Структура автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом
Управление бюджетным процессом осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры, основным элементом которой является бюджетная статья. Эта распределенная структура технически представляет собой распределенную сеть. Поэтому возникает серьезная задача объединения информационных систем всех участников бюджетного процесса на некоторых уровнях бюджетной сферы и по территориям. Все участники бюджетного процесса должны быть обеспечены программными системами, соответствующими их перечню выполняемых функций и обеспечивающих электронный обмен данными в соответствии со схемой взаимодействия участников бюджетного процесса между собой. Поэтому автоматизированная информационная система бюджетного процесса должна быть выполнена на единой технологической базе и иметь шлюзы и каналы обмена данными между собой для формирования единого программного комплекса, который может быть использован в составе единой многоуровневой распределенной системы управления финансами. Исходя из этого, большинство программных продуктов, используемых для комплексной автоматизации управления бюджетным процессом, строятся с использованием модульного принципа. Каждый отдельный модуль разрабатывается для решения конкретной задачи, однако в каждом модуле предусматривается интерфейс, позволяющий организовать обмен данными между модулями и из таких модулей можно построить программный комплекс для решения любых задач определенного экономического работника структурного подразделения предприятия, отрасли и т.д. Обобщенная структурная схема управления финансами в РФ может быть изображена следующим образом.
(1) ЕМРСУФ - Единая Многоуровневая Распределенная Система Управления Финансами (2, 3) ФП - Функциональная подсистема (4, 5, 6) ТП (АРМ) - Технологический Процесс (Автоматизированное Рабочее Место) (7, 8) МРКЗ - Модули Реализации Конкретной Задачи МРКЗ Модули реализации конкретной задачи - это программные продукты, решающие конкретную производственную задачу пользователя. Эти модули реализованы в виде автоматизированных рабочих мест специалистов. По своему назначению модули можно разделить на два вида: 1. Основные, имеющие возможность функционировать отдельно и решать конкретные задачи управления бюджетным процессом; 2. Вспомогательные, расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением его интерфейса. Например, формирование печатных форм документов или модуля конвертации данных. ТП Технологические процесс представляет собой объединение модулей по технологии решения задач. На этом уровне формируются автоматические рабочие места специалистов в соответствии с их полномочиями и решаемыми функциями. Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса, возможна настройка автоматизированных рабочих мест, а также своевременная модификация и адаптация к меняющимся условиям. ФП Функциональная подсистема представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест, объединенных между собой потоками передачи информации и предназначенных для решения определенной функциональной задачи бюджетного органа. Функциональные подсистемы работают на уровне отделов и подразделений. Программное обеспечение этого уровня позволяет формировать сводные результаты и отчеты по определенной задаче. ЕМРСУФ Единая многоуровневая распределенная система управления финансами - это верхний уровень управления бюджетным процессом. Он представляет собой совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. На этом уровне реализовано хранение данных в базе данных и имеется возможность формировать выходные статистические отчеты, проводить анализ и исследование исходных данных, а также осуществлять формирование массивов данных для передачи в другие органы государственного управления.
Приведенные структурные элементы уже практически реализованы на уровнях государственного управления. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев архитектура программных модулей оказывается закрытой. Если для программных продуктов низкого уровня желательно иметь закрытую архитектуру, то для продуктов второго уровня и выше желательно иметь открытую архитектуру и иметь возможность настраивать внешний интерфейс и каналы связи. Это позволяет объединить их с целью решения задач управления бюджетом. Функциональная подсистема "Бюджетный процесс" реализует планирование и прогнозирование по статьям бюджета на предыдущей год, подготавливает бюджетные статьи к рассмотрению и утверждению, обеспечивает текущее слежение за выполнением бюджетных показателей и формирует отчетные реестры об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Функциональная подсистема "Доходная часть бюджета" состоит из нескольких модулей: 1. Автоматизированные рабочие места работников по бюджету региона используется сотрудниками бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств полученных и преданных в федеральный бюджет за счет сверхпланового остатка. 2. Автоматизированные рабочие места работников по районам и городам используется сотрудниками районной группы сводного отдела для формирования оточенных данных для учета бюджета по доходам и расходам. . Свод бюджета. Это модуль для автоматизации процессов по составлению и своду расходной и доходной части бюджета. . Исполнение бюджета. Он настроен на ведение учета использования бюджета для разных этапов: 1. Формирование плана счётов; 2. Ведение карточек лицевых счётов и договоров; . Расчёт процентов и доходов в разрезе плательщиков документов или других объектов; . Обмен информации с банками на уровне файлов.
