Глава 3. Наиболее популярные туристические объекты в культурно-познавательных экскурсиях
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Город Минск - первоначально носил название Менск, Менеск. Город Менск возникает как приграничный город-крепость на границах Полоцкого княжества. Границы княжества на севере доходили до территории Великого Новгорода, на востоке - до Смоленской земли. На западе соседями были латгалы и литвины, на юге княжество граничило с Турова-Пинским княжеством. В IX в. Полоцкая земля входила в состав древнерусского государства (Киевская Русь). Годом рождения города считается первое упоминание его в летописях. И первое упоминание о Минске встречается в "Повести временных лет" и в "Слове о походе Игоря" в связи с междоусобными раздорами, вылившимися в битву между полоцким князем Всеславом Чародеем и сыновьями киевского князя Ярослава. Битва была жестокая и кровавая. Погибло столько воинов, что ни сражаться дальше, ни догонять отступающих, ни у кого не было сил. Войска просто разошлись - не было ни побежденных, ни победителей. Именно там по мнению археологов и находился Минский замок. В последнее время городскими властями рассматривается проект создания на территории исторического ядра города Национального историко-археологического центра с прилегающей к нему торгово-развлекательной зоной, восстанавливающей квартал старой застройки со стороны Раковского предместья. Внутри квартала будет разбит небольшой сквер, где, как планируется, пробежит Немига, выпущенная из коллектора. На месте Дома физкультуры появится сам центр с прогулочными террасами и подземными экспозиционными залами, где будет воссоздан фундамент храма XII века, фрагменты древних улиц и земляного вала с укреплениями. Главный же акцент композиции - деревянные въездные ворота древнего детинца, воссозданные в натуральную величину. В 1984 году при строительстве метро была проведена их консервация. Но тогда о музеефикации речи не шло, и их закопали обратно в землю. Планируется также возвести прогулочный мост, который соединит Замчище с Троицким предместьем.
Постепенно город разрастается в южном, юго-западном и юго-восточном направлении от Замчища, по мере экономического развития выходит за пределы замковых стен, переходит на левый берег Свислочи, где формируется Троицкое предместье. По археологическим данным, его заселение началось в XII веке. Получило свое название по названию горы, что была расположена чуть выше и правее. Вокруг предместья в ХVI-XVII веках были насыпаны оборонительные валы. На планировочную структуру повлиял тот факт, что именно здесь рано возник целый ряд монастырей и церквей, которые владели значительными участками земли. Первый деревянный костел Святой Троицы и Вознесения был основан на Троицкой горе королем Ягайло (середина XIV века). Здание костела неоднократно сгорало при пожарах и восстанавливалось. В 1506 году на самой возвышенной части предместья (р-н оперного театра) возводится католический костёл. Возле костёла возникает большая торговая площадь, а в XVII веке возводится женский униатский Троицкий монастырь, который занимал территорию до самого берега Свислочи. Частично некоторые из зданий монастыря в сильно перестроенном виде сохранились (сейчас это 2-ая городской больницы). После ликвидации униатской церкви в 1839 году монастырь был упразднен, его здания были перестроены и стали использоваться губернской больницей. До начала XIX века Троицкое предместье сохраняло свой средневековый облик, но пожар 1809г. уничтожил все деревянные постройки предместья, после чего его планировка была подчинена канонам классицизма, в соответствии с которыми все улицы города должны были пересекаться под прямым углом, создавая квадратные и прямоугольные кварталы. Каменные дома по улицам ставились вплотную друг к другу, создавая единую линию с общим фасадом. Яркий цвет стен домов связан был не только с архитектурным решением, но и тогдашней нумерацией домов (дощечки с названиями улиц и домов появились только в конце XIX века). Именно таким можно увидеть Троицкое предместье и сейчас. О том, что в этом районе жили евреи, которые имели здесь свои дома, магазины и ремесленные мастерские, свидетельствуют две синагоги, которые находились здесь. Синагога "Китаевская" - являлась центральным молитвенным местом для евреев-мещан г. Минска и синагога кантонистов. На месте, где сейчас проходит набережная Троицкого предместья, в XIX в. находился городской ночлежный приют, где часто ночевали бродяги и нищие с Нижнего рынка, расположенного на другом берегу Свислочи. Именно такое название - Нижний Рынок или Нижний Город, по сравнению с Верхним Городом. Нижний рынок долгое время был главным торговым местом Минска. Там, где сейчас расположен Дом Мод, находился рыбный рынок, мясные лавки проходили вдоль берега Свислочи, на Мясницкой улице.
