Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязанности будущих классных руководителей на педагогической практике по воспитательной работе

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

(ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА)

Для студентов 4 курса факультета русского языка и литературы

(очная форма обучения)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ СТУДЕНТОВ

 

Студенты, выходящие на педагогическую практику по воспитательной работе, должны

знать:

§ нормативные документы (федеральные, региональные, местные), регламентирующие деятельность образовательного учреждения;

§ обязанности классного руководителя, работников образовательных учреждений, студента-практиканта;

§ педагогическую этику;

§ особенности различных педагогических технологий и специфику организации их деятельности;

§ основы теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

§ основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

§ государственный язык Российской Федерации – русский язык и свободно владеть языком, на котором ведется преподавание;

§ сущность и тенденции модернизации российского образования;

§ национальное своеобразие воспитания, формы и методы воспитания и обучения, функции и основные направления деятельности классного руководителя;

§ концепции воспитания и обучения;

§ структуру внеклассного мероприятия и др.

 

Студенты после прохождения педагогической практики должны

уметь:

§ определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

§ планировать и анализировать воспитательный процесс в педагогических, методических аспектах с учетом современных требований;

§ обоснованно выбирать эффективные формы, методы, средства воспитания, определять уровень воспитанности и развития детей;

§ проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

§ осуществлять внеклассную воспитательную работу во внеурочное время;

§ формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении правил личной и общественной гигиены, в овладении навыками первой медицинской помощи;

§ использовать в воспитательном процессе различные технические средства обучения: компьютерную технику и разнообразные наглядные пособия;

§ разрабатывать дидактический материал и наглядные пособия с учетом современных требований;

§ проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;

§ управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;

§ рационально распределять время и выполнять намеченный план;

§ организовывать индивидуальную работу с детьми, работу с группой, коллективом;

§ использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами;

§ строить конструктивные, деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в практике;

§ работать с нормативными документами профессиональной педагогической деятельности;

§ организовывать коммуникативную деятельность школьников;

§ решать профессиональные задачи в конкретных педагогических условиях;

§ организовывать и проводить внеклассные воспитательные мероприятия;

§ фиксировать результаты педагогических наблюдений;

§ изучать личность школьника и коллектива обучающихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

§ проектировать индивидуальный маршрут в педагогическом образовании;

§ устанавливать педагогически целесообразное общение с учениками, сотрудничать с ними и другими участниками учебно-воспитательного процесса;

§ осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;

§ создавать «методическую копилку» воспитательных мероприятий.

 

ОБЯЗАННОСТИ БУДУЩИХ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Спецификой педагогической практики по воспитательной работе является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогических коллективов школ и выполняют функции классного руководителя:

- воспитательную (осуществляют руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом);

- организационно-административную (руководят классом как организационной единицей в составе школы, ведут документацию и др.);

- координирующую (устанавливают взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса).

Студентам-практикантам необходимо помнить, что деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для школьника:

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальных особенностей классного коллектива.

Будущие педагоги работают на практике в качестве классных руководителей и выполняют следующие обязанности:

§ несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность школьников во время проводимых ими мероприятий, а также за нарушение прав и свобод учащихся в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ работают с обучающимися закрепленного за ними класса;

§ анализируют и оценивают уровень воспитанности личности и коллектива;

§ изучают и анализируют процесс становления и формирования коллектива класса;

§ посещают уроки учителей-предметников и мероприятия, проводимые классным руководителем;

§ осуществляют помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;

§ участвуют в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаний, родительских собраний в качестве приглашенных;

§ проводят классные часы (один раз в неделю); организуют экскурсии в музеи, посещение театров, выставок;

§ организуют питание школьников, дежурство по классу или школе;

§ ведут необходимую документацию (план воспитательной работы с коллективом класса, тетрадь классного руководителя в любой форме, дневники учащихся, психолого-педагогические карты изучения личности учащихся, папки с разработками воспитательных мероприятий и др.);

§ выполняют научно-методическую и опытно-экспериментальную работу в рамках курсовой или выпускной квалификационной работ;

§ оформляют отчетный материал по итогам педагогической практики.