5. Учёт и контроль бюджетных средств, выданных в кредит. Этот модуль автоматизирует процессы учёта кредитных средств, ведение карточек лицевых счётов и договоров, расчёта процентов и пеней. 6. Учёт векселей. Используется для составления и ведения реестра векселей. . Специальные компенсационные выплаты. Автоматизирует процесс расчёта, планирование бухгалтерского учёта и отчётности по компенсационным выплатам из бюджета. Обеспечивает составление годового плана по выплате пособий и контроль наличия средств на наличных счетах финансового органа. . Отчёт об исполнении бюджета используется для составления сводов расходной и доходной частей бюджета, подготовки отчёта о недостачах и …….., справок об основных средствах, материалах и сведений о кредиторской задолженности. Информационная технология местных финансовых или муниципальных образований. Функциональная подсистема "Расходная часть бюджета" реализует комплекс задач по исполнению федерального бюджета и распределению в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Подсистема сопоставляет операции бухгалтерского учета со всеми государственными федеральными ресурсами и обеспечивает информационное сопровождение этих процессов и создает возможность осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию. Функциональная подсистема "Государственное кредитование" реализует планирование государственного долга с учетом операций по его погашению и обеспечивает информационное сопровождение проблем, связанных с эмиссией ценных бумаг, разработкой кредитно-валютной политики и кредитных отношений. Функциональная подсистема "Финансовый контроль бюджета" автоматизирует процессы, связанные с информационно-аналитической экспертизой и оценкой подготавливаемых и принимаемых решений в области финансово-бюджетной деятельности, реализует контроль за расходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюдения финансовой дисциплины.
Функциональная подсистема "Финансирование отраслей народного хозяйства" предназначена для планирования финансовых показателей на следующий период с учетом обеспечения выделенными средствами таких отраслей народного хозяйства, как социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкая промышленность и т.д. Отдельные функциональные подсистемы являются составными компонентами интегрированной информационной системы, отражающих целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивающих ее комплексный анализ, помогающих в подготовке прогнозных оценок и поддерживающих процессы коллективного и индивидуального принятия решений. Связь функциональных компонентов осуществляется с помощью единой телекоммуникационной сети, основным назначением которой является обеспечение внутриведомственной связи между центральным аппаратом службы и ее территориальными органами с целью повышения качества, защищенности и скорости передачи информации, эффективности функционирования центральных и территориальных органов службы и снижения расходов на информационную поддержку. Более широкое назначение единой телекоммуникационной сети заключается в обеспечении межведомственной связи между объектами взаимодействия автоматизированной информационной системы "Финансы", включая администрацию президента РФ, законодательную, исполнительную и судебные власти, а также другие учреждения и организации федерального, регионального и местного бюджетов. 5. Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах
В последнее время в РФ осуществляется административная реформа, которая передает все большие полномочий субъектам РФ. Эти полномочия должны быть поддержаны соответствующим бюджетным финансированием. Это бюджетное финансирование поддерживается территориальными финансовыми органами, которые являются наиболее массовой частью финансовой системы. В них протекает интенсивный документооборот и поэтому автоматизация данного органа финансовой системы носит наиболее массовый характер. Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процессы, протекающие в федеральном бюджете. Отличия имеются в составе функциональных задач, связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов.
В территориальных финансовых органах разработаны и используются программные продукты, которые подготовлены следующими научными и проектными организациями: НПО "Кристалл" г.Рыбенск, Региональный вычислительный центр Чувашской республики, Региональный вычислительный центр налоговой службы Нижегородской области АО "Фимтех". Автоматизированные рабочие места работников по бюджету регионов используется сотрудниками бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств полученных и переданных в федеральный бюджет, а также формирования уточненного бюджета за счет сверхплановых остатков. Автоматизированные рабочие места работников по бюджетам районов и городов используются сотрудниками районных групп сводного отдела для формирования уточненных бюджетов, учета изменений бюджетов по доходам и расходам, формирования справочных данных об отношениях районных бюджетов с региональным бюджетом и формирования данных об исполнении бюджетов. Автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтерского учета. Используется бюджето-решающий комплекс бухгалтерских задач для получения выходных документов по учету исполнения бюджета, а также передачу и прием банковских документов, формирования документов в налоговых органах и органах казначейства РФ, а также формирования месячных и квартальных отчетов об исполнении собственного и консолидированного бюджета, а также прием и обработку отчетов об исполнении сметы расходов от нижестоящих организаций. В свою очередь автоматизированное рабочее место (АРМ) бюджетного работника включает в себя следующие основные модули: 1. Прогноз используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария развития событий. Программа позволяет анализировать и решать результаты разных вариантов прогнозирования и использовать их для получения выходных документов. 