От левого берега Немиги начиналась дорога на Раков - Раковский тракт. Здесь возникает еще одно из старых предместий города - Раковское предместье (время заселения XI-XII в.в.). На территории Раковского предместья находились и самые старые улицы города: Замковая, Подзамковая, Завальная. К сожалению, большая их часть была бездумно снесена в 60-70 годы прошлого века при реконструкции улицы Немиги и прокладке проспекта Победителей, который разделил пополам историческую часть города. При этом было уничтожено большое количество памятников древности, в том числе и готическая Холодная синагога XVI века, одно из старейших каменных сооружений города, которая стояла за зданием Белпромпроекта и была уничтожена сразу после его возведения. На северо-запад от замка застраивался Пятницкий конец. Позже, уже в XVI веке, эта часть города известна как Татарский конец, или Татарские огороды, так как здесь проживали мусульмане. Заселение татарами этих земель произошло после двух походов крымских татар в начале XVI века. Эта окраина города, в основном район застроен был деревянными домами. На месте теперешней гостиницы "Юбилейная" до 1962 г. находилась мечеть, построенная в 1599 г. Первоначально - деревянная. В 1901 г. была построена каменная мечеть. Это было красивое здание с большим центральным куполом и высоким 32-метровым минаретом. С 1936 по 1941 г.г. здесь находилась продовольственная база. Во время войны проводились богослужения. В 1962 г. взорвана. Также варварски было разрушен мазар (татарское кладбище).
В 1499 г. Минск получает право на самоуправление. В связи с этим встает вопрос о возведении на главной площади города здания Ратуши, которое является символом того, что городу дано Магдебурское право. К этому времени радиальное расширение городской территории вокруг Замчища исчерпало свои топографические и социальные перспективы. Высокая и удобная Троицкая гора мало подходила для увеличения города, так как это было невыгодно с военно-стратегической точки зрения. Минск в таком случае разделялся бы рекой на две части, что сильно усложняло бы коммуникацию и оборону города во время военных действий и в случае осады. Наиболее перспективным для развития города было юго-восточное направление, и прежде всего территория современной площади Свободы, которая была расположена на холмистой возвышенности. Новый центр было решено заложить на ровном плато, которое значительно возвышалось над уже существующей застройкой, т.к. называемым Нижним городом (рынком). Окончательно архитектурный ансамбль этой площади сформировался только к концу XVIII в. и вобрал черты многих архитектурных направлений - ренессанса, барокко, классицизма. Именно здесь разместились главные храмы православной, католической и униатской конфессии. Здесь возводили свои дома наиболее знатные и богатые горожане. Наиболее древняя часть расположена ближе к реке и сохранила свою средневековую планировку, трассировка большинства улиц сложилась еще в XIV-XV веках. Одним из первых зданий на площади было здание городской Ратуши (в переводе означает "дом собраний"), которое являлось символом того, что городу дано право на самоуправление. В то время это была самая совершенная система городского самоуправления. Власть в городе разделялась между избираемым магистратом (12 избранных уважаемых горожан) и войтом, которого назначал великий князь. Минская ратуша перестраивалась несколько раз. Сначала была деревянной, и, к сожалению, точное ее местонахождение и облик неизвестны. Неоднократно перестраивалась и каменная. Первоначальный архитектурный облик каменной ратуши был в традициях Северного Возрождения, но в конце XVIII в. городским архитектором Федором Крамером зданию придаются черты классицизма. Прямоугольное здание украшено 32-метровой башней с часами и гербом города. Герб был дан городу 12 января 1591 г. королем Сигизмундом. На нем изображена дева Мария на голубом фоне. После присоединения Беларуси к России герб будет изменен - изображался в виде щита на российском государственном гербе. В 1991 году герб восстановлен и имеет первоначальный вид. В 1795 г. Магдебурское право было отменено и на протяжении достаточно долгого времени здание используется в качестве присутственных и