за которого становится невыполнимым письмо, тогда как все прочие движения рукой не страдают. Школьники, предрасположенные к писчему спазму, как правило, исполнительны, педантичны, болезненно аккуратны, внимательны к письму. Пишут медленно. Если необходимо писать быстро, в руке таких детей появляется легкая дрожь, которая может усиливаться настолько, что не позволяет вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, но и от ссор, обид, раздражения, унижений и досады. Легкомысленные и необязательные школьники писчим спазмом заболевают крайне редко. Детям, подверженным писчему спазму, следует больше двигаться, чередовать занятия с отдыхом, спать после обеда, не засиживаться по вечерам у компьютера и у телевизора. Освобождение от школы не требуется. В редких случаях возможен временный перевод на индивидуальное обучение. Писчий спазм необходимо отличать от дисграфии. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. У детей-дисграфиков отмечаются пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой; наблюдаются дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении. Как и при многих других расстройствах, успех коррекционной работы зависит от ранней диагностики и своевременного оказания квалифицированной помощи. Тики – непроизвольные движения, воспроизводящие в большей или меньшей степени различную выразительную мимику или жестикуляцию; как правило, прекращаются при отвлеченном внимании. У детей легко вырабатываются стереотипные рефлекторные движения, нередко принимающие характер тика. Например, если ребенку натирает кожу воротничок или шарфик, ему невольно приходится двигать корпусом или шеей, чтобы снять неприятные ощущения. У отдельных детей подобные непроизвольные движения закрепляются, становятся рефлексом и могут появляться уже без видимого раздражения. От тика нужно отличать локализованный спазм, при котором подергивания не поддаются произвольному контролю со стороны ребенка. Причиной такого спазма является органический процесс, вызывающий раздражение двигательных проводников. Чаще всего локализованный спазм наблюдается в области лицевого и добавочного нервов. Дети, страдающие локализованным спазмом, эмоционально и физически ригидны, испытывают трудности в установлении межличностных и интраличностных контактов, лишены гибкости, спонтанности и непосредственности в выражении чувств. Функциональные тики в виде непроизвольных подергиваний мышц лица появляются на фоне психического перенапряжения. Самый распространенный – мигательный тик, при котором ребенок беспричинно и часто моргает. Моргание усиливается в неприятные для ребенка моменты, например, когда ему делают замечания. Приятные эмоции способствуют ослаблению тика. Зависимость от эмоционального настроя характерна для большинства детей, страдающих тиком. Тики должны быть «невидимыми» для родителей и педагогов. В тех случаях, когда взрослые их игнорируют, тики проходят быстрее. Отвлечь ребенка от неприятных переживаний помогают разнообразные подвижные игры. Неблагополучная экологическая обстановка в стране – техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов – также являются причинами серьезного ухудшения состояния здоровья населения и роста заболеваемости. Состояние водоснабжения имеет первостепенное значение для здоровья нации. В России около 50% жителей потребляют воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. Известно, что через воду могут передаваться многочисленные кишечные инфекции – холера, гепатит, дизентерия и т. д. Однако на здоровье влияет не только бактериологический, но и химический состав воды. Так, недостаток в питьевой воде фтора приводит к поражению зубов кариесом, повышенное содержание меди вызывает заболевания почек и печени, избыток никеля – заболевания кожи, мышьяка – поражение центральной нервной системы (ЦНС). Галогеносодержащие соединения (хлорорганические вещества, четыреххлористый углерод и др.) обладают канцерогенным (ракообразующим) действием. Загрязнение питьевой воды азотосодержащими и <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|