Студент обязан:

§ выполнять график прохождения педагогической практики и все задания, предусмотренные программой;

§ соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

§ приходить к началу уроков или внеклассных мероприятий в своем классе; уходить по их окончании, если нет особых обстоятельств (отчетов, консультаций); встречать и провожать детей своего класса;

§ быть в курсе состояния дел в своем классе (отсутствующие в школе и причины пропусков занятий, занятость детей на переменах, организация самообслуживания в классе;

§ обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени и отчеству;

§ носить бейдж;

§ быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношениях со школьниками, учителями, родителями, преподавателями, студентами группы;

§ выполнять все задания по содержанию практики, сдавать все отчеты в точно указанные сроки;

§ посещать все консультации и зачетные мероприятия;

§ в случае пропуска дня занятий (по болезни, другим уважительным обстоятельствам), опоздания сообщить руководителю практики заранее или передать через студентов группы, позвонить в школу по телефону; сразу же после прихода лично подойти к руководителю практики и объяснить причину отсутствия или опоздания, передав необходимые документы (справка о болезни, повестка и т.д.);

§ предупреждать учителя о своем присутствии на уроке.

Студент не должен:

§ ходить в школе в верхней одежде и головном уборе;

§ входить в класс на урок после звонка;

§ выходить во время урока из класса;

§ разговаривать на уроках;

§ самостоятельно руководить детьми вне школы (экскурсии, поездки);

§ посещать семьи учеников без классного руководителя;

§ проводить внеклассные мероприятия без согласования с методистом и с классным руководителем;

§ курить в школе и на ее территории;

§ демонстрировать дурные привычки или невоспитанность;

§ организовывать внеклассные мероприятия в школе без согласования с классным руководителем и дежурным администратором образовательного учреждения.

Студент может:

§ вместе с классным руководителем посещать семьи учеников, проводить мероприятия вне школы;

§ сотрудничать со студентами других классов при организации внеклассных мероприятий, объединяющих несколько классов;

§ обращаться за помощью к администрации школы, учителям, классным руководителям, преподавателям;

§ высказывать замечания по организации практики руководителю практики.

 

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

1. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ IV КУРСА

 

Общая трудоемкость педагогической практики IV курса составляет 6 недель.

Студенты проходят практику в 5,6,7 классах образовательных учреждений города.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Содержание деятельности Формы текущего контроля (отчетности)
Раздел 1 «Подготовительный этап практики»
    Первая неделя Участие в установочной конференции по практике на факультете Дневник практики
Раздел 2 «Ознакомительный этап практики»
    Первая неделя Участие в установочной конференции по практике в образовательном учреждении   Дневник практики
Первая неделя Изучение нормативной документации образовательного учреждения, составление информационной карты образовательного учреждения   Информационная карта образовательного учреждения
Первая неделя Планирование воспитательной деятельности студента на весь период практики и оформление дневника педагогической практики План воспитательной работы студента на период практики
Первая неделя Посещение всех уроков и внеклассных мероприятий закрепленного за студентом класса Дневник практики
Первая неделя Посещение и анализ внеклассных воспитательных мероприятий педагогов образовательного учреждения   Тетрадь взаимопосещений воспитательных мероприятий
Раздел 3 «Основной этап практики»
      Посещение индивидуальных консультаций классных руководителей и групповых руководителей практики   Дневник практики
  Осуществление студентом деятельности классного руководителя в течение всего периода прохождения практики в закрепленном за ним классе Перечень воспитательных мероприятий, выполненных студентом за период педагогической практики
  Посещение и анализ внеклассных воспитательных мероприятий педагогов образовательного учреждения и коллег-студентов   Тетрадь взаимопосещений воспитательных мероприятий
  Проведение педагогической диагностики уровня воспитанности обучающихся Характеристика обучающихся с учетом сведений педагогической диагностики уровня воспитанности
  Разработка и проведение зачетного внеклассного воспитательного мероприятия в 5(6,7) классе Конспект зачетного внеклассного воспитательного мероприятия
Раздел 4 «Заключительный этап практики»
      Участие в итоговой конференции по практике в образовательном учреждении Дневник практики
  Оформление отчетной документации Пакет документов по педагогической практике
  Участие в итоговой конференции по практике на факультете, подготовка публичного выступления Дневник практики