общественных мест - здесь находились суд, полиция, гауптвахта, музыкальная школа и театр. В 1851 г. городские власти приняли решение о сносе ратуши. Формальным поводом послужило то, что она закрывает вид на соборную церковь и присутственные места. Но скорее всего, это решение было принято в связи с тем, что ратуша напоминала горожанам о самоуправлении ивласти хотели уничтожить всякое напоминание о городских вольностях и европейских традициях края. Ни один из горожан Минска не пожелал участвовать в сносе ратуши, даже за деньги. К ее сносу привлекли солдат и заключенных Пищаловского замка-тюрьмы. После сноса Ратуши на ее месте разбили Соборный сквер, в центре которого был установлен памятник Александру II. Ратуша восстановлена в 2003-2004 г.г. по старым чертежам в соответствии с архивными данными и археологическими раскопками. Перед началом каждого часа над городом звучит мелодия "Песни о Минске" белорусского композитора И. Лученка.
Рядом с Ратушей находится Гостиный двор. Здание перестраивалась несколько раз. На самом деле это комплекс, который состоит из нескольких древних домов, частично объединённых в одно целое перестройками последующих лет. Его формирование началось в 1569 году, когда город получил королевское разрешение на строительство Гостиного двора для жилья и торговли приезжих купцов. Существующий ныне каменный комплекс сооружен в XVIII в. также архитектором Крамером в стиле классицизма и получает прямоугольную замкнутую форму с внутренним двором. Однако, в начале XX в. М.Г. Айзенштадт, владелец зданий в квартале гостиного двора, предпринял их перестройку - частично с юго-западной и юго-восточной, полностью с северной стороны, изменив при этом не только этажность (был достроен третий этаж) и расположение дверных и оконных проемов, но и сам архитектурный стиль зданий. В результате в квартале появилось здание в стиле модерн (дом № 4). После реконструкции в помещении гостиного двора разместились отделение Азово-Донского коммерческого банка, купеческий клуб, крупные магазины. В годы первой мировой войны тут находился госпиталь и камерный театр.
Одним из первых на площади появился комплекс Базилианских монастырей, который состоял из церкви Св. Духа и непосредственно мужского и женского монастыря. С 1610 по 1647 г.г. возводится здание каменной церкви и корпуса мужского монастыря. В 1641 г. был заложен женский базилианский монастырь. Базильяне или василиане - униатский орден, получивший после Брестской унии 1596 г. орденскую организации на территории Речи Посполитой. До наших дней здания дошли в очень мало сохранившемся виде. Церковь была взорвана в 1936 г. В перестроенном бывшем здания мужского монастыря сейчас находится Минский облсовпрофсоюз. В сохранившемся здании женского монастыря - музыкальная школа. Весь комплекс был построен в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором - такая конструкция, напоминающая замковую, позволяла использовать монастырь в оборонных целях. Церковь Святого Духа стояла на углу, слева от мужского монастыря и являлась доминирующим элементом всего комплекса. Главным фасадом выходила на площадь к ратуше. Этот уникальный памятник совмещал черты двух архитектурных стилей: фасад имел ренессансный характер (фасад симметричен относительно вертикальной оси и увенчан фронтоном), а само строение было готическим: со стрельчатыми окнами, высокой двускатной крышей и крестовыми сводами. Главный западный фасад представлял легкую ярусную композицию, заполненную фресками с изображениями святых, представляя собой своеобразный иконостас, вынесенный наружу. Такой синтез архитектуры и декоративной живописи почти не встречается в культовой архитектуре Европы и является спецификой зодчества Беларуси. Переход из церкви в здание женского монастыря проходил над улицей - длинной узкой галереей крепостного типа с бойницами, под которой располагались арки для проезда. При монастырях существовала школа, где изучались греческий, старославянский, белорусский и польские языки, работала типография. В монастырской библиотеке было собрано множество книг, документов, редких рукописей. В 1795 г. после присоединения белорусских земель к России, униатские монастыри были закрыты, а после польского восстания 1830-1831 гг., которое захватило и территории Беларуси, униатство в Беларуси было запрещено. Монахини после закрытия монастыря в течение 7 лет жестоко преследовались (история игуменьи Макрыны Мечыславской). Уникальный памятник эпохи возрождения церковь Святого Духа была перестроена до неузнаваемости