2. Составление и свод бюджетов. Этот модуль предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюджета, распределению доходов по кварталам, учету уведомлений об изменении и формировании уточненного бюджета. . Сеть, штаты и контингенты автоматизируют процесс планирования очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ. . Исполнение бюджетов - это основной модуль автоматизированных рабочих мест, он настраивается на ведение учета, исполнение бюджета для решения различных этапов: 1. Формирование плана счетов; 2. Ведение карточек лицевых счетов и договоров. 5. Расчет процентов и доходов в разрезе плательщиков документов или других объектов, обмен информацией с банками на уровне файлов, учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит - этот модуль автоматизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчеты процентов и пеней, учета платежей, состояния расчетов с бюджетом. 6. Учет векселей - используется для составления и ведения реестра векселей. . Социальные конституционные выплаты - автоматизирует процессы расчета, планирования, бухгалтерского учета и отчета по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает составление годового плана по выплате пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа. . Отчет об исполнении бюджетов используется для составления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготовки отчетов о недостатках и хищениях, справок об основных средствах, материалах и сведений о кредиторской задолженности. В настоящее время в большинстве регионов РФ внедрена автоматизированная система составления и исполнения бюджета (АССИБ). Она позволяет автоматизировать обработку информации как в отдельно взятом финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона. При этом автоматизируется ежедневная работа специалистов, оперативно анализируется ход исполнения бюджета, ведется учет исполнения бюджетов всех уровней, осуществляется информационный обмен с другими системами и т.д. АССИБ состоит из трех функциональных подсистем, в каждой из которых реализован ряд технологических задач: 1. Сводно-группирочовные расчеты по бюджету региона. Эта функциональная подсистема предусматривает ввод информации с технических носителей, контроль и печать информации по утвержденному плану и видам отчетов, ведение учета всех документов, уточняющих план и роспись бюджета, с возможностью их получения за любой период. 2. Составление и исполнение собственного бюджета позволяет вести оперативный учет операций по доходам, расходам и взаимным расчетам. Содержит все выходные формы строгой отчетности, а также дополнительные формы для более детального анализа исполнения бюджета. Использование этой подсистемы упрощает контроль за остатками средств. . Функциональная подсистема "Аналитические расчеты" предназначена для проведения анализа показателей бюджетной классификации, распорядителей кредитов и плательщиков. Использование автоматизированной системы составления и исполнения бюджета позволяет избежать двойного ввода информации в различных подразделениях финансового органа, и использовать однажды веденные данные во всех подразделениях финансового органа. В настоящее время разрабатывается и внедряется типовой сетевой программный комплекс "СЕ2 бюджет". Этот комплекс предназначен для формирования и контроля исполнения региональных и местных бюджетов. Эта система автоматизирует организационно-административную деятельность сотрудников территориальных финансовых органов. Объектами автоматизации здесь являются этапы бюджетного процесса, т.е. исполнения бюджета, учет и отчетность об исполнении бюджета. В настоящее время создан единый программный комплекс, охватывающий задачи автоматизации как собственно бюджетного процесса, так и внутренней деятельности финансового органа. Кроме этого в большинстве регионов эксплуатируется система автоматизации учета в централизованных бухгалтериях, которые обслуживает учреждения образования, медицины и культуры. Внедрение автоматизированных информационных технологий в бюджетный процесс на уровне региональных и территориальных бюджетов позволяет своевременно выявить возникающие противоречия между формированием доходов и ответственностью за финансирование жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства и социальных расходов. 6. Информационные технологии местных финансов или муниципальных образовании
Местные бюджеты является финансовой базой местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органом, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаясь переданными в их ведение доходами. Понятия местные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, бюджеты органов местного самоуправления являются синонимами согласно федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года №111 ФЗ. К уровню местных финансов относят местных распорядителей бюджета и мелких бюджетополучателей, таких как: школы, детские сады, больницы, учреждения социальной защиты, культуры и муниципального транспорта. Организация автоматизированной информационной технологии исполнения местного бюджета тесно связана с развитием корпоративной вычислительной сети региона, которая должна охватывать бюджетные учреждения и финансовые органы. Органы местного самоуправления должны обладать современными информационными технологиями и иметь правовые возможности для формирования собственных бюджетов и влияния на хозяйственные и социальные процессы своих территорий. Новым ресурсом муниципального управления является современный менеджмент в муниципальной и бюджетных сферах, который приходит на смену широко распространенным и экономически неэффективным интуитивным способом управления. Весомый экономический эффект в муниципальном управлении может быть достигнут за счет разработки новых автоматизированных систем стратегического и оперативного управления бюджетами муниципальных образований. При создании таких систем решение большого количества типовых проблем местного самоуправления становится стандартной процедурой и муниципальным менеджерам достаточно контролировать самые важные из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|