 

 

8.2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

№ п/п Наименование раздела и его содержание
Раздел 1 «Подготовительный этап практики»
  Участие в установочной конференции по педагогической практике на факультете.Знакомство с организационными моментами проведения педагогической практики, программой ее реализации, проектом приказа. Знакомство с групповыми руководителями практики.  
Раздел 2 «Ознакомительный этап практики»
  Участие в установочной конференции по педагогической практике в образовательном учреждении.Знакомство с образовательным учреждением, его спецификой, целями, структурой, традициями, задачами педагогического коллектива; обсуждение организационных вопросов; распределение по классам; знакомство с учителями-предметниками, классными руководителями, коллективом учащихся.  
  Изучение нормативной документации образовательного учреждения. Составление информационной карты образовательного учреждения.Знакомство с нормативной документацией образовательного учреждения (государственный образовательный стандарт, устав образовательного учреждения, план воспитательной работы, локальные акты образовательного учреждения, текущая документация и др.) Составление информационной карты образовательного учреждения (юридический адрес, цель, задачи, направление профилей обучения, наличие концепции развития учреждения; проблема, над которой работает педагогический коллектив; Ф.И.О. директора образовательного учреждения, Ф.И.О. заместителя директора по воспитательной работе, Ф.И.О. классного руководителя).  
  Планирование воспитательной деятельности студента на весь период практики. Собеседование с классным руководителем закрепленного за студентом класса. Подготовка плана воспитательной работы будущего классного руководителя в образовательном учреждении и его утверждение групповым руководителем.
  Оформление дневника по педагогической практике.В дневнике по педагогической практике фиксируется следующий материал: информационная карта образовательного учреждения, расписание звонков, расписание уроков класса, список учеников класса, индивидуальный план работы студента на период практики и др.
  Посещение всех уроков и внеклассных воспитательных мероприятий закрепленного за студентом класса, их анализ.Во время посещения уроков и внеклассных воспитательных мероприятий студент-практикант фиксирует свои педагогические наблюдения в тетради взаимопосещений и осуществляет краткий анализ увиденного.
Раздел 3 «Основной этап практики»
  Посещение индивидуальных консультаций классных руководителей и групповых руководителей практики.
  Осуществление студентом деятельности классного руководителя в течение всего периода прохождения практики в закрепленном за ним классе.
  Посещение и анализ внеклассных воспитательных мероприятий педагогов образовательного учреждения и коллег-студентов.Во время посещения внеклассных воспитательных мероприятий студент-практикант фиксирует свои педагогические наблюдения в тетради взаимопосещений и осуществляет краткий анализ увиденного.
  Разработка и проведение зачетного внеклассного воспитательного мероприятия. Планирование, организация, проведение и анализ зачетного внеклассного воспитательного мероприятия.
  Проведение педагогической диагностики уровня воспитанности обучающихся. Проведение анкетирования и диагностирования обучающихся по выявлению уровня воспитанности.
  Выполнение исследовательского задания, связанного с темой курсовой (выпускной квалификационной работы).
Раздел 4 «Заключительный этап практики»
  Участие в итоговой конференции по педагогической практике в образовательном учреждении.
  Оформление отчетной документации.
  Участие в итоговой конференции по педагогической практике на факультете, подготовка публичного выступления.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...