в псевдорусском стиле и стала православным Кафедральным Петропавловским собором. Именно от этого собора в 60-х годах XIX века площадь Верхнего рынка получает новое название - Соборная. Наоборот, наиболее поздняя постройка среди комплексов монастырей различных конфессий - комплекс Иезуитского Коллегиума, который находится через дорогу от Ратуши. Первоначально состоял из двухбашенного костела и прилегавших к нему монастырских зданий. В отличие от других монастырей, находившихся на площади и имевших замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком, иезуитский коллегиум имел раскрытую композицию построек, которые единым фронтом развернулись вдоль западной стороны площади. Комплекс был построен монашеским католическим орденом иезуитов. Орден основан в 1534 г. испанским дворянином Игнатием де Лойолой для борьбы с Реформацией. Орден отличался строгой централизацией, военной дисциплиной и абсолютном подчинением его руководителю - генералу (черный папа), который выбирался пожизненно и свою очередь подчинялся только Папе Римскому. Система морали позволяла достаточно широко объяснять основные религиозные требования, отступать от клятвы, проявлять неразборчивость в средствах ради политической борьбы (цель оправдывает средства). В Польше и ВКЛ появились во второй половине XVI века. Первоначально их резиденция в Минске размещалась в 2-хэтажной усадьбе Егора Гегера, которая была куплена смоленским епископом и подарена иезуитам. Позже иезуиты перестроили дом под небольшой костел, в 1678 г. купили соседний каменный дом, приспособив его под сакристию (ризницу) костела. В 1683 г. специальным решением Варшавского сейма за коллегиумом был закреплен ряд фундушей (в старопольском праве обозначает дар или пожертвование в пользу какого-нибудь учреждения, чаще всего в пользу костела или монастыря). Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 г. они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, пл. Свободы 7). Интересно то, что в XVII - начале XVIII века вся система образования в Минске практически была в руках иезуитов. Их система обучения наиболее полная и популярная среди населения - здесь преподают риторику, поэзию, синтаксис, грамматику, позднее в курс обучения вводится теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. С конца XVIII века и до 1917 года в здании школы размещалась резиденция губернатора (центром губернии Минск стал в 1796 г., через три года после второго раздела Речи Посполитой, когда земли Центральной Беларуси были присоединены к Российской империи). А школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 г. была переведена в корпус бывшего мужского базилианского монастыря. В 1820 -1822 г.г. в доме минского губернатора часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Н.Муравьев, который в эти годы начал писать первый вариант своей конституции, вошедшую в историю под названием "Минский вариант". Рядом со школой в 1700 г. было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. В 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом. Но в связи с тем, что в это время в Европе бушевала Северная война, и Минск неоднократно захватывался воюющими сторонами (как шведами, так и русскими), дальнейшая его отделка и достройка продолжались еще довольно долго, а башни были закончены только к 1730г. Костел представляет собой трехнефное двухбашенное здание с двумя каплицами и построен в стиле виленского барокко. Сам костел отодвинут в глубину за линию застройки, благодаря чему перед ним образован небольшой курдонер (парадный двор). На главном фасаде две пятиярусные башни. В глубоких нишах второго яруса когда-то размещались скульптуры апостолов Петра и Павла. А фронтон на уровне третьего яруса украшает фигура Богоматери с младенцем. На третьем и четвертом ярусах установлены четыре колокола. Интерьер храма украшен орнаментальной и фресковой росписью и большим количеством полотен, среди которых работы известных мастеров Чеховича и Олешкевича. Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение здания самого коллегиума в 1747 г., которое находилось слева от костела. Иезуитский коллегиум был в свое время одним из самых значительных сооружений на площади. Во время Северной войны, когда в Минске стояли союзные войска, здесь останавливался Петр I. Когда город заняли шведы, у иезуитов останавливался Карл XII, а через 100 лет, в 1812 году, здесь жил французский маршал Даву. На площади, перед костелом, проводились парады наполеоновских войск. Архитектурным акцентом здания иезуитского коллегиума была высокая трёхъярусная башня-колокольня с часами, которая была в 1853г. перестроена в пожарную каланчу. Земли за костелом также принадлежали иезуитам (там находились огороды и хозяйственные постройки). После упразднения ордена иезуитов костел становится приходским (фарным) и с 1820 г. был переименован в Мариинский. В 50-е годы XIX в. весь архитектурный комплекс подвергся серьезным перестройкам, причем дом губернатора лишился декора XVIII века. Сейчас это католическийАрхикафедральный костел имени пресвятой Девы Марии. Еще один из монастырских комплексов, являющийся памятником архитектуры XVII века - комплекс Бернардинских монастырей. Комплекс первоначально состоял из двух монастырей: справа и сзади - мужской, впереди - женский. Они имели в своих ансамблях изящные костелы, которые выходили на площадь своими боковыми фасадами. Вокруг комплексов располагались монастырские корпуса, хозяйственные постройки. Они создавали замкнутые композиции с внутренними двориками - это соответствовало типичной схеме католических монастырей того времени. Комплекс женского бернардинского монастыря основан в 1633 г. и просуществовал как католический монастырь более двух веков. Костел монастыря является ярким примером архитектурного направления "виленское барокко". Храм двухбашенный. Фигурный фронтон, непременная деталь барокко, уже не доминирует в композиции фасада, а располагается между двумя многоярусными башнями, на которых и сосредоточено все богатство внешней отделки. Сейчас на фронтоне есть изображение Богоматери. Но оно появилось гораздо позже, когда храм уже стал православным, а во времена сооружения таких храмов живопись на фронтонах не располагалась. В 1853 году женский монастырь был ликвидирован, а храм в 1860 г. был обращен в православную церковь, освещенную во имя святых Кирилла и Мефодия. После подавления восстания 1863-1864 г.г. в здании монастыря находилась государственная следственная комиссия. В 1870 г. - это мужской Свято-Духов православный монастырь. В 1918 году монастырь и храм закрыты, богослужения прекращены, здания использовались в качестве спортивного зала, пересыльной тюрьмы для раскулаченных крестьян. В 1943 г. богослужения возобновились, а в 1945 г. в храм была внесена чудотворная икона Минской Божьей Матери, которая является главной святыней храма. Во второй половине прошлого века капитальный ремонт придал храму нынешний вид, а в начале 90-х фасад был украшен мозаикой. Сейчас здесь размещается кафедральный собор в честь сошествия Святого Духа. В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы и белорусской иконописи XVII-XIX веков. Мужской монастырь был основан в 1624 г., еще до строительства женского монастырского комплекса, когда старостой Яном Кенсовским был передан в дар бернардинцам большой деревянный дом. К 1638 г. были построены деревянные костел и монастырь, а через 6 лет начато возведение каменных жилых зданий и костела св. Язепа. Костел построен в стиле барокко. Был богато украшен девятью резными позолоченными алтарями, многочисленными произведениями живописи и прикладного искусства. Костел Св. Язепа выходит своим главным фасадом на бывшую Бернардинскую улицу. Его венчает фигурный фронтон, отделенный от стены массивным карнизом, как это обычно делали в безбашенных храмах. В первой половине XIX века при монастыре действовала начальная и философская школа, богатая библиотека. От площади Верхнего рынка был отделен высокой каменной стеной. В конце XVIII века к монастырской стене стали пристраивать небольшие магазинчики, которые позже объединились в один комплекс и стали называться "бернардинские крамы". После войны в бывших магазинах какое-то время жили люди, а затем ту часть рядов, которая была построена в начале XIX века, зачем-то снесли. Было разобрано 12 старинных магазинов, а их подвалы и фундамент засыпали. В 2004 году торговые ряды были восстановлены. В монастырских корпусах сейчас ведутся реставрационные работы. После завершения работ в них разместится гостиничный комплекс, а также несколько музеев - археологический музей, а также музеи монастырского быта, карет и пожарного дела. Данный гостиничный комплекс вошел в программу по созданию гостиничного сервиса к Чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Минске в 2014 году. Что касается судьбы костела, то пока она неизвестна, но скорее всего, здание бывшего костела войдет тоже в гостиничный комплекс. Театр Оперы и Балета занимает территорию, которая когда-то была Троицкой площадью. До 30-х годов XX века площадь исполняла исключительно торговые функции - здесь был рынок. В 1935-1937 годах на ней возводится театр оперы и балета по проекту архитектора Лангбарда. Театр должен был иметь четыре этажа, но так как в это время Минск находился в 30 км. от государственной границы, было решено уменьшить здание почти вдвое. В облике театра явно видны конструктивистские черты. Во время Второй мировой войны вся площадь была обнесена колючей проволокой и превращена в лагерь для военнопленных. Само здание пострадало незначительно - был разрушен зрительный зал. В уцелевших помещениях была устроена конюшня. Недавно закончена реконструкция театра, ставившая целью восстановить первоначальный замысел архитектора. Театр стал выше и монументальнее, установлены скульптурные композиции на фасад здания. Торцевым фасадом на улицу Зыбицую выходил дом-усадьба Ваньковичей.Усадьбапостроена в конце XVIII - первой половине XIX вв. в стиле классицизма и является памятником дворцово-усадебной архитектуры. Первоначально на месте усадьбы стояли два жилых каменных дома, построенные в XVII веке. Примерно в 1780 году на их фундаментах возвели существующее ныне здание, которое принадлежало брату известного белорусского художника начала XIX века Валентия Ваньковича (авторпортретов А. Пушкина, А. Мицкевича, А. Горецкого) Эдварду. В то время усадьба служила местом частых встреч творческой интеллигенции города. В нем бывали Ян Дамель, Станислав Монюшко, Викентий Дунин-Марцинкевич - современники и друзья В. Ваньковича. Первоначально усадьба состояла из дома, флигеля и хозяйственных построек. Одноэтажный деревянный дом был накрыт высокой вальмовой крышей с мансардой в центре. Интерьер был декорирован кафельными печами, которые до наших дней не сохранились. Правый флигель с интересной восьмигранной башенкой, который создавал неповторимый вид на усадьбу со стороны реки, был разрушен. Парадный двор был отделен от улицы каменной оградой с воротами. А с восточной стороны, на склоне вдоль улицы Зыбицкой, тянулся живописный фруктовый сад. В нем росли и редкие для наших широт грецкие орехи. Усадьба уцелела в годы Великой Отечественной войны. А в 70-е годы прошлого столетия восточный флигель и часть каменной ограды с воротами были разрушены. Тогда же были уничтожены скульптуры у входа в дом и разросшийся сад. Позже уцелевшее здание подверглось реконструкции. Дом был единственной сохранившейся деревянной городской усадьбой XVIII века. Сегодня здесь работает музей "Дом Ваньковичей. Культура и искусство 1-й половины XIX столетия". Еще один столичный музей - истории театрального и музыкального искусства - размещен в Доме масонов (Музыкальный пер,5). Впервые на плане Минска здание встречается в 1817 году. Здание с чертами барокко и раннего классицизма дожило до нашего времени практически без изменений. Здание бывшего женского базилианского монастыря. Этот вытянутый двухэтажный дом с барочным фронтоном является сегодня одним из самых старых из сохранившихся зданий города. Его основу составляют позднеготические жилые дома ХVI века. Сохранились даже некоторые элементы декора стен того времени. В 1641 году они были перестроены в жилой корпус женского монастыря, который был связан с костёлом и мужским монастырём галереей и подземным ходом. Корпус женского монастыря дошел до наших дней почти без изменений. До нашего времени в бывшем здании женского монастыря хорошо сохранились коридоры и кельи монахинь, кухня, трапезная. На втором этаже когда-то размещалась часовня. Сейчас здесь музыкальная школа. Улица Волоцкая начиналась от ул. Доминиканской (современная ул. Энгельса). Свое название улица получила от названия Доминиканского монастыря, который был расположен именно там, где мы с вами стоит. Доминиканцами назывались монахи одного из католических орденов, которые давали обет бедности. Орден был основан в 1215 г. испанским монахом Домиником для борьбы с еретиками. В 1232 г. папство передало в их руки инквизицию. Доминиканский монастырь в Минске был основан в 1605 году и парадным входом выходил к Верхнему городу. Главное место занимал костел Св. Фомы (Томаша) Аквинского, выстроенный в стиле барокко. Он представлял собой богато декорированную безбашенную трехнефную высотную базилику с прямоугольной апсидой. Фасад завершался фигурным фронтом, над которым возвышалась небольшая башня под куполом с крестом. Комплекс со всеми помещениями и садом, находящимся в северо-западной части, занимал участок площадью 2 гектара. Монастырский комплекс помимо духовных функций, выполнял роль одного из оборонных форпостов города - толщина стен доходила до 3-х метров, в фундаменте были проделаны бойницы, позволяющие вести мушкетный обстрел. Фасад и интерьеры храмы отличались пышностью и необычайным богатством декоративного оформления, были расписаны фресками. Костел включал - и в этом Доминиканский костел превосходил все костелы Минска - 14 резных деревянных и стуковых алтарей. На хорах стоял самый большой и красивый в городе орган - на 24 голоса. Высокой декоративностью отличались и парадные двухэтажные ворота комплекса. Монастырь просуществовал до 1832 г. Позже в его помещениях находилась католическая семинария, а к концу XIX века - склады и казармы. В 1926 г. костел был взят под охрану как памятник архитектуры. Была проведена его консервация. В XIX в. Соборная площадь исчерпала свои возможности, как главный торговый и общественный центр города. Новый центр переносится в район Октябрьской площади (до 1984 года - Центральная площадь). Весь район, который включает в себя территории площади, Центрального сквера и проспекта Независимости, получает название Новый Город. Он возвышается над Соборной площадью на 10 метров, позже, в 1928 г. возвышенность была срезана. В июне 1951 года газеты сообщили о том, что в Минске, согласно новому генплану, перед зданием ЦК (находится за Центральным сквером) будет построена Центральная площадь, территория которой займет 21 тыс.кв. метров. Историческая часть города, где раскинулся Александровский сквер с расположенным рядом Купаловским театром, тоже должна была сноситься. Проект из-за дороговизны не был осуществлен, но через год над новой площадью поднялся 18-метровый памятник Сталину, который совсем скоро, после смерти Сталина, был ночью тайно демонтирован. Позже планировалось построить напротив здания ЦК Музей Ленина, который не уступал бы московскому аналогу. На крыше Музея планировалось установить статую вождя 30-метровой высоты. Высотным фоном для вождя должны были стать многоэтажки, напоминающие своими очертаниями московский Кремль, которые планировалось возвести на месте обреченного на снос Верхнего города. Однако и это проект оказался слишком дорогостоящим. В 1950-1970-е годы на площади проходили военные парады. Со стороны Центрального сквера в 1957 году возвели гранитный парапет с правительственными трибунами. В конце 70-х годов прошлого века был объявлен конкурс на лучший проект Дворца Республики. Строительство Дворца велось 20 лет и закончилось в 1999г. (арх. Пирогов). Здание с колоннами и скульптурой, построенный в неоклассическом стиле в 1954 году архитектором Ершовом - Дворецкультуры профсоюзов. В основу композиции положен тип древнеримского храма. На площади в 1998 году установлен Знак нулевого километра. В прежние годы нулевой километр отсчитывался от Главпочтамта. Новый знак оказался ровно на 1 км в стороне от него. Гранитный камень в форме пирамиды символизирует вечность и прочность, вытесан в Португалии. Обрамляют знак бронзовые картуши, на которых размещены: карта дорог, латинское изречение, стихи, написанные Я. Колосом, а также указаны расстояния от Минска до столиц соседних государств, областных и районных центров Беларуси. Пока еще на площади работает Музей Великой Отечественной войны. Здание для нового музея в настоящее время возводится в районе парка Победы. Дальше по проспекту находится здание Государственного цирка. Первый "оседлый" цирк в Европе появился в XVIII веке. В 1770 году англичанин Астлей построил круглое деревянное здание. Цирк предназначался для конной езды, а потому имел такую форму. Первое упоминание о профессиональном цирке в Минске относится к 1853 году. На привокзальной площади был раскинут шатер, где проходили представления артистов австрийца Карла Генне. А летом 1884 года один из братьев Никитиных - Петр Александрович - обратился к минскому городскому голове с просьбой разрешить строительство цирка. И уже через 3 месяца, в ноябре 1884 года, на Соборной площади (ныне - площадь Свободы) появилось деревянное здание первого в городе цирка. Однако здесь оно простояло не долго, так как цирк возвышался над собором, что было недопустимо. Здание поначалу перенесли на место нынешней 2-ой городской больницы, а затем - на Комаровское поле. В начале ХХ столетия цирк перебрался в центр, получив "прописку" в Губернаторском саду. Здание установили на том месте, где в наше время находится памятник Максиму Горькому. Цирк готовился открыть новый сезон 22 июня 1941 года. А в ночь с 23 на 24 июня во время налета фашистской авиации бомба попала в здание. Начался пожар. В безопасное место увели лошадей, а морских львов подогнали к Свислочи. Но они не пожелали идти в воду и повернули назад. В конце концов, львов опутали маскировочной сетью, взятой у красноармейцев, и выпустили в реку. Дальнейшая судьба животных не известна, но ходили слухи, что их видели в Днепре. По окончании войны правительство СССР приняло решение о строительстве в стране 20 цирков, первый - в Минске. Из всех проектов предпочли работу архитектора Владимира Жукова. Поначалу власти решили строить цирк в Заводском районе (район станции метро "Могилевская"). Но позже решение было изменено. 30 октября 1954 года работы по возведению цирка на 1668 мест начались на пересечении проспекта Сталина и ул. Якуба Коласа. Официальное открытие состоялось 11 февраля 1959 года. Далее по проспекту находится пл. Победы. В ее центре - обелиск, ставший символом Минска. Он был установлен к 10-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков в 1954 г. по проекту архитекторов Заборского и Короля. До 1952г. площадь называлась Круглой. На ней, кстати, на том месте, где сейчас находится обелиск, до войны планировалось установить памятник Сталину. Архитектурный ансамбль площади начал формироваться еще до войны, когда стали возводить два дугообразных жилых дома (1939г., арх. Р. Столер), строительство которых было завершено уже после войны в 1947 г. По двум сторонам площади вдоль проспекта в 1950-х г.г. параллельно друг другу были возведены группы жилых домов, увенчанные по углам башенками. А сейчас обратим внимание на сам памятник, благодаря которому площадь получила свое новое имя. Сорокаметровый гранитный обелиск увенчан трехметровым орденом Победы из мозаичной смальты и бронзы. На цоколе обелиска размещены бронзовые горельефы, прославляющие подвиг белорусских воинов и партизан. У подножия - меч, увитый лавровой ветвью. Четыре бронзовых венка символизируют четыре фронта, освобождавшие Беларусь. Вечный огонь был зажжен 3 июля 1961 г. от Вечного огня с Марсового поля в Ленинграде. Памятник безымянный. Под 12-ю гранитными плитами в капсулах хранится земля из городов-героев бывшего Советского Союза. Под землей основа монумента окружена кольцевой обходной галереей, связанной со станцией метро. Галерея переходит в круглый мемориальный зал, посвященный героям, погибшим в ВОВ. На стенах зала пластины с именами 566 чел., погибших в боях за освобождение Беларуси и удостоившихся звания Героя Советского Союза. Выше от современной пл. Победы находился район "Золотой Горки" - начало ул. Козлова. В середине XIX в. это была окраина Минска, "славящаяся ягодными полями и гуляньями на них". Справа, на углу проспекта и ул. Козлова - Дворец искусств, построенный в 1973 г., к сожалению, на костях древнего римско-католического кладбища с фамильными гробницами в центре которого находился Троицкий Золотогорский костел Святого Роха. Римско-католический приход Пресвятой Троицы в Минске был основан в XIV веке королём Ягайлой. Это самая древняя католическая община в городе, о которой сохранились сведения. Первоначально приходской костёл находился на Троицкой Горе. Во время большого пожара 1809 г. там была уничтожена вся застройка и костел в 1832 г. перенесли в упраздненный доминиканский. А позже приходской святыней становится костёл на Золотогорском кладбище, возникшем в XVIII веке на пересечении Борисовского тракта и дороги на Слепянку и фольварк Долгий Брод, в предместье Минска. После двух эпидемий холеры(1848 и 1853 г.г.) кладбище было значительно расширено в восточном направлении. В 1861-1864 гг. был построен каменный костёл в неоготическом стиле, который сохранился до настоящего времени. Примечателен тот факт, что пожертвования на его строительство собирали не только минские католики, но также православные и иудеи в знак благодарности святому Роху, спасшему город от страшной эпидемии холеры. Костёл имел богатое внутреннее убранство. На почётном месте в правом боковом алтаре находится чудотворная фигура святого Роха - защитника города Минска. В костёле был прекрасный орган, действовала школа органистов. Кроме того, у прихода было большое количество имущества в городе и предместьях. Имущество костела и прихода было экспроприировано в 30-е годы XX века. В это время богослужения в костёле совершались нерегулярно, так как в то время многие священники были арестованы или сосланы. Во время войны богослужения были на некоторое время возобновлены. В ходе боёв за Минск здание костёла б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|